Методика обучения монологической речи
Развитие монологической речи детей. Развитие мышления детей – условие овладения рассказыванием. Виды детских рассказов, их классификация. Описательные и сюжетные рассказы, их структура. Особенности усвоения описаний и сюжетных рассказов. Содержание работы по развитию монологической речи в разных возрастных группах.
Основная литература:
1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 261-268
2. Стародубина, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 64-114
3. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с.53-56
Обучение пересказу
Пересказ литературных произведений. Особенности умственной деятельности в ходе пересказа. Зависимость пересказа от особенностей понимания содержания литературного произведения и его художественной формы. Отбор литературных произведений для пересказа. Виды пересказов. Требования к пересказам детей.
Основная литература:
1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 289-296
2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 63-67
Практические занятия
6.8. Методика обучения пересказу. Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах. Приёмы обучения пересказам. Роль метода моделирования в обучении пересказу. Структура занятия.
Практические занятия
6.9. Составление плана-конспекта по обучению пересказу
Приёмы обучения рассказыванию
Рассказывание детей – средство обучения связной речи: совместное рассказывание воспитателя и ребёнка, образец рассказа, анализ образца рассказа, план рассказа, коллективное обсуждение, составление по частям, моделирование, оценка монологов и др.
Основная литература:
1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 284-288с.
2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 58-63
Практические занятия
6.11. Методика обучения рассказыванию о предметах и игрушках. Обучение детей рассказыванию с использованием наглядных средств (об игрушке, предмете, по картине). Обучение детей описанию предметов и игрушек. Особенности познавательной деятельности при создании описательных рассказов.
Особенности приёмов обучения этому виду рассказывания. Придумывание сюжетных рассказов об игрушке. Инсценировка рассказа с помощью игрушек как первоначальный приём обучения. Сюжетные рассказы об отдельных игрушках. Роль вопросов, образца, плана и оценки как приёмов обучения.
Методические особенности рассказывания по игрушкам в разных возрастных группах.
Методика обучения рассказыванию по картинам
Особенности восприятия и понимания детьми предметных и сюжетных картин. Требования к отбору картин для рассказывания. Необходимость предварительного рассматривания. Своеобразие методики обучения описательным рассказам по предметной и пейзажной картинкам.
Приёмы обучения сюжетным рассказам. Вопросы, направленные на понимание содержания картин и установление связей. Образец рассказа педагога, оценка детских рассказов.
Приёмы обучения рассказыванию по серии сюжетных картин. Структура занятий.
Основная литература:
1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 304-316
2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 70-71, 81-82
Практические занятия
6.13. Составление рассказов на основе личного опыта. Рассказы детей из опыта в различных возрастных группах, их роль в развитии монологической речи. Организация детского опыта, тематика рассказывания в разных возрастных группах.
Приёмы, направленные на освоение содержания и формы рассказа. Руководство в ходе рассказывания. Структура занятий. Составление писем. Усложнение требований к сюжетным и описательным рассказам.
Практические занятия
6.14. Обучение творческому рассказыванию. Опора на разнообразный опыт и навыки рассказывания. Развитие самостоятельности и творческих представлений детей в ходе рассказывания. Тематика творческих рассказов.
Приёмы обучения, направленные на самостоятельное определение содержания рассказывания, его формы, средств выразительности, развитие творческой инициативы.
Взаимодействие творческих и учебных задач. Методические особенности в разных возрастных группах.