ОПИСАНИЕ Материально-техническОЙ БАЗЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Наименование дисциплины»
для ОПОП «код – Наименование направления подготовки»
Профиль(ли) «Наименование профиля(лей)»
Екатеринбург 2017
Рабочая программа дисциплины
«Наименование дисциплины»
Составитель (составители):
Ф.И.О., должность, уч. степень, уч. звание, место работы
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры
наименование кафедры УрГПУ
Протокол от ________ г. № ______ Зав. кафедрой _______________ ФИО
(подпись)
Директор института/факультета _________________________ ФИО
(подпись)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Наименование дисциплины.
Указывается наименование дисциплины
1.2. Цель и задачи дисциплины.
Цель изучения дисциплины:
Задачи изучения дисциплины:
1.3. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО.
Дисциплина относится к базовой части или вариативной части, или дисциплинам по выбору учебного плана.
Приводится перечень предшествующих и последующих дисциплин (модулей) в соответствии с учебным планом.
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоениями ОПОП ВО
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
(указываются точные формулировки общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО).
Указывается, что обучающийся должен знать, уметь, чем владеть в результате успешного освоения дисциплины.
1.5. Объем дисциплины в зачетных единицах.
Общая трудоемкость дисциплины составляет ____ зачетных единиц.
1.6. Форма обучения:очная, заочная.
1.7. Особенности реализации дисциплины.
Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке РФ.
Если дисциплина реализуется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, указывается этот факт:
Дисциплина реализуется с применением ЭО и ДОТ на основе электронных ресурсов УрГПУ http://e.uspu.ru/.
2. Учебно-тематическое планирование
Учебно-тематический план очной/очно-заочной/заочной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа, в том числе часы, отведенные на контроль | |||
Всего | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
… | |||||||
Итого |
3. Содержание дисциплины
В разделе приводится краткое содержание дисциплины (модуля), структурированное по разделам и (или) темам курса.
Наименования разделов и (или) тем дисциплины (модуля) должны в точности соответствовать их наименованиям в учебно-тематическом плане.
4. перечень учебно-методического обеспечения
для самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине
Перечень учебно-методического обеспечения
Указывается учебно-методическое обеспечение, включая авторские разработки (печатные и (или) электронные), для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Вопросы для самоконтроля
Указываются вопросы для самоконтроля
Задания для самостоятельной работы/Темы докладов (рефератов)/Материалы для подготовки к коллоквиуму/Темы контрольных работ/Другое (выбирается или вписывается необходимое)
Указываются соответствующие материалы
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение обучающихся
Указываются темы, вынесенные на самостоятельное изучение обучающихся, в соответствии с учебно-тематическим планом дисциплины, приведенном в разделе 2 (при наличии таких тем)
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине представлен в приложении к рабочей программе дисциплины.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Основная учебная литература
В перечень основной учебной литературы должны включаться печатные и электронные учебники, учебные пособия, монографии, хрестоматии и другие издания, отвечающие следующим требованиям:
– наличие данного источника в библиотеке УрГПУ в достаточном количестве (из расчета не менее 50 экземпляров каждого издания на 100 обучающихся, см.: п.7.3.1 ФГОС ВО);
– наличие электронных учебников, учебных пособий, монографий, хрестоматий, а также иных изданий, необходимых для освоения учебной дисциплины (модуля), в электронной информационно-образовательной среде УрГПУ.
6.2. Дополнительная учебная литература
В перечень дополнительной учебной литературы могут входить печатные и электронные учебные издания, монографии, специализированные периодические издания, справочная и энциклопедическая литература, официальные и другие издания, расширяющие и углубляющие знания обучающихся по дисциплине (модулю).
Фонд дополнительной учебной литературы должен составлять не менее 25 экземпляров каждого издания на 100 обучающихся (см.: п.7.3.1 ФГОС ВО), либо должен быть представлен в электронной информационно-образовательной среде УрГПУ.
6.3. Печатные и (или) электронные ресурсы для лиц с ОВЗ
Печатные и (или) электронные ресурсы в формах, адаптированных к нарушениям здоровья лиц из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, представлены в Центре психолого-педагогического и информационного обеспечения образования студентов-инвалидов УрГПУ.
В Центре представлено специализированное оборудование, такое, как:
1. Читающая машина SARA CE
2. Видео-увеличитель стационарный электронный TOPAZ XL-20
3. Персональный компьютер с брайлевским дисплеем «Эверест».
Центр располагает также следующим программным обеспечением:
· программой экранного доступа JAWS версия 13.0;
· программой для чтения книг в текстовых форматах и перевода их в звуковые файлы БАЛАБОЛКА;
· программой экранного доступа NVDA;
· системой распознавания текста ADDYY Fine Reader;
· голосовым модулем АЛЁНА (ACAPELA GROUP).
Учебно-методические материалы для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и особенностям восприятия и обработки поступающей учебной информации.
Для обучающихся с нарушениями зрения:
· в печатной форме увеличенным шрифтом и с необходимой контрастностью;
· в форме электронного документа (версия для слабовидящих);
· в форме аудиофайла;
· в печатной форме на языке Брайля.
Обучающиеся могут воспользоваться официальным сайтом Свердловской областной специальной библиотеки для слепых: http: //sosbs.ru/
Для обучающихся с нарушением слуха:
· в печатной форме;
· в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
· в печатной форме;
· в форме электронного документа;
· в форме аудиофайла.
7. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
http://elar.uspu.ru - Электронная библиотека УрГПУ
http://journals.uspu.ru - Сайт «Научные журналы УрГПУ»
http://opac.urfu.ru/consensus - Consensus Omnium: Корпоративная сеть библиотек Урала.
https://arbicon.ru/services/mars_analitic.html - Межрегиональная аналитическая роспись статей - сводный каталог периодики библиотек России
http://diss.rsl.ru - Электронная библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки
http://biblioclub.ru - ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
http://elibrary.ru - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
http://cyberleninka.ru - Научная электронная библиотека «Киберленинка»
https://scholar.google.ru - Академия Google
http://www.edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»
http://window.edu.ru - Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://catalog.iot.ru - Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»
http://eor.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
http://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/search.do - ДОКУСФЕРА. Электронный фонд Российской национальной библиотеки (РНБ)
http://www.rubricon.com - Рубрикон. Крупнейший энциклопедический ресурс Рунета
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Организационные требования к освоению дисциплины
Освоение содержания дисциплины осуществляется на практических и (или) лабораторных занятиях (тренингах, деловых играх, иных формах занятий), в процессе контактной работы с преподавателем и самостоятельной работы обучающихся. Для своевременной помощи обучающимся при изучении дисциплин кафедрой организуются индивидуальные и групповые консультации, устанавливается время приема выполненных работ. По итогам освоения дисциплины осуществляется промежуточная аттестация обучающихся.
Для обучающихся предъявляются следующие организационные требования:
– обязательное посещение обучающимися всех видов занятий, предусмотренных учебным планом;
– качественная самостоятельная подготовка к практическим/лабораторным занятиям, активная работа на них;
– активная, ритмическая, самостоятельная работа обучающихся;
– своевременная сдача преподавателю отчётных документов по всем видам работ;
– в случае наличия пропущенных обучающимися занятий, необходимо получить консультацию по подготовке и оформлению отдельных видов заданий;
– обучающимся, пропускающим занятия, выдаются дополнительные задания – представить конспект пропущенного занятия с последующим собеседованием по теме занятия;
– обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию в соответствии с графиком сессии, должны ликвидировать задолженность в установленном порядке.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Подготовка обучающихся к практическим занятиям осуществляется с учетом общей структуры учебного процесса. На практических занятиях преподавателем осуществляется входной и рубежный контроль в виде контрольных работ и тестов, по основным понятиям дисциплины. Подготовка к практическим занятиям подразумевает выполнение домашнего задания к очередному занятию по заданиям преподавателя, выдаваемым в конце предыдущего занятия. Для осуществления работы по подготовке к занятиям, необходимо ознакомиться с литературой и электронными ресурсами, с рекомендациями по подготовке, вопросами для самоконтроля.
При подготовке к практическим занятиям следует:
– выяснить тему предстоящего занятия, изучить план, составить ориентировочный план подготовки к занятию;
– изучить текст соответствующего раздела учебника;
– ознакомиться с рекомендуемой литературой в том порядке, как она указана в плане: вначале – основной, затем – дополнительной (при чтении полезно делать рабочие записи по каждому пункту плана, желательно выписывать непонятные слова и вопросы на полях конспекта, с тем, чтобы в последующей работе над темой уточнить их значение);
– составить развёрнутый план выступления с особенностями каждого вида практических занятий;
– проработать вопросы по изучаемой теме.
При подготовке к практическим занятиям необходимо обратить внимание на усвоение текста. Можно посоветовать следующее:
– прочесть небольшой, но цельный кусок текста, выражающий некоторую законченную мысль;
– закрыть книгу (конспект) и обязательно письменно, не заглядывая в книгу воспроизвести все рассуждения текста до конца;
– сравнить с книгой. Если всё получилось двигаться дальше. В противном случае вновь перечитать текст. А потом снова записать его.
Рекомендации по работе с научной и учебной литературой
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к устному опросу на практических занятиях, к модульным контрольным работам, тестированию, зачету/экзамену. Она включает проработку лекционного материала – изучение рекомендованных источников.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, может быть подробным. Объем конспекта определяется самим обучающимся.
В процессе работы с учебной и научной литературой обучающийся может:
– делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике);
– составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора);
– готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы);
– создавать конспекты (развернутые тезисы).
Необходимо отметить, что работа с литературой не только полезна как средство более глубокого освоения дисциплины, но и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности будущего выпускника.
Организация самостоятельной работы обучающихся
В зависимости от места и времени проведения самостоятельной работы обучающихся (СРО), характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за её результатами СРО подразделяется на следующие виды:
– самостоятельную работу обучающихся в период контактной работы с преподавателем (практических/лабораторных занятий, представления проектов, плановых консультаций, зачётов, экзаменов);
– самостоятельную работу при выполнении обучающимся домашних заданий учебного, реферативного и творческого характера.
Основными принципами организации СРО являются: максимальная индивидуализированность, систематичность, непрерывность, сотрудничество преподавателя и обучающегося.
Виды и формы организации самостоятельной работы обучающихся
Виды СРО | Руководство преподавателя |
Конспектирование | Выборочная проверка |
Аннотирование книг, нормативных документов | Образцы аннотаций и проверка |
Углублённый анализ научно-методической литературы и электронных источников | Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации |
Участие в дискуссии, работе круглого стола, подготовка конспектов и презентаций выступлений, реферативных сообщений, выполнение заданий | Разработка плана практического занятия, рекомендация литературы, проверка знаний |
Основные задачи управления самостоятельной работой обучающихся:
1. Развитие у обучающихся практических умений самостоятельного изучения учебной литературы, электронных источников с обязательным сопоставлением теоретических положений с практической деятельностью.
2. Развитие у обучающихся практических умений аналитического обзора учебно-методической и нормативной литературы.
3. Ознакомление обучающихся с содержанием и особенностями конкретных документов организационно-управленческого характера и практикой их применения.
Самостоятельная работа обучающихся должна носить систематический характер. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при проведении промежуточной аттестации по дисциплине.
Формы предъявления результатов самостоятельной работы:
– устный опрос;
– письменные работы;
– электронные презентации;
– творческие проекты.
Текущий контроль
В течение освоения дисциплины преподавателем проводится текущий контроль успеваемости обучающихся по дисциплине.
Отсутствие пропусков занятий, активная работа на практических занятиях, общее выполнение графика учебной работы являются основанием для получения положительной оценки по текущему контролю.
Текущий контроль по дисциплине представлен подготовкой к практическим занятиям. Практические занятия проводятся по основным темам дисциплины с целью более глубокого изучения материала, формирования практических навыков делового общения в устной и письменной форме.
9. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИТНЕ
В процессе осуществления образовательного процесса по дисциплине применяется следующее программное обеспечение:
Из приведенного ниже перечня лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения выбирается то программное обеспечение, которое используется при освоении дисциплины.
Ø Microsoft Windows Professional 7 (Лицензия N 46299305)
Ø Microsoft Windows Vista Business (Лицензия № 43634375)
Ø Microsoft Win Starter (Лицензия № 4б299659)
Ø Microsoft Office 2007 (Лицензия N 46299305)
Ø Microsoft Exel 2007 (Лицензия № 43219434)
Ø LibreOffice (http://www.libreoffice.org/) – свободно распространяемый аналог Microsoft Office (текстовый редактор).
Ø Cognitive OpenOCR (Cuneiform) (http://cognitiveforms.com/ru/products_and_services/cuneiform/) – свободно распространяемый аналог ABBYY FineReader (Распознавание текстов и перевод их в машиночитаемый вид)
Ø Gimp (http://www.gimp.org/) - свободно распространяемый аналог Adobe Photoshop (Растровый графический редактор)
Ø Synfig (http://www.synfig.org/) - свободно распространяемый аналог Adobe Flash (Редактор двухмерной векторной анимации с поддержкой слоев, промежуточной раскадровки, высококачественного временного и пространственного сглаживания)
Ø Inkscape (https://inkscape.org/) - свободно распространяемый аналог Adobe Illustrator, Corel Draw, Adobe Indesign (Создание и модификация векторных изображений, подготовка логотипов, схем, диаграмм)
Ø FastStone Image Viewer (http://www.faststone.org/) - свободно распространяемый аналог Picasa (Программа для просмотра изображений)
Ø Dia (https://wiki.gnome.org/Apps/Dia) - свободно распространяемый аналог Visio (Редактор диаграмм и структурных схем)
Ø VLC Player (http://www.videolan.org/vlc/) - свободно распространяемый аналог Windows Media Player (Универсальный проигрыватель мультимедиа)
Ø Audacity (http://audacity.audio/) - свободно распространяемый аналог Sound Forge Samplitude (Аудио редактор)
Ø VirtualDub (http://virtualdub.ru/) - свободно распространяемый аналог Adobe Premiere, Sony Vegas, ULead MediaStudio (Редактор видео и анимации)
Ø KDenlive (https://kdenlive.org/) - свободно распространяемый аналог Adobe Premiere, Sony Vegas, ULead MediaStudio (Редактор видео и анимации)
Ø Blender (https://www.blender.org/) - свободно распространяемый аналог 3DStudio Max, Maya (Моделирование трехмерных сцен и создание анимации)
Ø SketchUp (http://www.sketchup.com/) - свободно распространяемый аналог 3DStudio Max, Maya (Создание, изменение и публикация 3D-моделей)
Ø NetBeans (https://netbeans.org/) - свободно распространяемый аналог Microsoft Visual Studio (Свободная интегрированная среда разработки приложений)
Ø Lazarus (http://www.lazarus-ide.org/) - свободно распространяемый аналог Borland Delphi (Pазработка графических приложений на языке Object Pascal)
Ø ABCPascal (http://pascalabc.net/) - свободно распространяемый аналог Borland Pascal (Компилятор и среда разработки приложений на языке Pascal)
Ø Octave (http://www.gnu.org/software/octave/) - свободно распространяемый аналог MathCAD, Matlab (Среды математического моделирования и символьных вычислений)
Ø Sofa Statistics (http://www.sofastatistics.com/home.php) - свободно распространяемый аналог Statistica (Статистическая обработка)
Ø R-Project (https://www.r-project.org/) - свободно распространяемый аналог Statistica (Статистические вычисления)
Ø VirtualBox (https://www.virtualbox.org/) - свободно распространяемый аналог VMware Workstation (Система виртуальных машин)
Ø QCad Community Edition (http://www.ribbonsoft.com/en/) – свободно распространяемый аналог AutoCad (Система автоматизированного проектирования)
Ø Opera (http://www.opera.com/) - свободно распространяемый аналог MS Internet Explorer (ПО для просмотра web-страниц сети Интернет)
Ø Firefox (https://www.mozilla.org/) - свободно распространяемый аналог MS Internet Explorer (ПО для просмотра web-страниц сети Интернет)
Ø openProj (http://openproj.ru.uptodown.com/) - свободно распространяемый аналог Microsoft Project (Управление проектами)
Ø FreeMind (http://freemind.sourceforge.net/wiki/index.php/Main_Page) – свободно распространяемый аналог MindManager (Программа для создания диаграмм связей. Создание интеллект-карт)
Ø Solid PDF Creator (http://www.soliddocuments.com/products.htm?product=SolidPDFCreator) - свободно распространяемый аналог Adobe Reader Prof (Программа для создания PDF документов)
Ø Free PDF Creator (http://www.freepdfcreator.org/ru/) - свободно распространяемый аналог Adobe Reader Prof (Программа для создания PDF документов)
Ø Nvu (http://www.nvu.com/) - свободно распространяемый аналог Macromedia Dreamweaver (HTML -редактор веб-сайтов)
Ø Salasaga (http://salasaga.ru.uptodown.com/ubuntu) - свободно распространяемый аналог Adobe Director (Подготовка многослойных интерактивных учебных материалов с возможностью экспорта в SWF)
Ø 7-zip (http://www.7-zip.org/) – свободно распространяемый аналог RAR (Архиватор с высокой степенью сжатия)
Ø InfraRecorder (http://infrarecorder.org/) - свободно распространяемый аналог Nero (Программа для записи CD и DVD дисков)
Информационные технологии применяются для:
– сбора, хранения, систематизации и выдачи учебной и научной информации;
– обработки текстовой, графической и эмпирической информации;
– подготовки, конструирования и презентация итогов исследовательской и аналитической деятельности;
– самостоятельного поиска дополнительного учебного и научного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных;
– использования электронной почты преподавателей и обучающихся для рассылки, переписки и обсуждения возникших учебных проблем.
Информационные справочные системы применяются длярешения различного рода познавательных и практико-ориентированных задач.
В ходе реализации целей и задач дисциплины обучающиеся могут при необходимости использовать возможности информационно-справочных систем, электронных библиотек и архивов.
Рекомендуемые информационно-справочные системы:
– электронная библиотека УрГПУ. URL: http://elar.uspu.ru/;
– сайт министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/;
– справочная система Образование. URL: http://vip.1obraz.ru/.
Фамилия Имя Отчество
ученая степень
ученое звание
должность и место работы
рабочий телефон
Приложение
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для проведения промежуточной аттестации по дисциплине
Название дисциплины |
Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины, с указанием этапов их формирования, показателей и критериев оценивания
Формируемая компетенция | Уровни сформированности компетенции | Результаты обучения (критерии оценивания компетенции) | Этапы формирования компетенции |
пороговый | Знает: | репродуктивный | |
продвинутый | Умеет: Владеет: | продуктивный |
Уровни сформированности компетенции:
пороговый – обучающийся освоил знания, необходимые для формирования умений, навыков и (или) приобретения опыта деятельности (воспроизводит термины, основные понятия, знает методы и процедуры, способен их сопоставить и объяснить);
продвинутый – обучающийся, на основе освоенных знаний, выработал умения, навыки и (или) приобрел опыт деятельности (выявляет взаимосвязи, применяет законы, вычленяет главные факторы, оценивает, разрабатывает и предлагает пути решения) (компетенция сформирована).
Этапы формирования компетенции:
репродуктивный – освоение лекционного материала;
продуктивный – работа на практических (лабораторных, иных) занятиях.
Оценочные средства для промежуточной аттестации по дисциплине, типовые контрольные задания, описание шкалы оценивания
Оценочные средства для промежуточной аттестации по дисциплине
Выбираются подходящие оценочные средства из предложенных в таблице ОС
№ | Наименование оценочного средства | Характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в ФОС |
Деловая/ролевая игра | Совместная деятельность группы обучающихся и/или обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. | Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре | |
Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы | Темы докладов, сообщений | |
Кейс-задание | Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. | Задания для решения кейс-задания | |
Коллоквиум | Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися. | Вопросы по темам/ разделам дисциплины | |
Письменная контрольная работа | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу | Комплект контрольных заданий по вариантам | |
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты | Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. | Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов | |
Портфолио | Целевая подборка работ студента, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах. | Структура портфолио | |
Проект | Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Темы групповых и/или индивидуальных проектов | |
Рабочая тетрадь | Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. | Образец рабочей тетради | |
Расчетно-графическая работа | Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом. | Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы | |
Реферат | Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. | Темы рефератов | |
Решение комплектов задач | Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. | Комплект разноуровневых задач и заданий | |
Индивидуальное собеседование | Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. | Вопросы по темам/разделам дисциплины | |
Творческое задание | Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий | |
Тест | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. | Фонд тестовых заданий | |
Тренажер | Техническое средство, которое может быть использовано для демонстрации и контроля приобретенных студентом профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом. | Комплект заданий для работы на тренажере | |
Эссе | Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. | Тематика эссе | |
Отчет по практике | Это специфическая форма письменных работ, позволяющая студенту обобщить свои знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения учебных и производственных, НИР. Отчеты по учебным практикам могут составляться коллективно с обозначением участия каждого студента в написании отчета. Отчеты по производственным и НИР готовятся индивидуально. Цель отчета – осознать и зафиксировать профессиональные и социально-личностные компетенции, приобретенные студентом в результате освоения теоретических курсов и полученные им при прохождении практики. Отчеты студентов по практикам позволяют кафедре создавать механизмы обратной связи для внесения корректив в образовательный процесс. | Структура отчета | |
Виртуальные лабораторные работы | Позволяют студенту проводить эксперименты либо с математической моделью, либо с физической установкой. Выполнение лабораторной работы заканчивается представлением отчета, который может быть проверен автоматически. В частном случае, результатом выполнения лабораторной работы может быть формальное описание какой-либо системы, которая оценивается по реакциям на эталонные воздействия. Использование виртуальной лаборатории требуется в случае, когда невозможно реализовать авторский замысел средствами других видов электронных элементов системы. | Пакет лабораторных работ | |
Электронный практикум | Содержит набор заданий студенту, необходимых для выполнения. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Системой определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания должен быть файл, отсылаемый студентом в базу данных. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания. | База данных/комплект практических работ | |
Отчет по НИР | НИР выполняются на старших курсах, способствует выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР). При оценивании отчета целесообразно использовать критерии, аналогичные оцениванию ВКР. Предусмотрены следующие этапы выполнения и контроля НИР: а) Планирование НИР.Ознакомление с тематикой исследовательских работ кафедры и выбор темы своего будущего исследования, обсуждение с ведущим преподавателем сути предстоящей работы. На данном этапе должны контролироваться следующие компетенции, приобретаемые студентом в процессе выполнения работы: - способность пользоваться глобальными информационными ресурсами, находить необходимую литературу; - владение современными средствами телекоммуникаций; - способность определять и формулировать проблему; - способность анализировать современное состояние науки и техники; - способность ставить исследовательские задачи и выбирать пути их решения; - способность создавать содержательные презентации. б) Корректировка плана проведения НИР. В ходе проведения исследований можно вносить корректировки в ранее намеченный план. При этом можно контролировать следующие компетенции, формируемые у студента: - способность анализировать современное состояние науки и техники; - способность самостоятельно ставить научные и исследовательские задачи и определять пути их решения; - способность составлять и корректировать план научно-исследовательских работ; - способность применять научно-обоснованные методы планирования и проведения эксперимента; - способность анализировать полученные результаты теоретических или экспериментальных исследований; - способность самостоятельно принимать решения на основе проведенных исследований. в) Составление отчета о НИР. На данном этапе можно контролировать следующие компетенции студента: - способность самостоятельно оценивать научные, прикладные и экономические результаты проведенных исследований; - способность профессионально представлять и оформлять результаты научно-исследовательских работ, научно-технической документации, статей, рефератов и иных материалов исследований. г) Публичная защита выполненной работы на заседании назначенной кафедрой комиссии. В ходе защиты преподаватели и студенты проводят широкое обсуждение работы, позволяющее оценить качество компетенций, сформированных у студента: - способность к публичной коммуникации; навыки ведения дискуссии на профессиональные темы; владение профессиональной терминологией; - способность представлять и защищать результаты самостоятельно выполн |