К основным путям овладения педагогической профессией

МОЖНО ОТНЕСТИ:

- процесс овладения основами профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебным планом специальности;

- активное участие в научно-исследовательской работе, которая выполняется сверх (вне) учебных планов и предполагает не «ученический» уровень изысканий, а объективно общественную значимость ожидаемых и получаемых результатов;

- процесс самовоспитания и самообразования.

В образовательной практике овладение способностью к совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных называют самовоспитанием. Специфика профессионального самовоспитания состоит в возрастании гибкости, способности к активной адаптации к изменению характера профессиональной деятельности, которая все более востребует от человека динамизм, постоянное самосовершенствование, готовность к конструктивному взаимодействию (к работе в команде), способность к выбору, смелость взять ответственность на себя.

Важнейшим компонентом профессионального самовоспитания является самообучение как целенаправленная и саморегулируемая познавательная деятельность по приобретению систематических знаний, умений и навыков в какой-либо сфере деятельности.

Профессиональное самообучение педагога осуществляется в форме изучения специальной и научно-популярной литературы (книг, предметных журналов, ресурсов Интернет); посещение лекций, семинаров, тренингов; работу в составе методических объединений учителей; взаимопосещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий.

На более высоком уровне самообучения педагог переходит к самоанализу своего профессионального опыта, его систематизации и обобщению в форме квалификационных работ, эмпирическому поиску путей решения проблем педагогической практики.

Высшим уровнем самообучения является поисковая исследовательская деятельность педагога, разработка инновационных педагогических приемов, методов и технологий, переход к самообразованию. В последние годы перестали быть редкостью защиты диссертаций педагогами школ и средних специальных учебных заведений.

В условиях обучения в вузе формами профессионального самообучения являются реферирование, индивидуальная и групповая работа над учебно-исследовательскими проектами, выполнение курсовых и дипломных работ, участие в научных студенческих обществах, выступления на научных конференциях, публикации исследовательских работ.

Для самообучения в процессуальном отношении очень важна его самоорганизация: выбор приемов и методов работы, планирование времени, самоконтроль, самооценка, самоуправление. Именно этим самообучение ценно для самовоспитания как выработки у себя профессионально и личностно значимых свойств. Однако этого не достаточно.

Профессиональное самовоспитание невозможно без разноаспектного и разноуровневого взаимодействия педагога с учащимися (воспитанниками), их родителями, коллегами и другими участниками образовательного процесса.

В результате самовоспитания педагога вырабатывается его профессиональное самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция как система доминирующих ценностно-смысловых отношений к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности. Все эти свойства педагога могут быть выработаны только в процессе совместной деятельности, диалогического взаимодействия (соизменения), при котором ответственность за результаты развития распределяются между участниками образовательного процесса.

Для студента как будущего учителя это взаимодействие с однокурсниками и преподавателями вуза, с учениками и учителями на педагогической практике. Очевидно, что гуманитарность как личностное качество будущего учителя обеспечивает максимальную продуктивность такого взаимодействия: проникновение в мир партнера по взаимодействию, эмпатию и доверительность в общении, понимание, открытость позиции в межсубъектном взаимодействии. Все это способствует формированию и развитию профессионально ценных свойств: коммуникативности, дискуссивности, гибкости.

Перечень вопросов и/или задания к зачету:

Раздел «Введение в педагогическую деятельность

1. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога.

2. Профессиональная культура педагога как часть общей культуры. Компоненты профессиональной культуры педагога.

3. Сущность и структура педагогической деятельности, функции, уровни, виды педагогической деятельности.

4. Образовательная политика в России. Принципы государственной политики в образовании. Основные направления модернизации Российского образования.

5. Основные документы, регламентирующие образование в России. Конституция РФ, Закон РФ об образовании. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

6. Профессиональная компетентность педагога. Компоненты профессиональной компетентности педагога.

7. Компетенции школьника и современного учителя. Определение компетенции, их состав.

8. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Формы и методы профессионального саморазвития, самовоспитания педагога.

9. Структура и содержание ФГОС ВПО. Роль ФГОС ВПО в педагогическом образовании.

Наши рекомендации