РАЗДЕЛ 4. Формирование грамматического строя речи
Тема 4.1. Усвоение детьми грамматического строя речи
Усвоение детьми грамматического строя речи в процессе общения. Значение освоения грамматического строя языка для речевого развития детей и подготовки их к школе.
Познание отношений и связей окружающей среды – основа для усвоения грамматического строя.
Периодизация формирования грамматического строя речи (по А.Н. Гвоздеву). Задачи и содержание формирования грамматического строя речи детей в детском саду.
Основная литература:
1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 170-181
2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с.111-118
Тема 4.2. Методы и приёмы обучения грамматически правильной речи
Основные закономерности освоения детьми морфологической системы родного языка, характерные ошибки, их причины. Пути формирования грамматической стороны речи у детей, этапы.
Основные методы и приёмы.
Основная литература:
1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 185-191
2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 118-119с.
4.3. Формирование грамматически правильной речи. Работа над словообразованием
Особенности в овладении ребёнком словообразованием. Методика формирования способов словообразования, содержание работы в разных возрастных группах.
Основная литература:
1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –с. 177, 202-208
2. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с.154-158
3. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 124-126
Практические занятия
Дидактические игры, упражнения на словообразование.
Практические занятия
4.4. Методика формирования грамматически правильной речи
Затрудняющие дошкольников грамматические формы.
Овладение морфологической стороной речи в разных возрастных группах.
Реализация программного содержания. Виды дидактических игр и упражнений.
Особенности занятий по обучению грамматически правильной речи
Обучение грамматическому строю речи на занятиях.
Активные приёмы обучения.
Творческий характер формирования грамматического строя речи.
Основная литература:
1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с.192-202
2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 120-122, 126
Методика формирования синтаксического строя речи
Задачи и содержание работы по формированию синтаксического строя речи. Методы и приёмы обучения детей построению предложений. Роль наблюдений и беседы, специальных дидактических игр и упражнений в формировании синтаксического строя речи детей.
Методика формирования синтаксического строя речи в разных возрастных группах.
Основная литература:
1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с.179-180, 208-215
2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с.122-123
Практические занятия
4.7. Разработка планов-конспектов занятий по формированию грамматически правильной речи дошкольников
Обязательная контрольная работа №1
РАЗДЕЛ 5. Методика воспитания звуковой культуры речи
Тема 5.1. Задачи воспитания звуковой культуры речи
Понятие звуковой культуры речи, её значение для общего развития ребёнка. Особенности освоения детьми дошкольного возраста звуковой культуры, словопроизношения и средств выразительности.
Анатомо-физиологические особенности речевого аппарата детей и их влияние на усвоение звуковой культуры речи.
Задачи и содержание работы по воспитанию навыков правильного и чистого звуко- и словопроизношения в разных возрастных группах.
Основная литература:
1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с.216-226
2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 128-132