Кто и с кем говорит? В какой обстановке? С какой целью?
один на один неофициальная общение
один для многих официальная сообщение
воздействие
В разных речевых ситуациях мы говорим и пишем по-разному: мы пользуемся или разговорной или книжнойречью.
Если мы непринуждённо делимся своими впечатлениями о чём-либо с хорошо знакомым нам человеком, то мы пользуемся разговорнойречью. Нам не нужно репетировать свою речь, потому что знакомые люди часто общаются и легко понимают друг друга.
Когда же нужно, к примеру, ответить на уроке перед всем классом, то нельзя говорить непринуждённо, как в дружеской беседе. Обстановка общения на уроке является официальной, это место, где работают учитель и ученики. Поэтому речь на уроке должна быть тщательно подготовлена и продуманна. В официальной обстановке мы пользуемся книжнойречью.
Разговорнаяикнижная речь являются двумя разновидностями, или стилямилитературного языка. Разговорнойречью мы пользуемся в неофициальной обстановке, общаясь один на один. Книжная речь используется в официальной обстановке и предназначена сразу для многих людей.
№ 3.Выск Приведите примеры того, как речь человека меняется в зависимости от цели общения. Можете использовать свои примеры или упражнение 2.
№ 4. Прочитайте отрывок текст из упражнения № 6 (Глава 2). Выпишите текст телеграммы, составленной бабушкой, а потом телеграмму, которую предложил Шурка. Объясните разницу между ними: как речевая ситуация представлена в каждом из этих текстов? Воспользуйтесь схемой из § 1.
№ 5. Обс Работа в парах.1) Рассмотрите рисунки, на которых схематично изображено речевое общение. Прокомментируйте, как связаны между собой виды речевой деятельности.
Речевая деятельность
Рис. со с. 12 верстки
Говорение ←→ слушание Письмо ←→ чтение
2) Выск Допишите текст, вставляя слова из рамки в нужном падеже.
ситуация, разговорная, книжная
говорение, слушание, чтение, письмо
Речевое общение мы будем рассматривать как деятельность. Виды речевой деятельности — это … и … , … и … . Чтобы общение проходило успешно, необходимо учитывать речевую …, в которой происходит общение. В зависимости от ситуации общения мы пользуемся … или … речью.
№ 6. Обс. Работа в группах. 1) Как вы думаете, какой вид речевой деятельности самый лёгкий? Почему? Обсудите это с одноклассниками. Запишите высказывание, которое показалось вам самым убедительным.
2) Какие виды речевой деятельности вы использовали, выполняя предыдущее задание?
№ 7. Аудио 1) Работа в парах. Прослушайте каждый диалог по одному разу и расскажите о каждой ситуации общения, используя схему из § 1. Подведите итого: сколько вы прослушали диалогов? Сколько ситуаций общения описали? Что вам помогло определить их количество?
И с. …
№ 8. 1) Подберите продолжение к началу каждой пословицы. Запишите их в два столбика.
1. Слово не воробей,… 2. Что написано пером,… 3. Скажешь – не воротишь, … 4. Речь красна… 5. Сказанное слово – … 6. Хорошую речь… | а) не вырубишь топором. б) напишешь – не сотрёшь. в) хорошо и слушать. г) пущенная стрела. д) вылетит – не поймаешь. е) слушанием. |
1. Говорение ←→ слушание 2. Письмо ←→ чтение
** 2) Подберите самостоятельно пословицы о речи. Определите, о каких видах речевой деятельности в них говорится.
РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА ЯЗЫКА (10 часов)
Морфемика
Мы продолжаем знакомиться с системой языка. Во второй главе вы изучали первый, фонетический уровень языковой системы с его основными единицами – звуками, самыми маленькими единицами языка.
Теперь мы перейдём на второй уровень системы языка и рассмотрим более сложные единицы – части слова: корни, приставки, суффиксы, окончания. Все вместе они называются морфемами. Раздел лингвистики, который изучает морфемы, называется морфемикой.
№ 9. Работа в группах. 1) Распределитесь на группы из трёх человек, каждый из которых должен на время составить слова из выбранного столбика.
I II III
[и] [о] [т’] [р] [т] [к] к, ё, ж, к, и, -ик-, кот, -и
[й] [н] [л’] [ы] [и] [с’] й, в, о, н, д, ы -ый, -н-, мир
[т] [а] [к] [ж] [ы] [т’] [с’] ь, в, т, р, ё, т, с, д, о -к-, стой, -ость
2) Обс Сравните результаты: кто быстрее выполнил задание? Как вы думаете, что помогло победителю вашего лингвистического соревнования?
3)Всп Какие единицы языка представлены в I и III столбиках? К каким уровням системы языка они относятся? Какие знаки языка даны во II столбике?
№ 10. Работа в парах. 1) Прочитайте и выберите ответ на вопрос: что обозначают выделенные суффиксы и приставки в каждой группе?
А) (серенький) кот-ик, нос-ик (ребёнка), (беленький) зайч-ик, (теннисный) мяч-ик
Б) таракан-ищ-е, лап-ищ-а, зайч-ищ-е, руч-ищ-а, нож-ищ-а
В) не-дружный, не-сильный, не-милый, не-страшный, не-честный
Г) пере-прыгнуть, пере-плыть, пере-лезть, пере-йти, пере-ползти
1) это суффикс обозначает «огромный»;
2) этот суффикс обозначает «маленький»;
3)эта приставка обозначает «через что-то»;
4) эта приставка обозначает «противоположный»;
2) Выск. Представьте, что один из вас иностранец, которому второй помогает изучать русский язык. Разыграйте диалоги по образцу.
«Иностранец»: Я читал в словаре, что значит слово «нос». Это орган обоняния на лице человека или животного. А что значит «носик»?
«Учитель»: «Носик» – значит «маленький нос».
№ 11. Игровое задание. Составьте слова по моделям слов, в которых указаны их окончания. Победит та группа, которая правильно составит наибольшее количество слов к каждой модели за три минуты.
-а -у -ая
-ы -ёшь -ой -а
-е -ёт -ую -у
-ой -ём -ые -ом
§ 2. Морфемы — значимые части слова
· Обс Просмотрите схему системы языка на с. … Назовите единицы языка, которые есть на разных его уровнях.
· Какая единица языка более сложная, чем морфема и более простая, чем словосочетание?
Сравним звуки и морфемы в составе слова. Гласный звук [а] сам по себе не передаёт никакого смысла, то есть не обладает значением. Но в составе слова книг-а есть окончание-а, которое имеет такое значение: это форма единственного числа именительного падежа существительного женского рода. Суффикс -икв слове носик обозначает «маленький», а корень нос-передаёт значение «орган обоняния на лице человека». Добавим приставку не-к слову друг,и получимновоеслово со значением «противоположный другу» не́друг.
Корень, приставка, суффикс и окончание– это морфемы, единицы языка, которые в составе слова выражают разные значения. Поэтому их называют зна́чимыми частями слова. Морфемы можно поделить на звуки, но звук значения не выражает. Поэтому именно морфемы являются самыми маленькими значимыми единицами языка.
Морфемы
(наименьшие значимые части слова)
Λ
приставка корень суффикс окончание
№12. Игровое задание. Кто быстрее составит 3 слова из этих морфем? Запишите слова, выделите в них морфемы. (морфемы на карточках этих цветов)
-у -зем- -ый сид-
собак- под- -н- -ишь
№ 13. 1) Обс. Найдите по 2 слова к каждой из этих моделей. Сравните модели и подумайте, без какой морфемы не может быть слова.
1. 2. 3. Λ 4. Λ | на-верх, чемодан-ом, на-зем-н-ых, в-низ, хорош-еньк-ая, пере-лез-л-а, глуб-ин-е |
2) Составьте по три слова к каждой модели. Морфемы в ваших словах должны выражать указанные значения.
Λ Λ
1. -еньк- ий -еньк- – «маленький (ласкательно)»
Λ
2. пере- -ть пере- – «через что-то»
№ 14. Работа в парах.1) Запишите слова по схемам и составьте предложения с ними.
1. про- до пере- читает | 2. учи чита тель слуша | 3. ю читател ем я |
2) Сравните свои предложения к схемам 1 и 2. Найдите в них слова со следующими значениями и выделите морфему, которая их выражает. Придумайте свои примеры слов с этими морфемами.
а) «читать до конца» ; б) «читать ещё раз»
в) «закончить читать»; г) «то, кто что-то делает»
3) Сравните предложения к схеме 3. Что получилось при составлении слов по этой схеме: новые слова или формы одного и того же слова?
4) Какие слова называются родственными (однокоренными)? Есть ли такие слова среди составленных вами по схемам 1-3?
№.15. 1) Разберите все слова в каждом ряду по образцу первого слова. Что различает и что объединяет слова в каждом ряду?
1) учу –уч у –; учит, пишу, пишет, храню, хранит
Λ Λ
2) выучить –вы-уч-и-ть – Λ Λ; доучить, написать, сохранить
Λ Λ
3) учитель –уч-и-тель –Λ Λ ; писатель, хранитель, создатель
2) Составьте из данных слов группы однокоренных. Сколько групп у вас получилось? Добавьте в каждую группу другие однокоренные слова.
№. 16. Обс. 1) Прочитайте. Выпишите выделенные слова. Чем они отличаются друг от друга? Какая морфема показывает, чем различаются слова?
Время от времени в окнемелькала то аккуратно причёсанная голова Гусли, то взъерошенная шевелюра Тюбика. Потом окно распахнулось, и все увидели Тюбика, который облокотился о подоконник и мечтательно глядел вдаль. Вслед за Тюбиком у окна появился Гусля. | Рис. к тексту : четко окно и подоконник |
2) Прочитайте объяснение лексического значения слова окно из толкового словаря.
Меняется ли это значение у выделенных слов в разных предложениях?
Окно –рама со стеклом, которая закрывает отверстие в стене для света и воздуха.
3) В тексте к слову окно есть однокоренное слово. Выпишите его и объясните самостоятельно его лексическое значение (найдите иллюстрацию к нему).
4) Выпишите из текста слова, которые соответствуют этим схемам. Это формы слов или однокоренные слова?
1. а 2. и
ом я
№ 17. 1) Прочитайте стихотворение вслух, соблюдая ритм и рифму. Потом спишите, вставляя, где нужно, пропущенные окончания.
Обс. 2) В каких словах окончания выделены, но дописывать ничего не нужно? Почему?
Я на мальк□ смотреть любл□,
Но никогда их не ловл□.
Пускай раст□ они в рек□,
Где тен□ брод□ на песк□,
Где их родн□ лесочек□
Среди камн□ и кочек□.
(М. Вехова)
** Обс 2) Выделенные слова в предложениях - это неизменяемые слова, то есть слова, которые в разных словосочетаниях никогда не меняют своей формы. Докажите, что у них нет окончаний.
3) Какие слова в предложениях соответствуют этим схемам? Можно ли по схеме определить, какую часть речи нужно искать? Спишите схемы, и под каждой запишите найденные слова в их начальной форме.
1. ю 2. у
ишь ёшь
ит ёт
им ём
ите ёте
ят ут
§ 3. Образование форм слов
· Просмотрите схему в параграфе. О каких частях речи в нём будет рассказываться?
Прочитайте параграф и проверьте своё предположение. Вы были правы?
В русском языке в составе предложения слова связываются друг с другом. Сравним:
м.р. ед.ч. прош. вр. 1) он облокотился мн.ч. прош. вр. 2) мы облокотились | ж.р. ед.ч. прош. вр. В.п.ед.ч. м.р. В.п.ед.ч. 3) она облокотилась о белый подоконник□ 3-е л.ед.ч.наст.вр. П.п.ед.ч. м.р. П.п.ед.ч. 4) лежат на белом подоконнике |
О всех примерах глагол облокотился обозначает одно и то же действие, прилагательное белый – один и тот же цвет, а существительное подоконник – один и тот же предмет. Это значит, что их лексическое значение не изменилось, но формы слов разные: об этом говорят их окончания. Существительные, прилагательные, глаголы связываются в предложениях друг с другом с помощью окончаний.
Сравнивая формы одного и того же слова, мы выделяем его окончания:
мамин□ стол□, мамина стола , маминым столом , мамины столы .
Есть формы слов, в которых окончания не выражены звуками. Такие окончания называются нулевыми:
подоконник□, (много) книг□, окон□; мамин□, лисий□; лежал□, облокотил(□)ся.
Окончание– формообразующаяморфема. Такие морфемы позволяют изменить одно и то же слово, а не образуют новые слова.
Окончание –это морфема,которая служит для связи слов в предложении и образует формы одного и того же слова. Оно может выражать значения числа, падежа, рода и лица.
Для образования некоторых форм глаголов могут использоваться особые суффиксы. Эти формообразующиесуффиксы показывают, что слово изменяет свою форму, а не лексическое значение. С другими формообразующими суффиксами вы познакомитесь позже, когда будете изучать формы глаголов, прилагательных и наречий.
Формообразующие суффиксы: -л- -ть/-ти/-сти прошедшего времени инфинитива (неопределённой формы) побежал□, несла, легли побежать, нести, грести |
№ 18. Работа в парах. Определите, какие морфемы выделены на схемах, какое значение они выражают. Допишите самостоятельно схемы слов, сравните вставленные примеры. Выясните, по какому принципу каждый из вас выполнял это задание.
лес тен и родн ой син ие
сад а кон крут жёстк
… … ям … …
… … и … …
… ... … … ими
е ом
№1 9. 1) Спишите словосочетания, выделите окончания у существительных.
вышел из леса заблудился в лесу любуюсь лесом увидели лес мало лесов | высокая гора поехали в горы рассказал о горах деревня около гор покорить гору | дом без окон насыпал соль выглянул в окно каша без соли большие окна посыпать солью стоит перед окном морская соль шторы на окнах добавить к соли |
2) Найдите слова по описанию. Охарактеризуйте его по образцу.
а) □ В.п. ед.ч.(сущ. м.р.) ; б) □ Р.п. мн.ч. (сущ. ж.р.) ; в) □ Р.п. мн.ч. (сущ. с.р.)
г) □ И.п. ед.ч. (сущ. ж.р.) ; д) □ В.п. ед.ч. (сущ. ж.р.)
Образец: В слове лес нулевое окончание обозначает винительный падеж единственного числа существительного мужского рода.
№ 20. Прочитайте. Есть ли в тексте слово, которое является названием этого животного?
Когда в Австралию приехали европейцы и увидели странных животных, они спросили у местных жителей, как их называют. Туземцы ответили: «Кен-гу-ру», что на их языке означало: «Я вас не понимаю». А европейцы подумали, что так называют животных. Так это имя за ними осталось. (Г. Ганейзер) | фото. кенгуру |
2) Найдите в тексте слова по схемам. По какому принципу они разделены на две группы?
I.
Λ Λ Λ Λ Λ Λ
1)при а л и ; 2) у е л и ; 3) с и л и ;
Λ Λ Λ Λ Λ Λ
4) о а л о ; 5) по а л и 6) и л и
II. Λ Λ
1) тел ей; 2) ц ы ; 3) ых ; 4) я
№ 21. 1) Спишите текст, вставляя в нужной форме вместо точек пропущенное название животного. К какой части речи оно относится?
В Австралии живут … (И.п. мн.ч.). У всех … (Р.п. мн.ч.) задние ноги толстые, длинные, крепкие, а передние совсем крохотные. Если понаблюдать за … (Т.п. ед.ч.), то можно убедиться, что этот зверь не ходит, а прыгает. Прыжок на восемь, а то и десять метров – это обычное явление для взрослого … (Д.п. ед.ч.) О … (П.п. мн.ч.) известно, что они сумчатые животные: мамы носят своих детёнышей в мешке на животе, пока они не подрастут. В России … (В.п. мн.ч.) можно увидеть в зоопарках, но в природе они обитают только в Австралии.
** Обс 2) Изменяется ли вставленное вами слово в разных предложениях? Какие слова в предложениях помогают определить его число и падеж? Можно ли сказать, что формы этого слова во всех падежах одинаковы? Оно изменяемое или неизменяемое?
** 3) В русский язык слова, похожие на данное слово, попадают из иностранных языков. Приведите примеры таких слов, составьте с ними предложения.
№ 22. Аудио1) Послушайте отрывок из книги Э.Вартаняна
Выск. 2) Перескажите кратко его основную информацию по данной схемой.
Слово туземец: ту + зем + ец
мест.: та корень суффикс
той ср. земля
Обозначало: 1) уроженец данной местности;
2) житель удалённой от центров цивилизации местности, страны.
В каком значении не употребляется сейчас?
Слово туземец часто воспринимается как экзотическое слово, заимствованное из другого языка. А между тем оно совсем «нашенское», давнее русское слово. Оно легко делится на образовавшие его части, и значение этих частей так же легко понять: ту (местоимение) + зем (корень земь, сравни: земля) + ец (суффикс), то бишь «тутошней (тамошней) земли уроженец». Много веков слово туземец употреблялось для обозначения то уроженца данной местности, то жителя удалённой от центров цивилизации местности, страны. На употребление слова в этих значениях сначала не влияли даже привлеченный в ваш язык такой интернациональный термин, как латинский абориген (коренной житель страны). Еще в 19 веке писатели использовали это слова в обоих значениях. Гончаров во «Фрегате „Паллада“ пишет: „Мимо фрегата редко и робко скользят в байдарках полудикие туземцы“. У Достоевского есть такое употребление: «Здесь я встретил одного из туземцев, старого Гаврилу, бывшего когда-то моим дядькой». Сейчас сказать «туземец Гаврила», пожалуй, невозможно.
И с. …
№ 23. Спишите слова, рядом напишите модель каждого слова. Объясните их значение. Воспользуйтесь толковым словарём, если надо (с. ).
ПИШИТЕ ПРАВИЛЬНО (выделить корни вместо красного цвета)
абориген экзотич еск ий зоопарк
цивилиз аци я экзотик а байдарк а
**№ 24. Обс Работа в парах. 1) Кто быстрее найдёт лишнее слово в каждом ряду и правильно докажет своё решение?
1) добр□, хорош□, горяч□, хороший
2) зданий□, растений□, костей, укрытий□, событий□
3) лисий□, соседский, угодливый, сытный, удачливый
4) мамин□, папин□, отчий□, отцовский , бабушкин□
2) Выпишите по два слова к каждой модели. Выделите в них морфемы.
Λ Λ
а) ий б) ин в)
§ 4. Основа слова
· . Прочитайте и ответьте на вопрос: входят ли в основу морфемы, которые образуют формы существительных, прилагательных и глаголов?
В разных словосочетаниях окончания могут обозначать падеж, число, род и лицо изменяемых слов (существительных, прилагательных, глаголов). Один и тот же глагол может также изменяться по временам: прочитать интересную книгу; прочитала интересные книги; прочитаем много интересных книг. Лексическое значение данных слов не меняется.
Дело в том, что при образовании форм слова не меняется его основа. В основу слова входят морфемы, из значения которых складывается его лексическое значение.
Основа слова
корень приставки суффиксыΛ
(кроме суффиксов форм слов)
окн-о , систем-а, язык-□, завтра | недобр -ый, назавтра, прочита-ть; добежа- л-а | Λ свежесть-□, Λ интересн-ый Λ столик -□ Λ волчий -□ |
Уизменяемыхсловосноваслова — это часть слова без морфем, образующих формы слов. Чтобы выделить основу, нужно найти и отделить от слова: 1)окончания: столик-□, столик-а; интересн-ый, интересн-ого; добег-у, добег-ут ; Λ Λ Λ Λ 2)формообразующие суффиксы: прочита- л-□, прочита-ть, нес-ти, гре-сти. У неизменяемых слов нет окончаний, поэтомуосноваравна всему слову: завтра, вдруг. |
· Обс. Работа в парах. Проанализируйте примеры в тексте параграфа и ответьте на вопросы.
1. Могут ли быть основы слов без корня?
2. Бывают ли основы без приставки и без суффикса?
3. У каких слов основа равна всему слову? Могут ли быть слова без окончаний?
4. Изменится ли лексическое значение слова, если изменить его окончание?
5. Какие морфемы не входят в основу слова?
№ 25. Обс Работа в группах.1) Выделите в словах каждой группы основу, затем определите состав морфем в основе.
А) сад, день, трава, вечера́.
Б) водичка, водный, заводь.
В) холодно, никогда, вдруг.
2) Допишите правило, вставьте примеры А-В. Сравните ваше правило с правилами других групп, выберите правильный вариант.
Основа обязательно включает корень, а иногда может быть равной корню: … . Основа включает в себя приставки и суффиксы, если они есть в слове: … . У неизменяемых слов основу составляет всё слово: … .
№ 26.Обс Работа в парах. 1) Запишите две схемы выделения основы слов. Подберите к каждой из них соответствующий заголовок и подкрепите свой выбор примерами слов. Удалось ли вам прийти к общему мнению?
А) Существительные и прилагательныеБ) Глаголы
1. 2. □ □ □ л □ Вставить Знак основы □ ть/ти/сти |
№ 27. 2) Слушайте, записывайте слова под каждой схемой, выделяя в них основу.
подставка, подставила, удача, удачный, удачливый, прийти, шел, пришли, сытый, сытость, забежать, забежала, забежим, спокойствие, замести следы, добегу, честь, честолюбивый, честность, честный, прийти, приберегу
И с. …
№. 28. Спишите слова и обозначьте морфемы, которые образуют формы слов. Устно назовите их значение.
Разговорчивый, установил, тип, язык, значение, к основам, о действиях, следующее, разбираете.
№ 29. 1) Спишите предложение, обозначьте окончания слов. У всех ли слов есть окончания?
Полярник часто встречает рядом с посёлком добродушных и любопытных пингвинов.
Обс 2) Устно проведите эксперимент: измените форму числа только у существительных. Что случилось с предложением? Почему?
№ 30. Составьте предложение из данных слов. Сделайте вывод о том, какие морфемы помогают связывать слова в составе предложений.
Окончания/ служить/ для/ связь/ слова/ друг/ с/ друг/ в/ словосочетание/ и/ в/ предложение.
№ 31. Прочитайте окончания различных частей речи. Определите значение каждого из них. Запишите примеры слов, в состав которых входят эти морфемы.
Образец: -ют — глагол в наст. или будущ. вр., 3-м л. мн. ч.: танцуют, споют.
1) -ами; 2) -ого; 3) - ишь; 4) -ую; 5) -е.
№.32. 1) Спишите слова, обозначая в них основу и окончание.
Образец: пловец , лодочк а, сегодня.
а) ножка, поднос, забыл, ножницы, ножик, (смеяться) громко, горный.
б) мастерица, вдали, горняк, (бежать) быстро, трава, выборы, вечер
в) знает, портрет, травяной, радость, полотенце, улечу, передумали, завтра.
2) Найдите однокоренные слова. Сравните их основы.
№ 33. 1) Просклоняйте слова. Выделите в них основу и окончание.
а) пение, чтение, общение
б)армия, партия, нация
в) гений, сценарий, гербарий
Вспом 2) Каким звуком оканчиваются основы всех этих слов? Сравните, как он обозначается буквами в слове и в модели слов. Какие правила графики вам нужно вспомнить? Запишите модель основы слов по образцу.
[й] [й]
Образец: пение – пени -е , пения – пени - я
№. 34. 1) Прочитайте. Выпишите выделенные слова, обозначьте основу и морфемы, образующие формы слов.
Незнайка очутился в очень уютной комнате. Посреди комнаты стоял стол, весь уставленный вазочками, мисочками, тарелочками с разными вареньями, печеньями, пирожками, крендельками, рогаликами и прочей снедью. Видно было, что малышки решили угостить Незнайку на славу.(Н. Носов)
Ат 2) Работа в парах. Переделайте текст: замените выделенные слова, где это возможно, словами без уменьшительно-ласкательных суффиксов. Сравните полученный текст с оригиналом. Как изменился текст? Какое ощущение от комнаты малышек исчезло в переделанном варианте текста?
Выск. 3) Объясните однокласснику, что в выделенных словах выражает лексическое значение слова, а что связывает слова в предложении. Понравилось ли ему ваше объяснение?
№. 35. 1) Выпишите в один столбик однокоренные слова, в другой — формы одного и того же слова.