III. Статус экспериментальной площадки
12. Основа экспериментальной площадки.
Экспериментальные площадки, исходя из задач и содержания составляющих их социально-педагогических инициатив, могут быть созданы на основе: экспериментальной детской группы или нескольких групп;
экспериментального класса или классов; экспериментальной студенческой группы или нескольких групп; экспериментальной школы; инновационной школы; школы-лаборатории; школы-комплекса; дошкольного учреждения; межшкольного объединения; внешкольного учреждения или объединения; профессионально-технического училища; среднего специального учебного заведения; высшего учебного заведения; экспериментального педагогического объединения; научно-педагогического производственного объединения; на иной основе.
13. Права экспериментальной площадки.
Экспериментальная площадка имеет право осуществлять необходимые изменения:
- в содержании образования (в виде установления новой логики расположения учебных предметов в рамках учебного плана, введения в учебный план новых учебных предметов и исключения старых, введения новых учебных программ или новых учебных задач и нового учебного материала в существующие учебные предметы, установления новой логики разворачивания учебного предмета, введения новых требований к результатам педагогической и учебной деятельности и новых способов проверки их достижения и т.п.);
- в организационной структуре учреждений, участвующих в эксперименте (создание единого объединения из нескольких учреждений, создание новых подразделений в учреждении и т.п.);
- в режиме функционирования учреждения, участвующего в эксперименте (введение новых форм организации учебных занятий, новых учебных планов и новых форм расписания учебных занятий, новых принципов комплектования и перекомплектования учебных групп, новых форм работы педагогического коллектива, новых организационных структур и новых способов управления и руководства деятельностью учреждений, новых форм кооперации учебно-воспитательного учреждения с другими учреждениями);
- в способах работы учителя (преподавателя) с учащимися (студентами), их взаимодействия и сотрудничества;
- в содержании и формах организации воспитательной работы;
- в содержании и формах организации деятельности детских и молодежных общественных организаций (по согласованию с руководящими органами этих организаций);
- в способах финансирования работ, ведущихся на экспериментальных площадках, и способах оплаты труда специалистов, выполняющих эти работы; в штатном расписании;
- в способах подготовки, переподготовки и комплектования кадров для экспериментальной площадки.
Экспериментальная площадка является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с ее деятельностью, обладает обособленной частью общественной собственности, имеет самостоятельный баланс, гербовую и круглую печати со своим наименованием, счета в учреждениях банков, угловой штамп, бланки со своим наименованием и другие реквизиты.
Экспериментальная площадка приобретает связанные с ее деятельностью права и обязанности юридического лица со дня утверждения за-
ключения экспертной комиссии исполкомом соответствующего Совета народных депутатов.
14. Привлечение лиц и организаций.
Авторы социально-педагогической инициативы, получившие статус экспериментальной площадки, наделяются правом распространять этот статус на другие коллективы, добровольно принимающие на себя ответственность за выполнение определенных работ в рамках программы эксперимента. Эти коллективы на период проведения ими поисковых работ приобретают статус филиала экспериментальной площадки. Данное решение принимается без обращения в экспертную комиссию. О решении уведомляется орган управления народным образованием, в который подана заявка, и исполком Совета народных депутатов, на чьей территории предполагается организовать филиал экспериментальной площадки.
15. Управление экспериментом.
На все время реализации инициативы экспериментальная площадка выводится из методического подчинения местным органам народного образования. Для руководства деятельностью экспериментальной площадки на демократической основе создается специальный орган управления (конференция, совет, комитет и т.п.) из авторов инициативы и лиц, участвующих в эксперименте. Орган управления экспериментальной площадки в своей деятельности руководствуется уставом (положением) данной экспериментальной площадки, который создается на основе заключения экспертной комиссии и настоящего Положения и утверждается исполкомом соответствующего Совета народных депутатов.
Орган управления экспериментальной площадки в своей деятельности подотчетен утвердившему ее исполкому Совета народных депутатов, который производит ежегодную оценку его работы на основе заключения экспертной комиссии, формируемой в соответствии со ст. 7 настоящего Положения.
В случае создания новых типов учебных учреждений и организаций на соответствующий орган управления народным образованием возлагается в установленном порядке обязанность представлять на рассмотрение Совета народных депутатов вопросы, связанные с социальным обеспечением лиц, работающих на экспериментальной площадке.
16. Ликвидация экспериментальной площадки.
Ликвидация экспериментальной площадки производится только утвердившим ее исполкомом соответствующего Совета народных депутатов на основе заключения экспертной комиссии в соответствии с действующим законодательством о ликвидации государственных, общественных и кооперативных организаций.