Тема 16. Управление конфликтами в организации
Конфликтология и ее значение в формировании социально-психологического климата организации. Понятие и сущность конфликта. Основные причины возникновения конфликтов в образовательных учреждениях.
Стратегии поведения в конфликте. Стратегические и тактические методы управления конфликтом. Роль руководителя в конфликтной ситуации.
Перечень тем лекционных занятий:
1. Введение в педагогический менеджмент. Основные уровни управления системой художественного образования
2. Основные принципы педагогического менеджмента. Факторы, определяющие эффективность управленческой деятельности в сфере художественного образования
3. Системный подход в управлении художественным образованием
4. Основные функции менеджмента художественного образования
5. Характеристика групповых процессов. Педагогический коллектив в системе управления школой
6. Психологические основы кадровой политики организации
7. Маркетинг как вид управленческой деятельности. Цели, задачи и основные направления маркетинговой деятельности в сфере художественного образования
8. Жизненный цикл образовательных услуг и стратегии маркетинга
9. Маркетинговая среда учреждения художественного образования.
10. Основные направления маркетинговых исследований в сфере художественного образования
11. Имидж руководителя в сфере художественного образования.
12. Технологии принятия управленческих решений
13. Коммуникационный процесс в системе маркетинговых коммуникаций. Маркетинговые инструменты продвижения образовательных услуг
14. Психологические основы делового общения. Виды и формы деловых коммуникаций
15. Корпоративная культура и климат организации.
16. Управление конфликтами в организации.
Перечень тем практических занятий:
1. Введение в педагогический менеджмент. Основные уровни управления системой художественного образования
2. Основные принципы педагогического менеджмента. Факторы, определяющие эффективность управленческой деятельности в сфере художественного образования
3. Системный подход в управлении художественным образованием
4. Основные функции менеджмента художественного образования
5. Характеристика групповых процессов. Педагогический коллектив в системе управления школой
6. Психологические основы кадровой политики организации
7. Маркетинг как вид управленческой деятельности. Цели, задачи и основные направления маркетинговой деятельности в сфере художественного образования
8. Жизненный цикл образовательных услуг и стратегии маркетинга
9. Маркетинговая среда учреждения художественного образования.
10. Основные направления маркетинговых исследований в сфере художественного образования
11. Имидж руководителя в сфере художественного образования.
12. Технологии принятия управленческих решений
13. Коммуникационный процесс в системе маркетинговых коммуникаций. Маркетинговые инструменты продвижения образовательных услуг
14. Психологические основы делового общения. Виды и формы деловых коммуникаций
15. Корпоративная культура и климат организации.
16. Управление конфликтами в организации
Примерные вопросы для контроля и самоконтроля:
1. Дайте определение понятиям "управление" и "менеджмент".
2. Дайте определение педагогического менеджмента.
3. Что является предметом педагогического менеджмента?
4. Охарактеризуйте сущностные компоненты управления в сфере художественного образования.
5. Приведите характеристику управленческого труда. В чем состоит его специфика в сфере художественного образования?
6. Перечислите особенности труда руководителя образовательного учреждения в сфере искусства и культуры.
7. Перечислите принципы педагогического менеджмента.
8. Дайте краткую характеристику подхода научного управления.
9. Дайте краткую характеристику административного подхода.
10. Дайте определение понятиям "система", "подсистема", "элемент", "связи", "отношения".
11. Опишите понятия "элементарная система" и ее составляющие.
12. Охарактеризуйте виды систем в зависимости от квалификационных признаков.
13. Что такое организация как "ресурсы – продукция "услуги"?
14. Охарактеризуйте внутреннюю среду организации на примере сферы художественного образования.
15. Дайте определение понятию "система управления", характеристику типов систем управления, опишите их преимущества и недостатки.
16. Охарактеризуйте понятие "миссия организации". Приведите примеры формулировки миссий образовательных учреждений в сфере художественного образования.
17. Охарактеризуйте понятие "цель" и перечислите свойства целей.
18. Приведите примеры различных видов целей в области художественного образования.
19. Охарактеризуйте этапы формирования целей в организации.
20. В чем состоит значение метода управления по целям? поясните ответ на примере художественного образования.
21. Дайте краткую характеристику планирования как функции управления. Перечислите принципы планирования.
22. Каковы особенности долгосрочного подхода и стратегического планирования?
23. В чем заключается функция планирования учебно-воспитательного процесса?
24. Перечислите методы анализа внешней и внутренней среды организации.
25. Оцените стратегию развития какой-либо организации в сфере художественного образования.
26. Дайте определение понятию "организационная структура управления". Охарактеризуйте элементы ее структуры.
27. Перечислите факторы, определяющие организационную структуру управления.
28. Каковы принципы построения организационной структуры?
29. Опишите методы проектирования организационных структур.
30. Каковы сущность функции координации? Приведите пример в области художественного образования.
31. Рассмотрите способы координации, которые используются в учреждениях дополнительного художественного образования.
32. Дайте определение понятию "контроль".
33. Назовите этапы контроля, охарактеризуйте содержание работ на каждом этапе контроля.
34. Дайте определение понятию "регулирование". Опишите виды регулирования.
35. Приведите примеры систем контроля, используемые в различных организациях в сфере художественного образования.
36. Дайте определение понятию "функция руководства", характеристику ролей руководителя.
37. Охарактеризуйте понятие "метод управления", приведите классификацию методов.
38. Перечислите основные стили руководства.
39. Кто является объектом и субъектом управления?
40. Перечислите основные принципы кадровой политики.
41. Перечислите этапы профотбора.
42. Перечислите методы управления кадрами.
43. Что означают термины "конвенциальные роли", "неформальные роли"?
44. Перечислите и охарактеризуйте основные стили управления.
45. перечислите слагаемые имиджа руководителя в сфере художественного образования.
46. Дайте определение понятию "решение". Охарактеризуйте роли управленческих решений.
47. Перечислите требования, предъявляемые к управленческим решениям.
48. Дайте характеристику этапов модели принятия решений.
49. Укажите особенности этапа выбора решения.
50. Проанализируйте индивидуальные стили принятия решений.
51. Укажите критерии эффективного управленческого решения руководителя образовательного учреждения.
52. Охарактеризуйте роль информации в управлении.
53. Дайте определение понятию "информация", перечислите виды информации.
54. Что входит в понятия "вербальная" и "невербальная" коммуникация? Приведите примеры из области художественного образования.
55. В чем заключается сущность общения? Какие требования предъявляются к деловому общению?
56. Дайте определение материальному общению.
57. Дайте определение деятельному общению.
58. Дайте определение кондиционному общению
59. Дайте определение мотивационному общению.
60. Охарактеризуйте социальное общение.
61. Охарактеризуйте личностное общение.
62. Перечислите коммуникативные барьеры делового общения.
63. Что такое техника и приемы общения?
64. Перечислите основные типы жестов.
65. Перечислите механизмы психологической защиты.
66. Опишите направления совершенствования коммуникаций в учреждениях художественного образования.
67. Что означает понятие "социометрическая структура"?
68. Охарактеризуйте статусную иерархию членов группы.
69. Что понимается под коммуникативной структурой группы?
70. Что понимается под фронтальной структурой группы?
71. Дайте определение понятию "организационная культура". Охарактеризуйте ее составляющие.
72. В чем отличия понятий "корпоративная культура" и "климат организации"?
73. Дайте определение понятия "социально-психологический климат организации".
74. охарактеризуйте основные типы руководителя.
75. Дайте характеристику бюрократическому, рыночному, клановому и адхократическому типам организационной культуры.
76. Перечислите и охарактеризуйте типы конфликтов.
77. Каковы стратегии поведения в конфликте?
78. Назовите стратегические методы управления конфликтом.
79. Какова роль руководителя в конфликтной ситуации?
80. Что такое педагогический конфликт? В чем заключается его сущность и особенности.
81. Дайте определение понятия «социально-педагогический маркетинг».
82. Перечислите цели и задачи маркетинга в сфере художественного образования.
83. Основные виды маркетинговых исследований в сфере художественного образования.
84. Объясните сущность и значение конкурентного анализа для учреждения художественного образования.
4. перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
4.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- Поисковая система Google для поиска информации по темам, выносимым на самостоятельное изучение.
- Сайты учреждений культуры и художественного образования.
- Менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Практикум: учебное пособие/Под ред. Е.Л. Щековой. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2012. – 160 с.
- Учебные пособия и учебно-методические разработки научной библиотеки УрГПУ.
- Электронный ресурсный центр научной библиотеки УрГПУ.
4.2. Содержание самостоятельной работы
Самостоятельная работа проводится по каждой теме курса и включает в себя:
- подготовку к семинарским занятиям;
- выполнение практических заданий;
- изучение современной литературы и специальной периодической печати в области менеджмента и маркетинга художественного образования;
- изучение Internet-ресурсов в области управления образовательной организацией.
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие элементы:
- предварительную подготовку студентов к выполнению задания, постановку учебных задач под руководством педагога;
- составление детального плана выполнения задания под руководством преподавателя в начальный период обучения (в процессе обучения осуществляется плавный переход к самостоятельному составлению краткого плана выполнения задания);
- практическую работу над выполнением задания;
- взаимную корректировку предварительных результатов самостоятельной работы (в групповых занятиях);
- взаимную проверку и экспертизу полученных результатов, исправлений и дополнений к ним (в групповых занятиях);
- формулировку выводов.
4.3. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов очной и заочной формы обучения
Тема 1. Введение в педагогический менеджмент. Основные уровни управления системой художественного образования
Сущность и характеристики основных элементов педагогического менеджмента. Особенности менеджмента в сфере художественного образования. Три уровня управления художественным образованием: мегауровень, мезауровень, микроуровень. Цели и задачи стратегического управления в сфере культуры, искусства и художественного образования. Современные подходы к формулировке миссии образовательного учреждения в сфере художественного образования.
Задание для самостоятельной работы:выявить структуру, содержание и специфику управления в сфере художественного образования на макро, меза- и микроуровнях управления.
Задание для самостоятельной работы:1) проанализировать миссии 5 учреждений художественного образования, выявить достоинства и недостатки; 2) разработать миссию и слоган учреждения дополнительного художественного образования или образовательной программы (по выбору студента).