Об экспериментальной педагогической площадке

В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Временное положение

Утверждено приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 7 июля 1989 г. № 563'

Настоящее Временное положение направлено на создание в стране такого механизма развития образования, который сможет превратите систему образования в реальный фактор развития общества, придать ей общественно-государственный характер, обеспечить многообразие ти­пов образовательных учреждений, создать условия для разностороннего и неограниченного развития и самообразования каждого члена обще­ства, сложить новую — практико-ориентированную — психолого-педа­гогическую науку, поднять престиж учительской профессии.

I. Общие положения

1. Задачи Временного положения.

Временное положение предназначено для регулирования обществен­ных отношений, возникающих в связи с реализацией педагогических инициатив, направленных на создание новой практики образования, которая должна отличаться от существующей своими целями, содержа­нием, организационной структурой, системой управления и руковод­ства. Временное положение:

- устанавливает характерные признаки социально-педагогически* инициатив и задает их возможные типы;

- определяет принципиальные стратегические направления педаго­гического поиска, основанные на идее развития и связанные с создани­ем новой практики образования;

- обеспечивает правовые и организационно-экономические условия для реализации социально-педагогических инициатив;

- ограничивает возможность некомпетентных действий, разрушаю­щих практику образования.

2. Социально-педагогическая инициатива.

Социально-педагогической инициативой считается всякая деятель­ность, основанная на свободно принятом личном решении, ориентиро­ванная на обновление и развитие практики образования и направленная на создание эффективных способов достижения установленных целей образования, на выдвижение прогрессивных целей образования и ня разработку связанных с ними новых образовательных технологий, нз внедрение новых технологий и систем в практику массовой школы.

Реализация любой социально-педагогической инициативы предпо­лагает внесение определенных изменений в сложившуюся массовую прак­тику обучения и воспитания, в ее организационное, правовое, финан­сово-экономическое и материально-техническое обеспечение.

1 Это Положение действует по сегодняшний день.

об экспериментальной педагогической площадке - student2.ru об экспериментальной педагогической площадке - student2.ru 3. Приоритетные направления.

К приоритетным направлениям на настоящем этапе развертывания инициативной педагогической деятельности, связанным со складыва­нием новой образовательной практики, относятся:

- разработка новых концепций образования и воспитания различно­го уровня и концепций перестройки образования;

- разработка методологии развития образования и методологии уп­равления образованием;

- разработка нового содержания образования (новых учебных про­грамм, учебных предметов и учебных задач), позволяющего личности овладевать культурными образцами мышления и деятельности;

- разработка обязательного компонента образования и способов про­верки его достижения;

- создание новых образцов педагогической и учебной деятельности, позволяющих овладевать новым содержанием образования;

- разработка новых форм организации учебно-воспитательной рабо­ты, соответствующих новому содержанию образования;

- разработка новых режимов функционирования и новых организа­ционных структур учебно-воспитательных учреждений, новых типов этих учреждений и их объединений, обеспечивающих наиболее благоприят­ные условия для развития личности и освоения нового содержания об­разования;

- разработка новых принципов управления образованием, создание новых образцов управленческой деятельности, направленной на разви­тие образования; ,,

- разработка новых принципов, содержания и форм организации профессионального педагогического образования и подготовки управ­ленческих кадров;

- анализ тенденций развития массовой школы;

- разработка стратегий перестройки и дифференциации массовой школы; анализ тенденций и прогнозирование развития средней спе­циальной школы; разработка новых принципов, методов и средств воспитания личности, внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

4. Авторы социально-педагогической инициативы.

Автором социально-педагогической инициативы может быть любой гражданин независимо от места работы, образования, возраста и места жительства. Авторство может носить коллективный характер. В качестве авторов могут выступать учебно-воспитательные заведения, органы управления народным образованием, предприятия, учреждения, ко­оперативы, общественные организации, добровольные объединения и др.

Принадлежность к социально-педагогической инициативе определя­ется личным участием в разработке и практической реализации замысла данной инициативы.

Автор социально-педагогической инициативы имеет право на ее реа­лизацию, если при этом обеспечивается достижение требований госу­дарства, предъявляемых к качеству образования и воспитания, и не на­носится вред здоровью детей.

В той мере, в какой социально-педагогическая инициатива представ­ляет собой объект авторского права, на нее распространяется действие соответствующих норм советского законодательства.

Гособразование СССР и Академия педагогических наук СССР при создании своих экспериментальных площадок могут руководствоваться данным Положением.

5. Регулирование отношений.

Для регулирования отношений, возникающих в процессе реализации социально-педагогической инициативы между авторами инициативы и государственными учреждениями системы народного образования, а так­же других ведомств, авторы инициативы обращаются с заявкой о предо­ставлении им статуса экспериментальной площадки.

Такой статус предоставляется после прохождения специальной экс­пертизы. Главные задачи экспертизы — установление соответствия ини­циативы целям развития образования и определение оптимальных усло­вий для реализации идей, заложенных проектом предлагаемой инициа­тивы с учетом конкретной ситуации работы авторов инициативы.

Экспертиза социально-педагогической инициативы, а также органи­зационное, кадровое, финансовое, материально-техническое и юриди­ческое оформление экспериментальной площадки производятся не на основе типовых нормативов, а исходя из своеобразия содержания каж­дой конкретной инициативы.

Наши рекомендации