Возникновение и развитие педагогической профессии
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
Главным действующим лицом школы является учитель. Однако профессия учитель существовала не всегда. При первобытнообщинном строепрофессиональных учителей не было. Дети усваивали жизненные навыки, подражая старшим в процессе самой жизни и трудовой деятельности. Старейшины рода – самые уважаемые и умудренные опытом – образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей – воспитателей, обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
С возникновением религиибольшое воздействие на детей оказывало участие их в религиозных церемониях. Они обучались установленным приемам или формам почитания для умиротворения духов и обретения их доброжелательности. Толкователем опыта общины являлся шаман, заклинатель, знахарь или другое призванное к тому лицо.
В эпоху средневековьяв условиях роста городов и развития ремесел господствующие сословия использовали наемных учителей. С прогрессом промышленного производства и развитием торговли профессия учителя становится массовой.
Таким образом, Учительская профессия – одна из самых древних в мире. Ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие. Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объективная реальность.
Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующий специфических теоретических знаний и практических умений и являющийся обычно источником существования человека. А в лат. яз. professio – от profiteor, что значит «объявляю своим».
Педагогом (от греч. – ведущий ребенка) первоначально назывался специальный человек (чаще - раб), сопровождающий ребенка в школу и обратно. Позже этот термин стал использоваться для обозначения всех тех, для кого работа в сфере образования стала профессией. В наши дни в развитых странах педагоги составляют наиболее многочисленную профессиональную группу, которая более чем вдвое превышает число инженеров и врачей.
Профессии типа «человек - человек», к которым относится и педагогическая профессия, отличаются двумя особенностями:
Первая особенность состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:
а) нужно научиться и уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в особенностях;
б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства.
Вторая особенность состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, то деятельность неэффективна.
Существуют и особенности, отличающие педагогическую профессию от других профессий типа «человек – человек». Среди них можно назвать следующие:
· Постоянство, длительность контактов педагога с учениками, воспитанниками, родителями. Между тем как в других профессиях типа «человек – человек» (продавец, врач, психолог-консультант) контакты фрагментарны и направлены, прежде всего, на удовлетворение конкретных потребностей человека, педагог взаимодействует с одними и теми же людьми постоянно в течение длительного времени.
· Большая роль нравственных отношений между педагогом и воспитанником. Ни в одной другой профессии типа «человек – человек» нравственные качества специалиста не имеют такого значения, как в педагогической профессии, поскольку важнейшим средством воспитания является пример педагога.
· Новые социальные и производственные условия предъявляют и новые требования к компетентному специалисту. Сегодня уже не достаточно того, что он знает, какими умениями и навыками владеет. В понятие компетентности входит также и то, как он относится к себе, к своей деятельности, к своему профессиональному и социальному окружению, какие смыслы находит в окружающей деятельности, какие ценности отстаивает в своей деятельности и какие перспективы утверждает. Все меньше юмористического остается в известной фразе «лишь бы человек был хороший»: «хороший человек - не профессия», она становится важной профессиональной характеристикой специалиста.
· Коллективный характер педагогического труда. Если в других профессиях типа «человек – человек» результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека – представителя профессии, то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в становление воспитанника. В этой связи в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности, под которым может пониматься педагогический коллектив образовательного учреждения либо круг тех педагогов, которые непосредственно имеют отношение к группе детей или отдельному ребенку.
Перед педагогом всегда стоит важная задача, опираясь на прошлое, смотреть в будущее и при этом быть в настоящем. Педагогическая деятельность всегда связана с человеком, по отношению к которому необходимо требовательно-охранное отношение на ценностно-смысловой основе. В связи с этим постоянно пересматриваются требования к педагогической профессии:
· Педагог не только обучает, но также развивает и воспитывает своих учеников, студентов, воспитанников. Важной частью его профессиональной деятельности является ежедневное общение с учащимися, их родителями, коллегами-учителями, администрацией образовательного учреждения.
· Деятельность учителя не ограничивается исполнительской (проведением урока и внеклассной работы), он отбирает содержание образования, проектирует учебно-воспитательный процесс, координирует педагогическое взаимодействие его участников, анализирует промежуточные и конечные результаты.
· В деятельности педагога много времени занимает внеурочная работа, которая включает в себя профессионально-педагогическое самообразование, ежедневную подготовку к урокам, дополнительные занятия и консультации учащихся и их родителей.
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основные термины
Зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы.
Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Модуль - совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения.
Основная образовательная программа (ООП) - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки высшего профессионального образования.
Результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции.
Учебный цикл - совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.
Исторический аспект
Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, введен Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году (ст. 7).
В соответствии с указанным законом в период с 1994 по 1996 год было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее - ГОС ВПО), федеральные компоненты которых включали в себя:
– обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
– максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
– требования к уровню подготовки выпускников.
Необходимо отметить, что в 1992 году в Российской Федерации была введена ведомственным актом подготовка бакалавров и магистров, которая активно внедрялась в вузах в соответствии с решением ученого совета.
Модели бакалавриата и магистратуры предполагали подготовку выпускников только к научной и научно-педагогической работе.
Важной особенностью государственных образовательных стандартов первого поколения являлось то, что наряду с требованиями к уровню подготовки выпускников в профессиональной области они содержали также общие требования к развитию личности, что, по сути, опережало сегодняшнюю европейскую тенденцию к формированию национальных квалификационных рамок. Государственный образовательный стандарт содержал также требования к уровню подготовки выпускников по циклам дисциплин, которые являлись исходными данными для формирования инструментов при оценке качества образования в вузе не только у выпускников, но и у обучающихся.
Перечень высшего профессионального образования в первом поколении насчитывал 92 направления подготовки и 422 специальности.
В 1996 году был принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно ст. 5 которого федеральные компоненты ГОС ВПО должны были включать:
– общие требования к основным образовательным программам (ООП);
– требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике, к итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников;
– сроки освоения ООП;
– максимальный объем учебной нагрузки студентов.
Аналитическая записка
Особенность нового поколения стандартов ФГОС ВПО состоит в реализации идей компетентностного подхода, усиливающего направленность образовательного процесса на студента и его достижения. Компетентностный подход не является для российской высшей школы принципиально новым, он представляет развитие системно-деятельностного подхода, который получил реализацию в ГОС ВПО первого и второго поколений.
В ФГОС–3 (нового третьего поколения) не предусмотрен перечень программ. Право открывать их предоставлено ректору вуза в соответствии с приказом № 60 Министерства образования и науки РФ. По некоторым направлениям предусмотрен и уровень специалиста, но это в виде исключения.
Профили выбирает вуз, его соответствующие факультеты. Профильные дисциплины регламентируются не государственным стандартом, а лишь примерной основной образовательной программой, разработанной соответствующим УМО. В программе бакалавриата в соответствии с ФГОС–3 предусмотрено 50 % обязательных программ и 50 % - по выбору вуза.
Магистерские программы также выбираются вузом. В программе магистратуры только 30 % учебного плана регламентируется, 70 % определяется по выбору вуза.
Выявлено, что в стандартах ФГОС ВПО происходит системная модернизация целевых, содержательных, технологических и технических характеристик проектирования рабочих программ дисциплин по сравнению с ГОС ВПО, что отражено в таблице:
I. Целевые характеристики | |
ГОС ВПО (II) | ФГОС ВПО |
Требования к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы). | Требования к результатам освоения ООП и рабочей программы учебной дисциплины (РПУД) в форме компетенций. |
Акцент на преподавателя и содержание образования, центрация на предмете. | Акцент на студента, ожидаемые результаты образования, центрация на результате. |
II. Содержательные характеристики | |
Дидактические единицы – основы проектирования содержания программ. Минимум требований к содержанию образования. | Матрица компетенций – основа проектирования содержания программ и практик. Содержание компетенций определяет состав дисциплин и содержание их программ. Выделение уровней компетенций, формируемых конкретной дисциплиной. |
Межпредметные связи на основе дидактических единиц | Междициплинарность содержания (модулей) программ. Интеграция содержания образования. Каждая компетенция формируется не отдельной дисциплиной, практикумом и практикой,,а а их совокупностью. |
Структурно-логическая система организации содержания учебного материала. Модульная организация содержания внутри дисциплины. | Нелинейная система организации содержания на основе интегративности учебного материала. Кредитно-модульная организация содержания (внутри- и междисциплинарные модули). Выделение профессиональных модулей. Проектирование через согласование с рабочими программами других дисциплин, формирующих ту же компетентность. |
Самостоятельная работа студентов как дополнение к аудиторной. | Самостоятельная работа как наиболее значимый для формирования компетенций вид учебной деятельности студента наряду с аудиторной. |
Отбор содержания в соответствии с дидактическими единицами. | Отбор содержания в соответствии с кредитными единицами трудоемкости и формируемыми компетенциями. |
III. Технологические характеристики | |
Виды учебной работы преподавателя (лекция, семинар, практикум и т.д.). | Совокупность образовательных технологий, наиболее эффективных для формирования компетенций. |
Виды и формы контроля как обязательного компонента учебного процесса. Незначительная связь видов учебной работы и форм контроля. | Связь образовательных (формирующих) и оценочных технологий. Усиливается направленность на диагностику достижений студентов. Появляются междисциплинарные контрольно-измерительные материалы. Балльно-рейтинговая технология оценки знаний подкрепляет модульное построение содержания обучения. |
IV. Технические характеристики | |
ГОС ВПО – основной документ для начала проектирования программы. | Ресурсная база проектирования: ФГОС ВПО, ООП (основные образовательные программы), запросы работодателей. Проектирование ООП предваряет проектирование рабочей программы дисциплины. Открытый доступ к ресурсной базе вуза. |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины – компонент структуры рабочей программы. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины – обязательный компонент структуры рабочей программы, и ресурсной базы вуза. |
Некоторые основополагающие элементы ФГОС–3 вводятся в российскую высшую школу впервые. Среди них:
· компетентностный подход к организации обучения;
· модульно-рейтинговая организация образовательных курсов;
· увеличение объёма и роли самостоятельной работы студента;
· широкое использование активных и интерактивных форм занятий;
· создание адекватных новым подходам фондов оценочных средств.
УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЁМА И РОЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Введение ФГОС–3 предполагает увеличение объёма самостоятельной работы студента и предусматривает изменение роли этой работы.
Самостоятельная работа студентов (CРC) – это должна быть планируемая, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она должна подразделяться на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторную самостоятельную работу составляют различные виды контрольных, творческих и практических заданий во время семинаров. По конкретной дисциплине студенты могут заниматься примерно два раза в течение недели.
Внеаудиторная самостоятельная работа традиционно включает такие формы, как выполнение письменного домашнего задания, подготовка к разбору ранее прослушанного лекционного материала на практическом занятии, подготовка доклада, выполнение конспекта, реферата, курсового проекта и т.п.
Новой формой самостоятельной деятельности студентов, повышающих их ответственность за получение образования, должно стать проектирование собственного образовательного маршрута. По направленности предлагаются следующие варианты индивидуальных маршрутов студента:
- ориентированный на получение знаний;
- формирование себя как человека образования;
- формирование себя в определённой профессии;
- ориентированный на научную деятельность.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Саморазвитие, самостановление является, по признанию многих исследователей, одной из ведущих потребностей и целей человеческой жизни. Остановка в саморазвитии приводит к неспособности адаптироваться к изменениям окружающего мира, использовать новые знания и технологии, успешно решать профессиональные и личностные проблемы, существенно ограничивает свободу профессиональной деятельности педагога. Образ саморазвивающегося педагога, согласно выводам исследований Н. К. Сергеева, становится целью непрерывного педагогического образования.
Человек, способный к саморазвитию, обладает (по Н. Г. Пешковой) следующими чертами:
· берет на себя ответственность за свои действия, в том числе и за свое дальнейшее развитие;
· решает свои проблемы без ущерба для других;
· достигает значительного успеха в той деятельности, которая служит для него объектом самовыражения;
· получает удовлетворение от своей жизни, в том числе от профессиональной деятельности;
· открыт переменам и новому жизненному опыту.
Занятие педагогической деятельностью может быть обусловлено различными потребностями: желанием работать в данной предметной области; стремлением работать с людьми, основанном на осознании своих педагогических способностей; необходимостью зарабатывать на жизнь. Согласно классификации потребностей А. Маслоу, самоактуализация, саморазвитие относятся к высшим человеческим потребностям. Для сравнения можно заметить, что самоутверждение относится к потребностям четвертого, более низкого, уровня.
Важнейшим компонентом профессионального самовоспитания является самообучение как целенаправленная и саморегулируемая познавательная деятельность по приобретению систематических знаний, умений и навыков в какой-либо сфере деятельности.
Профессиональное самообучение педагога осуществляется в форме изучения специальной и научно-популярной литературы (книг, предметных журналов, ресурсов Интернет); посещение лекций, семинаров, тренингов; работу в составе методических объединений учителей; взаимопосещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий.
На более высоком уровне самообучения педагог переходит к самоанализу своего профессионального опыта, его систематизации и обобщению в форме квалификационных работ, эмпирическому поиску путей решения проблем педагогической практики.
Высшим уровнем самообучения является поисковая исследовательская деятельность педагога, разработка инновационных педагогических приемов, методов и технологий, переход к самообразованию. В последние годы перестали быть редкостью защиты диссертаций педагогами школ и средних специальных учебных заведений.
В условиях обучения в вузе формами профессионального самообучения являются реферирование, индивидуальная и групповая работа над учебно-исследовательскими проектами, выполнение курсовых и дипломных работ, участие в научных студенческих обществах, выступления на научных конференциях, публикации исследовательских работ.
Для самообучения в процессуальном отношении очень важна его самоорганизация: выбор приемов и методов работы, планирование времени, самоконтроль, самооценка, самоуправление. Именно этим самообучение ценно для самовоспитания как выработки у себя профессионально и личностно значимых свойств. Однако этого не достаточно.
Профессиональное самовоспитание невозможно без разноаспектного и разноуровневого взаимодействия педагога с учащимися (воспитанниками), их родителями, коллегами и другими участниками образовательного процесса.
В результате самовоспитания педагога вырабатывается его профессиональное самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция как система доминирующих ценностно-смысловых отношений к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности. Все эти свойства педагога могут быть выработаны только в процессе совместной деятельности, диалогического взаимодействия (соизменения), при котором ответственность за результаты развития распределяются между участниками образовательного процесса.
Для студента как будущего учителя это взаимодействие с однокурсниками и преподавателями вуза, с учениками и учителями на педагогической практике. Очевидно, что гуманитарность как личностное качество будущего учителя обеспечивает максимальную продуктивность такого взаимодействия: проникновение в мир партнера по взаимодействию, эмпатию и доверительность в общении, понимание, открытость позиции в межсубъектном взаимодействии. Все это способствует формированию и развитию профессионально ценных свойств: коммуникативности, дискуссивности, гибкости.
Перечень вопросов и/или задания к зачету:
Раздел «Введение в педагогическую деятельность
1. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога.
2. Профессиональная культура педагога как часть общей культуры. Компоненты профессиональной культуры педагога.
3. Сущность и структура педагогической деятельности, функции, уровни, виды педагогической деятельности.
4. Образовательная политика в России. Принципы государственной политики в образовании. Основные направления модернизации Российского образования.
5. Основные документы, регламентирующие образование в России. Конституция РФ, Закон РФ об образовании. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании.
6. Профессиональная компетентность педагога. Компоненты профессиональной компетентности педагога.
7. Компетенции школьника и современного учителя. Определение компетенции, их состав.
8. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Формы и методы профессионального саморазвития, самовоспитания педагога.
9. Структура и содержание ФГОС ВПО. Роль ФГОС ВПО в педагогическом образовании.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
Главным действующим лицом школы является учитель. Однако профессия учитель существовала не всегда. При первобытнообщинном строепрофессиональных учителей не было. Дети усваивали жизненные навыки, подражая старшим в процессе самой жизни и трудовой деятельности. Старейшины рода – самые уважаемые и умудренные опытом – образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей – воспитателей, обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.
С возникновением религиибольшое воздействие на детей оказывало участие их в религиозных церемониях. Они обучались установленным приемам или формам почитания для умиротворения духов и обретения их доброжелательности. Толкователем опыта общины являлся шаман, заклинатель, знахарь или другое призванное к тому лицо.
В эпоху средневековьяв условиях роста городов и развития ремесел господствующие сословия использовали наемных учителей. С прогрессом промышленного производства и развитием торговли профессия учителя становится массовой.
Таким образом, Учительская профессия – одна из самых древних в мире. Ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие. Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объективная реальность.
Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующий специфических теоретических знаний и практических умений и являющийся обычно источником существования человека. А в лат. яз. professio – от profiteor, что значит «объявляю своим».
Педагогом (от греч. – ведущий ребенка) первоначально назывался специальный человек (чаще - раб), сопровождающий ребенка в школу и обратно. Позже этот термин стал использоваться для обозначения всех тех, для кого работа в сфере образования стала профессией. В наши дни в развитых странах педагоги составляют наиболее многочисленную профессиональную группу, которая более чем вдвое превышает число инженеров и врачей.
Профессии типа «человек - человек», к которым относится и педагогическая профессия, отличаются двумя особенностями:
Первая особенность состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:
а) нужно научиться и уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в особенностях;
б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства.
Вторая особенность состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, то деятельность неэффективна.
Существуют и особенности, отличающие педагогическую профессию от других профессий типа «человек – человек». Среди них можно назвать следующие:
· Постоянство, длительность контактов педагога с учениками, воспитанниками, родителями. Между тем как в других профессиях типа «человек – человек» (продавец, врач, психолог-консультант) контакты фрагментарны и направлены, прежде всего, на удовлетворение конкретных потребностей человека, педагог взаимодействует с одними и теми же людьми постоянно в течение длительного времени.
· Большая роль нравственных отношений между педагогом и воспитанником. Ни в одной другой профессии типа «человек – человек» нравственные качества специалиста не имеют такого значения, как в педагогической профессии, поскольку важнейшим средством воспитания является пример педагога.
· Новые социальные и производственные условия предъявляют и новые требования к компетентному специалисту. Сегодня уже не достаточно того, что он знает, какими умениями и навыками владеет. В понятие компетентности входит также и то, как он относится к себе, к своей деятельности, к своему профессиональному и социальному окружению, какие смыслы находит в окружающей деятельности, какие ценности отстаивает в своей деятельности и какие перспективы утверждает. Все меньше юмористического остается в известной фразе «лишь бы человек был хороший»: «хороший человек - не профессия», она становится важной профессиональной характеристикой специалиста.
· Коллективный характер педагогического труда. Если в других профессиях типа «человек – человек» результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека – представителя профессии, то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в становление воспитанника. В этой связи в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности, под которым может пониматься педагогический коллектив образовательного учреждения либо круг тех педагогов, которые непосредственно имеют отношение к группе детей или отдельному ребенку.
Перед педагогом всегда стоит важная задача, опираясь на прошлое, смотреть в будущее и при этом быть в настоящем. Педагогическая деятельность всегда связана с человеком, по отношению к которому необходимо требовательно-охранное отношение на ценностно-смысловой основе. В связи с этим постоянно пересматриваются требования к педагогической профессии:
· Педагог не только обучает, но также развивает и воспитывает своих учеников, студентов, воспитанников. Важной частью его профессиональной деятельности является ежедневное общение с учащимися, их родителями, коллегами-учителями, администрацией образовательного учреждения.
· Деятельность учителя не ограничивается исполнительской (проведением урока и внеклассной работы), он отбирает содержание образования, проектирует учебно-воспитательный процесс, координирует педагогическое взаимодействие его участников, анализирует промежуточные и конечные результаты.
· В деятельности педагога много времени занимает внеурочная работа, которая включает в себя профессионально-педагогическое самообразование, ежедневную подготовку к урокам, дополнительные занятия и консультации учащихся и их родителей.