Понятие глобальных проблем современности и их классификация

Образование как социальная ценность

Образование — это и совокупность систематизированных знаний об основах наук, умений, навыков и традиций, необходимых для их применения в практической деятельности. В жизнеспособных и динамичных обществах в обеспечении функции образования участвуют не только специальные социальные институты (школа всех уровней, педагогическая профессия), но в той или иной форме задействованы все структуры, институты, социальные субъекты (семья, государство, церковь, СМИ и т. д.). Как социальная ценность и сфера социокультурной практики образование воплощается и реализуется в следующих функциях и процессах:

· подготовка кадров различной квалификации;

· обучение как функция технологизации познавательной деятельности;

· грамотность как функция обеспечения равных исходных прав и возможностей всем индивидам, социальным группам и стратам в обществе;

· формирование автономной и свободной личности через образование и образованность для преодоления социального неравенства и для самореализации.

Наиболее полно образование как социальная ценность реализуется в развитых странах, вступивших в постиндустриальный этап своего становления.

В информационном обществе реальной производительной силой становятся не только природные ресурсы и традиционные факторы производства (земля, труд, капитал), но и знание, наука, информационные; технологии, а приоритет принадлежит уже не воспроизводству товаров, а инновационной, научной, образовательной деятельности.

В информационном обществе происходит замещение труда знаниями — это означает, что на смену рабочим индустриального типа приходят «работники умственного труда», которые владеют квалификацией и информацией в качестве «необходимого набора орудий труда». Сегодня информация и знания становятся непосредственной производительной силой. Информационное общество выводит человека на первый план, оттесняя (или вовсе отменяя) машинную индустрию, так долго определяющую общественное развитие.

Таким образом, в современном обществе центр тяжести перемещается из индустриальной сферы в сферу интеллектуальную, прежде всего систему образования, воспроизводящую человеческий и интеллектуальный капитал общества.

Информационная революция неразрывно связана с процессами глобализации, которую можно определить как процесс лавинообразного формирования единого мирового информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий. Следует особо отметить и растущее использование всемирной сети Интернет для социальных коммуникаций и маркетинга интеллектуальных продуктов всех видов. Значение всемирной информационной сети в деле модернизации образовательных процессов и систем трудно переоценить.

Во-первых, возникают уникальные возможности доступа к информации — мгновенного ее получения на любом сколь угодно удаленном сервере из любой точки земного шара без существенных материальных и временных затрат.

Во-вторых, создаются условия для развития интерактивного характера взаимодействия человека с информацией.

В-третьих, разнообразие «форматов» представления информации и способов создания «виртуальной реальности» превращают процесс образования в увлекательное и захватывающее занятие.

В-четвертых, «открытость» информационной среды позволяет новый творческий результат сразу же сделать достоянием всех пользователей всемирной сети.

В-пятых, в силу демократичности и доступности банков знаний всемирной сети, расширяются возрастные и временные рамки традиционного образовательного процесса.

В-шестых, расширение традиционных границ понятия «образование» приводит к формированию нового к нему отношения: оно становится востребованным для всех активных членов общества, поскольку процесс образования происходит постоянно, интерактивно и в большей степени индивидуально.

   

2. Структура образования

Система образования РФ — это совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов разного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Основной путь получения образования — обучение в учебных заведениях, где оно связано с воспитанием. Большое значение в образовании имеют самообразование, культурно-просветительские учреждения. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

В истории общества менялись место и роль образования. Из элемента повседневной жизни человека оно превратилось в сферу самостоятельной жизни общества.

Современная система образования в мире характеризуется процессом интенсификации. Прежде всего, это переход к многоуровневой подготовке специалистов.

Основными элементами системы образования в РФ выступают:

· дошкольное;

· общее (начальная, основная, старшая школа);

· профессиональное (начальное, среднее и высшее);

· дополнительное (аспирантура, ординатура, докторантура).

Согласно Закону РФ «Об образовании», в РФ обязательной ступенью образования является основное общее образование (1-9 классы).

Под образовательной программой понимается содержание образования определенного уровня (начальное, основное общее, среднее, среднее специальное, высшее, поствысшее) и направленности (юридическое, экономическое, медицинское, техническое и т. д.).

Образование может быть бесплатным и платным. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

· дошкольные (ясли, детские сады);

· общеобразовательные (начальные, средние школы, гимназии, лицеи);

· начального, среднего и, высшего профессионального образования (ПТУ, училища, колледжи, техникумы, институты, академии, университеты);

· специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями, в развитии (специализированные школы, интернаты, училища);

· учреждения дополнительного образования (музыкальные школы и др.);

· другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

3. Высшее образование

Высшая школа рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие общества. В настоящее время за счет образования развитые страны получают до 40 % прироста валового национального продукта.

Роль высшего профессионального образования можно представить в виде двух групп системообразующих функций: социально-культурные и производственно-экономические.

Социальный аспект профессионального образования базируется на его роли в развитии социальной структуры общества.

Культурный аспект предполагает изучение сущности и специфики социализации личности в этом образовательном звене и ее взаимосвязей с процессами социализации в общей системе образовательного комплекса.

Многоуровневая система образования включает довузовскую профессиональную ориентацию учащихся 10-11-х классов средней школы, что позволяет значительно повысить уровень подготовки абитуриентов вузов. Одновременно ведущие вузы страны перешли к двухступенчатой системе «бакалавр—магистр» с количеством лет обучения «4+2». Уровень бакалавриата позволяет получить широкую базовую подготовку. Магистерский цикл переносит акцент на специализированную подготовку исследователей и аналитиков. Появление магистерского цикла позволяет части студентов с бакалаврским дипломом включиться в трудовую деятельность, а остальным — продолжить более трудный и сложный путь образования.

Состояние высшего образования в стране является одним из факторов экономического и культурного потенциала и определяет способность к динамическому росту. Увеличение количества вузов в стране, не соответствующее кризисному состоянию экономики, влечет за собой ряд проблем: еще большее осложнение кадрового, материально-технического и финансового обеспечения высшей школы, что, в. конечном счете, отразится на качестве предоставляемых образовательных услуг.

Модернизация российской системы образования — это ответ на вызов времени, мировые тенденции развитая информационных сообществ.

Особенности развития обществ в современном мире выдвинули необходимость разработки и внедрения концепции непрерывного образования, т. е. образования, которое следовало бы за человеком всю жизнь, стало бы неотъемлемой частью его образа жизни. Непрерывность образования напрямую связана с быстрой сменой технологий, постоянной и возрастающей потребностью в новых знаниях.

Итак, в современном постиндустриальном, информационном обществе социумом представлены человеку практически неограниченные возможности в получении образования, в выборе того или иного типа образованности. Он меньше связан с происхождением, в силу социальной динамики и мобильности индивидов, он меньше связан ограниченностью собственных возможностей, в силу высокой технологичности и многообразия методов обучения которые адаптированы для широкого диапазона способностей. Наконец он меньше зависим от родного языка и этнической принадлежности, в результате глобализации и стандартизации образования и интернационализации языков культуры. В пределе возможности выбора человека вариантов образования и образованности ограничены только его ориентацией в мире ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осознание человечества как общепланетарного фактора происходит не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, но и через целый спектр негативных последствий техногенного пути развития. Глобальность этих проблем не позволяет их решать регионально, т.е. в плане одного или нескольких государств. В организационном плане решение глобальных проблем неизбежно потребует создания особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегию использования знаний для предотвращения глобальных катастроф.

Кризис современного общества в значительной мере обусловлен тотальным, глобальным отчуждением человека. Отсюда спасение человечества в усовершенствовании общества и в воспитании самого человека, а не только в научно-технических достижениях. Системная организация программ решения глобальных проблем предполагает использование глобального моделирования.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.

Список литературы

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В.

4. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

5. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

6. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

7. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: философия отношений с природной средой. – М.: ИНИОН, 1994.

8. Квасова И.И. Философия: Учеб. Пособие для вузов. – М.: РУДН, 1999.

9. Клягин Н.В. Человек в истории. – М.: Ин-т философии РАН, 1999.

10. Кропотов С. Л. Экономика текста в неклассической философии искусства Ницше, Батая, Фуко, Деррида. Екатеринбург, 1999.

11. Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. - М., 1996.

12. Лейбин В.М. Глобалистика - история и современность. - М.: Просвещение, 1992.

13. Нижников С.А. Философия: курс лекций: учебное пособие для вузов. М.: Изд-во "Экзамен". 2006.

Образование как социальная ценность

Образование — это и совокупность систематизированных знаний об основах наук, умений, навыков и традиций, необходимых для их применения в практической деятельности. В жизнеспособных и динамичных обществах в обеспечении функции образования участвуют не только специальные социальные институты (школа всех уровней, педагогическая профессия), но в той или иной форме задействованы все структуры, институты, социальные субъекты (семья, государство, церковь, СМИ и т. д.). Как социальная ценность и сфера социокультурной практики образование воплощается и реализуется в следующих функциях и процессах:

· подготовка кадров различной квалификации;

· обучение как функция технологизации познавательной деятельности;

· грамотность как функция обеспечения равных исходных прав и возможностей всем индивидам, социальным группам и стратам в обществе;

· формирование автономной и свободной личности через образование и образованность для преодоления социального неравенства и для самореализации.

Наиболее полно образование как социальная ценность реализуется в развитых странах, вступивших в постиндустриальный этап своего становления.

В информационном обществе реальной производительной силой становятся не только природные ресурсы и традиционные факторы производства (земля, труд, капитал), но и знание, наука, информационные; технологии, а приоритет принадлежит уже не воспроизводству товаров, а инновационной, научной, образовательной деятельности.

В информационном обществе происходит замещение труда знаниями — это означает, что на смену рабочим индустриального типа приходят «работники умственного труда», которые владеют квалификацией и информацией в качестве «необходимого набора орудий труда». Сегодня информация и знания становятся непосредственной производительной силой. Информационное общество выводит человека на первый план, оттесняя (или вовсе отменяя) машинную индустрию, так долго определяющую общественное развитие.

Таким образом, в современном обществе центр тяжести перемещается из индустриальной сферы в сферу интеллектуальную, прежде всего систему образования, воспроизводящую человеческий и интеллектуальный капитал общества.

Информационная революция неразрывно связана с процессами глобализации, которую можно определить как процесс лавинообразного формирования единого мирового информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий. Следует особо отметить и растущее использование всемирной сети Интернет для социальных коммуникаций и маркетинга интеллектуальных продуктов всех видов. Значение всемирной информационной сети в деле модернизации образовательных процессов и систем трудно переоценить.

Во-первых, возникают уникальные возможности доступа к информации — мгновенного ее получения на любом сколь угодно удаленном сервере из любой точки земного шара без существенных материальных и временных затрат.

Во-вторых, создаются условия для развития интерактивного характера взаимодействия человека с информацией.

В-третьих, разнообразие «форматов» представления информации и способов создания «виртуальной реальности» превращают процесс образования в увлекательное и захватывающее занятие.

В-четвертых, «открытость» информационной среды позволяет новый творческий результат сразу же сделать достоянием всех пользователей всемирной сети.

В-пятых, в силу демократичности и доступности банков знаний всемирной сети, расширяются возрастные и временные рамки традиционного образовательного процесса.

В-шестых, расширение традиционных границ понятия «образование» приводит к формированию нового к нему отношения: оно становится востребованным для всех активных членов общества, поскольку процесс образования происходит постоянно, интерактивно и в большей степени индивидуально.

   

2. Структура образования

Система образования РФ — это совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов разного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Основной путь получения образования — обучение в учебных заведениях, где оно связано с воспитанием. Большое значение в образовании имеют самообразование, культурно-просветительские учреждения. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

В истории общества менялись место и роль образования. Из элемента повседневной жизни человека оно превратилось в сферу самостоятельной жизни общества.

Современная система образования в мире характеризуется процессом интенсификации. Прежде всего, это переход к многоуровневой подготовке специалистов.

Основными элементами системы образования в РФ выступают:

· дошкольное;

· общее (начальная, основная, старшая школа);

· профессиональное (начальное, среднее и высшее);

· дополнительное (аспирантура, ординатура, докторантура).

Согласно Закону РФ «Об образовании», в РФ обязательной ступенью образования является основное общее образование (1-9 классы).

Под образовательной программой понимается содержание образования определенного уровня (начальное, основное общее, среднее, среднее специальное, высшее, поствысшее) и направленности (юридическое, экономическое, медицинское, техническое и т. д.).

Образование может быть бесплатным и платным. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

· дошкольные (ясли, детские сады);

· общеобразовательные (начальные, средние школы, гимназии, лицеи);

· начального, среднего и, высшего профессионального образования (ПТУ, училища, колледжи, техникумы, институты, академии, университеты);

· специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями, в развитии (специализированные школы, интернаты, училища);

· учреждения дополнительного образования (музыкальные школы и др.);

· другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

3. Высшее образование

Высшая школа рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие общества. В настоящее время за счет образования развитые страны получают до 40 % прироста валового национального продукта.

Роль высшего профессионального образования можно представить в виде двух групп системообразующих функций: социально-культурные и производственно-экономические.

Социальный аспект профессионального образования базируется на его роли в развитии социальной структуры общества.

Культурный аспект предполагает изучение сущности и специфики социализации личности в этом образовательном звене и ее взаимосвязей с процессами социализации в общей системе образовательного комплекса.

Многоуровневая система образования включает довузовскую профессиональную ориентацию учащихся 10-11-х классов средней школы, что позволяет значительно повысить уровень подготовки абитуриентов вузов. Одновременно ведущие вузы страны перешли к двухступенчатой системе «бакалавр—магистр» с количеством лет обучения «4+2». Уровень бакалавриата позволяет получить широкую базовую подготовку. Магистерский цикл переносит акцент на специализированную подготовку исследователей и аналитиков. Появление магистерского цикла позволяет части студентов с бакалаврским дипломом включиться в трудовую деятельность, а остальным — продолжить более трудный и сложный путь образования.

Состояние высшего образования в стране является одним из факторов экономического и культурного потенциала и определяет способность к динамическому росту. Увеличение количества вузов в стране, не соответствующее кризисному состоянию экономики, влечет за собой ряд проблем: еще большее осложнение кадрового, материально-технического и финансового обеспечения высшей школы, что, в. конечном счете, отразится на качестве предоставляемых образовательных услуг.

Модернизация российской системы образования — это ответ на вызов времени, мировые тенденции развитая информационных сообществ.

Особенности развития обществ в современном мире выдвинули необходимость разработки и внедрения концепции непрерывного образования, т. е. образования, которое следовало бы за человеком всю жизнь, стало бы неотъемлемой частью его образа жизни. Непрерывность образования напрямую связана с быстрой сменой технологий, постоянной и возрастающей потребностью в новых знаниях.

Итак, в современном постиндустриальном, информационном обществе социумом представлены человеку практически неограниченные возможности в получении образования, в выборе того или иного типа образованности. Он меньше связан с происхождением, в силу социальной динамики и мобильности индивидов, он меньше связан ограниченностью собственных возможностей, в силу высокой технологичности и многообразия методов обучения которые адаптированы для широкого диапазона способностей. Наконец он меньше зависим от родного языка и этнической принадлежности, в результате глобализации и стандартизации образования и интернационализации языков культуры. В пределе возможности выбора человека вариантов образования и образованности ограничены только его ориентацией в мире ценностей.

ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Глобальные проблемы(франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов;

· предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.;

· преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре;

· обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии;

· прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.

Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.

Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социальную опасность и обусловленность.

В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем:

· все проблемы могут стать глобальными;

· число глобальных проблем необходимо ограничить числом насущных и наиболее опасных (предотвращение войн, экология, народонаселение);

· точное определение причин возникновения глобальных проблем, их признаки, содержание и методы быстрейшего разрешения.

Глобальные проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их разрешения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи между собой.

Наибольшее распространение получил метод классификации, в основе которого стоит задача определения остроты проблемы и последовательность ее решения. В связи с этим подходом можно выделить три глобальные проблемы:

· между государствами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка);

· экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана;

· между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование и др.).

Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

Наши рекомендации