Компетентностный подход к организации обучения

Под компетентностью понимается актуальное качество личности, проявляющееся совокупностью компетенций. Компетенцию определяют как способность (готовность) к определённой деятельности с применением знаний, умений, навыков (ЗУНов), включающих также личностные качества. Федеральные государственные образовательные стандарты нового третьего поколения ориентированы на модель общих качеств человеческой личности, включая и его профессиональные качества, формируемые через достижение компетенций.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результатах

образования, причём, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных, в том числе и проблемных ситуациях.

Компетенции включают в себя следующие аспекты:

  • мотивационный (готовность к проявлению);
  • когнитивный (владение знанием содержания компетентности);
  • операционно-технологический (владение соответствующими умениями, операциями, действиями);
  • поведенческий (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях);
  • ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетентности и к объекту её приложения);
  • рефлексивный (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности).

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ КУРСОВ

Слово «модуль» (от латинского modulus – мера) в разных словарях имеет различные значения: единица меры, величина или коэффициент, функционально законченный узел.

Каждый модуль включает обязательные виды работ – лабораторные, практические,

семинарские занятия, домашние индивидуальные работы, а также дополнительные по выбору: участие в олимпиаде, написание реферата, выступление на конференции, участие в НИР (научно-исследовательская работа) студентов, решение задач повышенной сложности, выполнение комплексных усложнённых лабораторных работ и др. В модуле проектируется не только последовательность изложения содержания, но и последовательность операций, действий, которые необходимо освоить на основе полученного нового знания, а также последовательность контрольно-оценочных мероприятий по выявлению уровней освоения и знаний и умений.

Дидактическое обеспечение модульно-рейтингового обучения должно состоять из регламентирующих и учебно-методических документов, включающих:

· общую информацию о курсе;

· рекомендуемый график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине;

· график проведения лабораторных занятий и занятий с использованием лабораторного оборудования;

· формы и время отчётности;

· график консультаций;

· учебную программу дисциплины;

· учебные материалы;

· методические рекомендации по работе с учебным материалом;

· методические указания по проведению лабораторных работ;

· список рекомендуемой литературы;

· вопросы к зачётам и экзаменам;

· критерии оценивания различных видов работ.

Таким образом, модульно-рейтинговая система – это метод, при котором учебный

материал разделяется на логически завершённые части (модули), после изучения которых

предусматривается аттестация в форме контрольной работы, теста, коллоквиума и т.д. Работы оцениваются в баллах, сумма которых даёт рейтинг каждого учащегося. Модульно-рейтинговая система подходит и для оценки компетенции в силу того, что в баллах оцениваются не только знания и навыки учащихся, но и творческие их возможности: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д. Модулем можно считать как группу дисциплин учебного плана, так и одну дисциплину или её крупные разделы, формирующие единую группу компетенций.

УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЁМА И РОЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Введение ФГОС–3 предполагает увеличение объёма самостоятельной работы студента и предусматривает изменение роли этой работы.

Самостоятельная работа студентов (CРC) – это должна быть планируемая, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она должна подразделяться на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторную самостоятельную работу составляют различные виды контрольных, творческих и практических заданий во время семинаров. По конкретной дисциплине студенты могут заниматься примерно два раза в течение недели.

Внеаудиторная самостоятельная работа традиционно включает такие формы, как выполнение письменного домашнего задания, подготовка к разбору ранее прослушанного лекционного материала на практическом занятии, подготовка доклада, выполнение конспекта, реферата, курсового проекта и т.п.

Новой формой самостоятельной деятельности студентов, повышающих их ответственность за получение образования, должно стать проектирование собственного образовательного маршрута. По направленности предлагаются следующие варианты индивидуальных маршрутов студента:

  • ориентированный на получение знаний;
  • формирование себя как человека образования;
  • формирование себя в определённой профессии;
  • ориентированный на научную деятельность.

Наши рекомендации