Педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна
В образовательной среде, в общеобразовательной школе педагоги опираются на принципы инклюзивного образования.
Адаптированная образовательная программа для детей с синдромом Дауна составляется на один учебный год. Основной целью адаптированной образовательной программы школы является создание безбарьерной среды в обучении учащихся с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательного учреждения, так и разработку специальных адаптированных учебных программ, программ сопровождения направленных на развитие взаимодействия всех участников образовательного процесса с инвалидами. Кроме этого необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении, в том числе детей с синдромом Дауна. Частью такой программы является и программа «Разработки рекомендаций по коррекции недостатков в психическом развитии ребенка с синдромом Дауна». Комплекс психокоррекционных упражнений и игр для детей с болезнью Дауна. Это основа коррекционной программы.
Дополнительные методы: Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, пальчиковые игры.
Наша программа не претендует на полноту изложения всей программы. Нам предстоит дополнить разработку, пройти апробацию и оценить эффективность программы по её завершению.
Комплекс психокоррекционных упражнений и игр для детей с болезнью Дауна.
Психологическое нарушение | Корректируемые психические функции | Психокоррекционные игры и упражнения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Восприятие | Слуховое восприятие: - целенаправленность звуков речи; - восприятие и различение звуков различных музыкальных инструментов; - дифференциация (выделение) сигнального звука из группы других звуков. Восприятие цвета: - сравнение предметов по цвету; - различение цветовых тонов через сравнение с образцом; - установление связи между цветовыми тонами и их названиями; - целенаправленное восприятие цветовых тонов и управление своим поведением. Восприятие формы: - осязательное восприятие формы предметов; - осязательное различение сходных по форме предметов; - зрительно-осязательное восприятие основных геометрических фигур; - зрительное восприятие без осязательной и двигательной опоры; - использование зрительного образа в операции сравнения; - восприятие формы плоскостных фигур. Восприятие величины: - зрительно-осязательное восприятие величины; - сравнение предметов по величине (протяжённости) с помощью прикладывания к образцу; - сравнение предметов по величине только на основе зрительного контроля; - выделение предметов заданной величины по образному представлению; - дифференцированное восприятие качеств величины: высоты, длины, ширины. | «Караси и щуки» «Волны и море» « Два Мороза», « Из норки». « Соберём урожай» «Ищи свою ленточку» «Разноцветные шары» «Летняя поляна», « Кузнечики» «Доска Сегенна» «Зайцы в огороде» «Почтовый ящик»» «Матрёшки» «Мы строим дом» «Геометрическое лото» « Прыгающий воробышек»» « Верные друзья» книга-мозаика «Приходите на лужок» Набор трафаретов «домашние животные» «Мозаика» «Книга с аппликациями «Птицы» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внимания | Развитие произвольного внимания: Сопутствующие задачи: познавательная активность и волевое усилие; - развитие произвольного внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов; - устойчивость, концентрация внимания, наблюдательность; - распределение, переключение внимания; - управление вниманием: произвольность, активизация восприятия, памяти, мышления, познавательной активности и коммуникативности. | « Лес-болото-море»» «Ну, погоди!» парные картинки «Прыгающий воробышек» « «Пальчики», «Ошибающийся учитель», « Волк в лесу» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Памяти |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мышления и речи |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психомоторика | - развитие мелкой моторики; - развитие крупной моторики (упражнения)- дополнительно формируются преодоление гиперактивности, произвольность движений, самоконтроль. | «Трафареты» «Срисовывание букв», а также рисование, письмо, черчение «Космонавты», « Пятнашки», « Прыжки по кочкам», «Замри», «Запрещённое движение». Другие подвижные игры. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоции и воля |
|
«К своим флажкам», |
По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя (воспитателя) и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы.
Рекомендации педагогам – психологам по проектированию