Компетентностный подход к организации обучения
Под компетентностью понимается актуальное качество личности, проявляющееся совокупностью компетенций. Компетенцию определяют как способность (готовность) к определённой деятельности с применением знаний, умений, навыков (ЗУНов), включающих также личностные качества. Федеральные государственные образовательные стандарты нового третьего поколения ориентированы на модель общих качеств человеческой личности, включая и его профессиональные качества, формируемые через достижение компетенций.
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результатах
образования, причём, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных, в том числе и проблемных ситуациях.
Компетенции включают в себя следующие аспекты:
- мотивационный (готовность к проявлению);
- когнитивный (владение знанием содержания компетентности);
- операционно-технологический (владение соответствующими умениями, операциями, действиями);
- поведенческий (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях);
- ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетентности и к объекту её приложения);
- рефлексивный (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности).
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ КУРСОВ
Слово «модуль» (от латинского modulus – мера) в разных словарях имеет различные значения: единица меры, величина или коэффициент, функционально законченный узел.
Каждый модуль включает обязательные виды работ – лабораторные, практические,
семинарские занятия, домашние индивидуальные работы, а также дополнительные по выбору: участие в олимпиаде, написание реферата, выступление на конференции, участие в НИР (научно-исследовательская работа) студентов, решение задач повышенной сложности, выполнение комплексных усложнённых лабораторных работ и др. В модуле проектируется не только последовательность изложения содержания, но и последовательность операций, действий, которые необходимо освоить на основе полученного нового знания, а также последовательность контрольно-оценочных мероприятий по выявлению уровней освоения и знаний и умений.
Дидактическое обеспечение модульно-рейтингового обучения должно состоять из регламентирующих и учебно-методических документов, включающих:
· общую информацию о курсе;
· рекомендуемый график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине;
· график проведения лабораторных занятий и занятий с использованием лабораторного оборудования;
· формы и время отчётности;
· график консультаций;
· учебную программу дисциплины;
· учебные материалы;
· методические рекомендации по работе с учебным материалом;
· методические указания по проведению лабораторных работ;
· список рекомендуемой литературы;
· вопросы к зачётам и экзаменам;
· критерии оценивания различных видов работ.
Таким образом, модульно-рейтинговая система – это метод, при котором учебный
материал разделяется на логически завершённые части (модули), после изучения которых
предусматривается аттестация в форме контрольной работы, теста, коллоквиума и т.д. Работы оцениваются в баллах, сумма которых даёт рейтинг каждого учащегося. Модульно-рейтинговая система подходит и для оценки компетенции в силу того, что в баллах оцениваются не только знания и навыки учащихся, но и творческие их возможности: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д. Модулем можно считать как группу дисциплин учебного плана, так и одну дисциплину или её крупные разделы, формирующие единую группу компетенций.
УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЁМА И РОЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Введение ФГОС–3 предполагает увеличение объёма самостоятельной работы студента и предусматривает изменение роли этой работы.
Самостоятельная работа студентов (CРC) – это должна быть планируемая, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она должна подразделяться на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторную самостоятельную работу составляют различные виды контрольных, творческих и практических заданий во время семинаров. По конкретной дисциплине студенты могут заниматься примерно два раза в течение недели.
Внеаудиторная самостоятельная работа традиционно включает такие формы, как выполнение письменного домашнего задания, подготовка к разбору ранее прослушанного лекционного материала на практическом занятии, подготовка доклада, выполнение конспекта, реферата, курсового проекта и т.п.
Новой формой самостоятельной деятельности студентов, повышающих их ответственность за получение образования, должно стать проектирование собственного образовательного маршрута. По направленности предлагаются следующие варианты индивидуальных маршрутов студента:
- ориентированный на получение знаний;
- формирование себя как человека образования;
- формирование себя в определённой профессии;
- ориентированный на научную деятельность.