Педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна

В образовательной среде, в общеобразовательной школе педагоги опираются на принципы инклюзивного образования.

Адаптированная образовательная программа для детей с синдромом Дауна составляется на один учебный год. Основной целью адаптированной образовательной программы школы является создание безбарьерной среды в обучении учащихся с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательного учреждения, так и разработку специальных адаптированных учебных программ, программ сопровождения направленных на развитие взаимодействия всех участников образовательного процесса с инвалидами. Кроме этого необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении, в том числе детей с синдромом Дауна. Частью такой программы является и программа «Разработки рекомендаций по коррекции недостатков в психическом развитии ребенка с синдромом Дауна». Комплекс психокоррекционных упражнений и игр для детей с болезнью Дауна. Это основа коррекционной программы.

Дополнительные методы: Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, пальчиковые игры.

Наша программа не претендует на полноту изложения всей программы. Нам предстоит дополнить разработку, пройти апробацию и оценить эффективность программы по её завершению.

Комплекс психокоррекционных упражнений и игр для детей с болезнью Дауна.

Психологическое нарушение Корректируемые психические функции Психокоррекционные игры и упражнения  
Восприятие Слуховое восприятие: - целенаправленность звуков речи; - восприятие и различение звуков различных музыкальных инструментов; - дифференциация (выделение) сигнального звука из группы других звуков. Восприятие цвета: - сравнение предметов по цвету; - различение цветовых тонов через сравнение с образцом; - установление связи между цветовыми тонами и их названиями; - целенаправленное восприятие цветовых тонов и управление своим поведением. Восприятие формы: - осязательное восприятие формы предметов; - осязательное различение сходных по форме предметов; - зрительно-осязательное восприятие основных геометрических фигур; - зрительное восприятие без осязательной и двигательной опоры; - использование зрительного образа в операции сравнения; - восприятие формы плоскостных фигур. Восприятие величины: - зрительно-осязательное восприятие величины; - сравнение предметов по величине (протяжённости) с помощью прикладывания к образцу; - сравнение предметов по величине только на основе зрительного контроля; - выделение предметов заданной величины по образному представлению; - дифференцированное восприятие качеств величины: высоты, длины, ширины. «Караси и щуки» «Волны и море» « Два Мороза», « Из норки». « Соберём урожай» «Ищи свою ленточку» «Разноцветные шары» «Летняя поляна», « Кузнечики»     «Доска Сегенна» «Зайцы в огороде» «Почтовый ящик»» «Матрёшки» «Мы строим дом»   «Геометрическое лото»   « Прыгающий воробышек»» « Верные друзья» книга-мозаика «Приходите на лужок» Набор трафаретов «домашние животные» «Мозаика» «Книга с аппликациями «Птицы»
Внимания   Развитие произвольного внимания: Сопутствующие задачи: познавательная активность и волевое усилие; - развитие произвольного внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов; - устойчивость, концентрация внимания, наблюдательность; - распределение, переключение внимания; - управление вниманием: произвольность, активизация восприятия, памяти, мышления, познавательной активности и коммуникативности. « Лес-болото-море»»     «Ну, погоди!» парные картинки «Прыгающий воробышек» «     «Пальчики», «Ошибающийся учитель», « Волк в лесу»
Памяти
Развитие моторно - слуховой памяти;
- развитие зрительно - моторной и
пространственной памяти;
- развитие зрительно - моторной и
кинестетической памяти;
- развитие зрительной памяти;
- развитие кратковременной памяти:
целенаправленное запоминание и
припоминание;
- развитие смыслового запоминания через
причинно-следственные связи; - развитие словесной памяти: осмысленное
и целенаправленное запоминание слов.


«Повтори за мной»
 
« Слалом», «Пустое место»   «Найди цаплю»
  «Запомни свою позу»
Игра « Зеркала»
«Волк во рву»
 
Лото «Что любят есть животные» Лото
животные?»   «Мамины помощники»


Мышления и речи
- развитие артикуляции, интонации и коммуникативной функции речи;
- упражнение в правильном произнесении, расширение и уточнение активного словаря; - развитие коммуникативной функции речи;
- развитие мышления, связной речи и
выразительных движений;
- развитие мышления и связной речи:
выделение назначения предмета и обозначение его посредством слова;
- мыслительные операции: сравнение систематизация, обобщение;
- операции анализа, синтеза,
классификации;
-понимание связей и отношений между персонажами сюжетной картинки;
- понимание связей, отношений и последовательности событий в сюжетных картинках; - мыслительные ассоциативные связи;
- понимание скрытого смысла;
- сложная аналитико-синтетическая
деятельность: составление предложений, передача информации в сжатом виде, - выражение мысли другими словами,
«Волшебный сундучок»
«В гостях у лисы»
«Где мы побывали, что мы
повидали»
«Что на картинке?»
«Удочка»
«Парные картинки»
«Где живёт заяц?», «Лишняя
игрушка»
«Колобок» кукольный театр  
«Мы играем в магазин»     «Белый медведь»
«Опасная зона»
« Пятнышки»
Игры-упражнения
Психомоторика - развитие мелкой моторики; - развитие крупной моторики (упражнения)- дополнительно формируются преодоление гиперактивности, произвольность движений, самоконтроль. «Трафареты» «Срисовывание букв», а также рисование, письмо, черчение «Космонавты», « Пятнашки», « Прыжки по кочкам», «Замри», «Запрещённое движение». Другие подвижные игры.
Эмоции и воля
Снятие эмоциональной реактивности;
ситуативной агрессии;
- снятие напряжённости, невротических
страхов;
- снятие эмоциональной напряжённости,
аутичности;
- саморегуляция эмоциональных
состояний: успокоение, раскованность,
сосредоточение, концентрация;
- снятие страхов и тревоги перед угрозой
агрессии;
- снятие страха перед школой;
- снятие агрессии и страха с помощью
воображения;
- снятие тревожности в межличностном
взаимодействии через опыт совместной
Деятельности;
- формирование умений сдерживать себя;
- управление своим поведением в
групповой деятельности формирование
выдержки и способности управлять собой
в соревновательной ситуации;
- развитие самоконтроля,
самодисциплины, преодоление
гиперактивности.
  «Поссорились два петушка»
  «Дракон кусает свой хвост»
  «Иголка и нитка»
   
  «Этюды на выражение эмоций» |
   
  «Змей-Горыныч», «Лиса и куры»
   
  «Кляксы»
   
  «Воздушный шарик»,
  «Карусель», «Зимний хоровод»,
  сказко - терапия «Снеговик»
  «Смелые мышки»
  «Пустое место», «Лиса и гуси»,
  «Овладей мячом»    
«Замри», «Запрещённое  
движение»,  
«Снайперы».  
     

«К своим флажкам»,

По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя (воспитателя) и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы.

Рекомендации педагогам – психологам по проектированию

Наши рекомендации