Классификация сварных конструкций
Сварные конструкции делят на стержневые, листовые и машиностроительные.
· Стержневые конструкции – каркасы строительных зданий, специальные конструкции (мачты, каркаса ЛА).
· Листовые конструкции – резервуары, газгольдеры, котлы, корпуса ЛА.
· Машиностроительные конструкции – валы рамы, станины и др.
Любая деталь, узел, конструкция, сооружение должны отвечать требованиям работоспостобности и надежности.
Работоспособность. Работоспособностью называют состояние объектов, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Надежность. Под надежностью понимают свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств. Любая современная машина или прибор, какими бы высокими характеристиками они не обладали, будут обесценены при ненадежной работе. Надежность зависит от всех этапов создания и эксплуатации изделий. Отказы в основном связаны с разрушениями (статическими, малоцикловыми и усталостными), изнашиванием и недостаточной жесткостью. Поэтому задачи обеспечения прочности, жесткости и износостойкости являются основными в проблеме надежности.
Работоспособность и надежность деталей машин оцениваются определенными условиями и показателями – критериями. Важнейшими из них являются:
1) прочность – способность детали сопротивляться разрушению;
2) жесткость– способность деталей сопротивляться изменению формы, является одной из характеристик работоспособности деталей машин;
3) износостойкость, коррозионная стойкость, виброустойчивость и др.
При расчете и проектировании деталей обычно используют один или два критерия, а остальные критерии удовлетворяются заведомо или не имеют практического значения для рассматриваемых объектов.
Прочность
Прочность – понятие довольно широкое. Существует инженерное и научное понятие прочности.
Под инженерной прочностью понимают способность материала сопротивляться пластическому деформированию, разрушению, способность конструкции сопротивляться потере устойчивости, потере коррозионной стойкости и др.
В научном более узком смысле понимают сопротивление разрушению материала.
Расчетная и конструкционная прочность
Конструкционная прочность – прочность, определенная путем испытаний конструкции или ее имитатора с учетом материала вида нагружения, условий эксплуатации и технологии ее изготовления.
Кроме экспериментальных методов на прочность используют методы расчетные.
Расчетная прочность – прочность найденная расчетом, путем использования простейших характеристик материала и аппарата теории связывающего эти характеристики с величиной прочности.
Запас прочности – отношение одноименных величин одна из которых соответствует предельному состоянию, а другая состоянию эксплуатации.
При расчете необходим учет условий нагружения, и возможный характер разрушения.
Нагрузки могут быть:
· статическими – характеризуются весьма малыми скоростями нагружения;
· повторностатическими – один цикл не чаще чем раз в секунду;
· вибрационными – частота цикла превышает 1Гц;
· ударными – характеризуются весьма высокими скоростями нагружения.
Разрушение может быть:
· вязким – разрушение идет по телу зерна, место разрушения имеет матовый цвет под микроскопом;
· хрупким – разрушение идет по границам зерен, место разрушения имеет блестящий цвет под микроскопом;разрушающие напряжежения ниже предела текучести материала.
· полувязким – разрушение идет частично по границам зерен, а частично по телу зерна.
Жесткость
Жесткость - способность деталей сопротивляться изменению формы, является одной из характеристик работоспособности деталей машин. Жесткость оценивают по величине силы, вызывающей единичное перемещение (линейное или угловое) некоторой точки или сечения детали. Так, удлинение при растяжении стержня силой P
Δl=Pl/(EA) ( 2.1)
а жесткость стержня при растяжении, Н/мм
c=P/∆ℓ=EA/ℓ ( 2.2)
Характеристику, обратную жесткости, называют податливостью (мм/Н)
λ=1/c=ℓ/EA ( 2.3)
т. е. податливость равна перемещению сечения стержня (детали) под действием силы в 1Н.
Устойчивость
Расчеты на прочность и жесткость всегда ведутся исходя из предположения о том, что нагруженная конструкция занимает единственно возможное положение, в котором уравновешиваютя внешие силы, и вызманные ими внутренние силовые факторы.
В действительности же в деформированном состоянии равновесие между внешними и вызываемыми ими внутренними силами упругости может быть не только устойчивым, но и неустойчивьм.
Упругое равновесие будет устойчивым, если деформированное тело при любом малом отклонении от состояния равновесия стремится возвратиться к первоначальному состоянию и возвращается к нему после удаления внешнего воздействия, нарушившего первоначальное равновесное состояние. Упругое равновесие неустойчиво. если деформированное тело, будучи выведено из него каким-либо воздействием, приобретает стремление продолжать деформироваться в направлении данного ему отклонения и после удаления воздействия в исходное состояние не возвращается. Между этими двумя состояниями равновесий существует переходное состояние, называемое критическим, при котором деформированное тело находится в безразличном равновесии: оно может сохранить первоначально приданную eму форму, но может и потерять ее от самого незначительного воздействия.
Можно утверждать, что достижение нагрузками критических значений равносильно разрушению конструкции, так как неустойчивая форма равновесия неминуемо будет утрачена, что связано с практически неограниченным ростом деформаций и напряжений. Особая опасность разрушения вследствие потери устойчивости заключается в том, что обычно она происходит внезапно и при низких значениях напряжений, когда прочность элемента еще далеко не исчерпана.
До момента наступления критического состояния упругие деформации по величине весьма незначительны и нарастание их происходит почти незаметно для глаза. Но с момента наступления критического состояния до момента разрушения остаточные деформации нарастают крайне быстро, и практически нет времени принять меры по предотвращению грозящей катастрофы. Таким образом, при расчете на устойчивость критическая нагрузка подобна разрушающей при расчете на прочность. Для обеспечения определенного запаса устойчивости необходимо, чтобы удовлетворялось условие.