Комплексные исследования по конфликтологии
Продолжались исследования по проблемам региональной конфликтологии. Разработаны основные принципы построения теоретических моделей очагов социального напряжения в регионах, позволяющие подготовить и осуществить меры по предупреждению и урегулированию конфликтов. Апробация моделей проводилась в ходе специальных исследований в Нижегородской и Ростовской областях, Ставропольском и Кранодарском краях, а также в Карачаево-Черкесии. Полученные результаты могут стать основой для разработки комплексной программы урегулирования социальных конфликтов в российских регионах. (Центр конфликтологии РАН)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научные основы экономической политики государства
В переходный период
В отчетном году были проведены фундаментальные научные исследования по наиболее актуальным проблемам состояния, тенденций и перспектив развития российской экономики. Проведенные исследования позволили получить следующие научные результаты.
Подготовлена серия научных докладов, в которых обоснована объективная необходимость становления России в качестве одного из плюсов современного мира, как обязательного условия сохранения ее целостности; предложен сценарий воспроизводственного маневра, позволяющего реализовать исторически перспективную траекторию эволюции российского общества и концепция организационно-экономического механизма его осуществления.
Обоснованы варианты общественной трансформации России, определяемые разным соотношением и характером взаимодействия политических, экономических и социальных факторов; предложен вариант становления в России общества смешанного типа, позволяющий синтезировать мировые тенденции развития и специфические черты России и обеспечить не догоняющий, а опережающий характер развития страны.
Выделены отрасли – генераторы инфляции, связанные с мировой конъюнктурой, и отрасли внутреннего потребительского и инвестиционного спроса с минимальной инфляцией цен производителей. Даны предложения по совершенствованию деятельности государства при формировании ценовой политики промышленности.
Разработаны концептуальные положения, определяющие условия формирования региональных инновационных систем как составных элементов национальной инновационной системы. (ИЭ РАН)
На основе анализа зарубежного опыта (США, Норвегия и др.) предложены конкретные механизмы и схемы распределения ренты в интересах граждан и государства. Доказано, что по ряду производств, характеризующихся сверхприбылью и сверхрентабельностью (нефть, газ, цветные металлы) исчисление ренты может производиться уже сегодня. По произведенным укрупненным расчетам получены оценки возможного рентного дохода. Взимание рентных платежей приведет к выравниванию рентабельности добывающих и обрабатывающих отраслей отечественной промышленности и к снижению налоговой нагрузки. Это сделает инвестиции в обрабатывающую промышленность не менее привлекательными, чем в сырьевую, приведет к улучшению структуры народного хозяйства, ускорению его развития.
Разработана система показателей технологической безопасности России, включающая более 300 индикаторов, которые позволяют провести комплексную оценку как текущего уровня, так и динамики усиления либо ослабления угроз технологической безопасности России. (ЦЭМИ РАН)
Дан анализ макроэкономических проблем и определены основные показатели развития экономики знаний в России. Рассмотрены основные факторы, определяющие развитие экономики знаний в наиболее развитых странах и в России.
Подготовлена монография Абалкина Л.И. «Стратегия: выбор курса», в которой автор обращается к одной из самых главных задач, стоящих перед Россией, - к необходимости выбора курса долгосрочной социально-экономической стратегии. Автор говорит об исторической ответственности власти за выбор и реализацию такой стратегии, о задачах науки по выявлению ключевых направлений предстоящих преобразований, а также об ограничениях при разработке самой стратегии.
Опубликована монография Мильнера Б.З. «Управление знаниями (Эволюция и революция в организации)», в которой показаны роль знаний в развитии организаций, теоретические основы, предпосылки появления и практика применения нового вида управленческой деятельности – управления знаниями. Определены особенности нематериальных активов как объектов, так и ресурсов управления, даны методические рекомендации по организации их использования.
Монография Сорокина Д.Е. «Россия перед вызовом: Политическая экономия ответа» раскрывает содержание понятий «вызов» нового века и «ответ» на него как политико-экономических категорий. В ней определены содержание и отличительные черты комплекса вызовов, с которыми столкнулось человечество на рубеже XX-XXI вв.; обоснованы методологические предпосылки формирования российской стратегии ответа, в том числе связанные с выбором концепции общественного прогресса; предложен вариант стратегии российского ответа, направленного на становление России в качестве одного из центров мирового социально-экономического развития (ИЭ РАН).
В монографии Гринберга Р.С. «Рациональное поведение государства» предпринята попытка по-новому рассмотреть теоретические основы и практические аспекты государственной активности в хозяйственной жизни общества. В работе раскрываются принципы рационального поведения государства, изложена эволюция экономической мысли с позиций новых теоретических подходов к проблеме участия государства в регулировании хозяйственных процессов, а также рассмотрен зарубежный опыт такого участия на примере структурной и антиинфляционной политики. (ИМЭПИ РАН)
Монография Валентея С.Д. и Нестерова Л.И. «Развитие общества в теории социальных альтернатив» посвящена анализу происходящих в мире изменений в экономике и социальной сфере, в управлении общественным развитием. На основе большого объема статистической информации о переходе мирового сообщества к новому качеству роста раскрываются экономическое содержание данного процесса, его связь с увеличением доли человеческого капитала в структуре национального богатства стран, изменения целей, приоритетов и критериев эффективности накопления, а также критериев экономического роста. Анализируется способность России перейти к новому качеству роста в XXI в. (ИЭ РАН)
В сборник статей «Реформирование и перспективы инновационного развития ОПК России» основное внимание уделено инновационным аспектам оборонно-промышленной политики России, оценке стабильности системы военно-технического сотрудничества, а также текущим проблемам реформирования ОПК и наращивания его высокотехнологического потенциала. (ИМЭПИ РАН)
Подготовлена серия научных отчетов по экономическим проблемам перехода к рыночным отношениям, в том числе:
«Финансы предприятий и эффективный экономический рост», в котором дан анализ ситуации, связанный с ускорением процессов банкротства, переделом собственности, укрепляющей олигопольный капитализм, даны предложения по реструктуризации естественных монополий;
«Использование СОФЭ в целях количественного обоснования качественных ориентиров прогнозирования развития народного хозяйства и его основных отраслей», в котором рассмотрены принципы системного подхода к анализу экономических построений, проблемы повышения достоверности используемой информации. Проанализирована надежность результатов расчетов и моделирования экономических процессов, доказана целесообразность использования построений СОФЭ в нынешних условиях;
«Особенности влияния ФПГ на экономическую устойчивость России», в котором выявлены факторы роста и инвестиционных возможностей финансовых промышленных групп (ФПГ). Рассмотрены возможные пути самосовершенствования российских ФПГ (ИПР РАН);
«Объективные экономические проблемы и перспективы структурной реформы на железнодорожном транспорте, реализуемой в рамках единой концепции формирования рыночной экономики в России». В отчете выявлено отсутствие у правительства стратегии устойчивого роста. Это подтверждает анализ мероприятий по структурным преобразованиям МПС, направленных на повышение безопасности и качества перевозочной деятельности, создание конкурентной среды, снижение транспортной составляющей в цене конечной продукции предприятий страны, активизацию процесса привлечения свободного капитала на рынок транспортных услуг;
«Макромодель российской экономики и кредитно-финансовая политика в России», в котором доказано, что включение в макромодель рынков первичных ресурсов и рынка труда позволяет отразить воздействие на динамику производства налогообложения факторов производства, монопольного ценообразования, экспорта первичных ресурсов и активного сальдо торгового баланса (ИПР РАН);
Прогнозирование социально-экономического развития
Подготовлен ряд аналитических материалов и прогнозов развития экономики России, осуществлена серия расчетов возможных последствий реализации различных народнохозяйственных решений в области структурной, финансовой и бюджетной политики на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Неоднократно в процессе разработки бюджета на 2003 г. по договоренности с Минэкономики РФ и Государственной Думой был проведен анализ различных вариантов бюджетной политики (материалы передавались в Совет Министров Правительства РФ и другим заинтересованным ведомствам и организациям).
Проведены вариантные расчеты и сформулированы обоснования рекомендаций по совершенствованию макроэкономической политики в среднесрочной перспективе.
Дана макроэкономическая оценка тенденций и возможных альтернатив технологического развития экономики в долгосрочной перспективе; структурных сдвигов в экономике, отвечающих альтернативным вариантам технологических изменений; значимости отдельных ограничений перспективного развития (энерго-сырьевых, инфраструктурных, инвестиционных, внешнеторговых ограничений) при различных вариантах перспективного функционирования отечественной экономики.
Разработан прогноз основных параметров исполнения финансового баланса государства на 2003 г. и среднесрочную перспективу. Дана оценка реалистичности исполнения консолидированного и федерального бюджетов на 2003 г. Обоснованы эффектные направления бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной политики с целью обеспечения устойчивого экономического роста.
Разработаны балансово-эконометрические модели краткосрочного сценарного прогнозирования (на 2004-2005 гг.), дано обоснование тактических целей государственной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и методов их достижения. Дан анализ текущих социально-экономических процессов и краткосрочный прогноз развития национальной экономики.
Разработаны пути решения проблемы внешней задолженности и ее воздействие на бюджетную политику в условиях сокращения сальдо платежного баланса; преодоление структурных диспропорций в бюджетно-налоговой сфере. Дан анализ влияния процессов ценообразования в ТЭК на финансово-стоимостную структуру экономики.
Дан анализ, оценка и прогноз тенденций технологического развития в отраслях комплекса конструкционных материалов; взаимосвязей роста производства и инвестиций в отраслях народного хозяйства и промышленности Российской Федерации. Дано обоснование основных требований к государственной инвестиционной политике во взаимосвязи с различными вариантами развития российской экономики в среднесрочной перспективе.
Сделан прогноз уровня спроса и предложения валюты в условиях погашения внешних долгов.
Разработан сценарный прогноз ресурсного обеспечения сферы исследований и разработок.
Сделан прогноз развития энергетических отраслей до 2020 г.
Разработаны предложения по реструктуризации отраслей машиностроительного комплекса и формирование инновационно-промышленной сферы экономики. Показаны перспективы развития предприятий наукоемкого сектора обрабатывающей промышленности РФ в условиях вступления в ВТО при различных вариантах диверсификации бизнеса и бизнес-стратегий. (ИНП РАН)
Теория и методы экономико-математического моделирования
Подготовлена серия научных отчетов и публикаций, в которых
разработана вычислимая модель «Россия: Центр – Федеральные округа», позволяющая количественно оценивать последствия государственной региональной политики, осуществляемой на федеральном уровне. С помощью этой модели количественно оценена экономическая эффективность мер по разграничению налоговых полномочий и закреплению доходных источников за бюджетами различных уровней (результаты использованы при формировании Программы развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.), разработаны меры государственной социально-экономической политики, вынесенные на рассмотрение Правительства РФ и Президента России;
разработаны рекомендации по поэтапной трансплантации ипотечных институтов в России. Полученные результаты использованы для обоснования программы «Строим вместе», направленной на внедрение немецкого института ссудно-сберегательного кооператива в институциональную структуру российского рынка ипотечного кредита;
проведен эконометрический анализ синтетических категорий качества жизни населения (КЖН) РФ, такие как «качество населения», «уровень благосостояния», «качество сферы». Получены результаты сравнительного эмпирического анализа 79 субъектов РФ по указанным КЖН и «качеству жизни». Выявлены субъекты РФ–лидеры и субъекты РФ–аутсайдеры а также субъекты РФ с четко выраженной динамикой (позитивной и негативной);
разработаны рекомендации по совершенствованию налоговой системы РФ;
дан алгоритм изменений в системе социальных трансфертов, происходящих в соответствии с требованиями МГСС (движением их минимальных уровней) и разработаны альтернативные меры регулирования соцналога и выплаты социальных трансфертов. Ставка соцналога может быть приближена к налогу на прибыль, что явится стимулом к легализации доходов; создан алгоритм построения налоговых групп и определения налоговых ставок для прогрессивной системы подоходного налогообложения;
разработан метод количественной оценки эффективности влияния макроэкономической политики на межотраслевую динамику воспроизводственных и инвестиционных процессов. Усовершенствованы инструментальные средства (модели и методы их решения, программное обеспечение); расширена база исходных данных системы моделей;
разработаны предложения по формированию параметров кредитно-денежной политики, обеспечивающей устойчивый безинфляционный рост экономики;
с учетом взаимосвязи изменений в посредническом секторе и выбора модели экономического развития представлена аргументация в пользу банковско-ориентированной модели финансового посредничества в качестве стратегической установки экономического развития России;
сформулирована концепция позиционирования предприятия в различных видах внешних сред, включая товарно-рыночную и ресурсно-рыночную среды, конкурентную бизнес-среду, административную, региональную и менеджериальную среды. Выявлены взаимосвязи между позицией предприятия в этих средах и структурой внутренних сред предприятия (ментальной, институциональной, культурной, когнитивной и др.);
сформулированы предложения по формированию макроэкономической составляющей промышленной политики государства. (ЦЭМИ РАН)
Созданы экономико-математические модели регулирования системы региональных рынков труда за счет бюджетного финансирования активной политики содействия занятости населения. (СПбЭМИ РАН)
Предложен предварительный вариант единого информационного пространства (ЕИП), включающей работы по интеграции форматов данных и программного обеспечения систем ЕИП Отделения робщественных наук РАН и информационной системы РАН. (ЦЭМИ РАН)