Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений
Номер примера | Пример нарушения | Пример реакции ведущего |
Я знаю, что для него хорошо, а что — плохо! Если бы она действительно заботилась обо мне, то ей не надо было бы спрашивать, что мне нужно! | Интересно, как вы узнаете о том, что для него хорошо, а что — плохо? А если она не спросит, то как она узнает наверняка о том, что вам нужно? | |
Их смех сводит меня с ума! Она очень расстраивает меня! | Каким образом их смех может сводить вас с ума? Что конкретно она делает, когда столь сильно расстраивает вас? | |
Глупо делать это! Это совсем неважно. | Глупо по отношению к кому? Неважно для кого? |
видит в роли своеобразного «судьи», чтобы определить пределы собственных возможностей. Как только эти пределы (границы) определятся, нужно проверить их на прочность, особенно если эти пределы не дают респонденту жить полноценной жизнью (см. табл. 5, пример 3).
Респондент в ходе беседы должен видеть в исследователе человека, который стремится его понять, а не критикует и не осуждает его высказываний, не навязывает своих мнений. Это обстоятельство особенно важно учитывать при работе с детьми, для которых взрослый — заведомо значимое лицо. Например, для детей младшего школьного возраста значимость взрослого часто выражается в стремлении давать ответы, которые, по их мнению, взрослый хочет от них услышать, они соглашаются с «предполагаемым» мнением взрослого по любому вопросу. Поэтому, проводя беседу или интервью со школьниками, надо всегда помнить об особенностях возраста опрашиваемых.
Беседа сопровождается наблюдением эмоциональных состояний респондента и их внешних проявлений (жестов, мимики, позы). Опытные педагоги могут за твердым «нет» ученика почувствовать растерянность и нерешительность, а за легко произнесенным «да» — желание «уйти» от ответа или «выдать» желаемый ответ.
Впроцессе фиксирования ответов нельзя пересказывать их своими словами, делать обобщения или «улучшать» речевой стиль респондента. Использование аудио- или видеозаписи в ходе бесе-
ды нежелательно, так как она в большей степени, чем традиционная запись, стесняет и сковывает школьника, что отражается на искренности его ответов. С определенными ограничениями можно использовать скрытую запись беседы на магнитные носители. Если беседа короткая, то лучше ее сначала запомнить, а потом записать. Допустимо, и к этому способу прибегают почти все интервьюеры, просить респондента подождать, когда будет записан ответ, или просить респондента еще раз повторить свою мысль. Для ускорения процесса записи ее следует начинать сразу же после того, как был поставлен вопрос, с использованием общепринятых сокращений слов, стенографии.
Интервью в системе диагностики.Интервью — разновидность беседы, в ходе которой исследователь строго придерживается заранее заготовленных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы, полученные на такие вопросы, легче классифицировать, переводить в формализованный вид для математической и статистической обработки. Интервью экономично по времени, позволяет опросить большее, чем в беседе, количество людей, а результаты использовать для выявления тенденций, наблюдающихся в данной выборке. В то же время личное общение интервьюера с опрашиваемым позволяет уточнять вопросы и ответы, корректировать полученные данные с учетом параллельных наблюдений.
Главный отличительный признак интервью — строгая номенклатура и последовательность вопросов и их тестовый характер (наличие предположительных ответов).
Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. В связи с этой особенностью интервью широко используется в исследовательской практике, например для выяснения факторов и условий формирования отношений, позиции, мотивации опрашиваемого, источников формирования девиаций.
Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы респондентов, они фиксируются интервьюером в вопроснике или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопросов и возможных ответов на них. Иногда лучше не стенографировать ответы, а воспроизводить их позже по памяти. Возможна запись ответов с помощью диктофона или видеокамеры с целью последующего изучения не только вербальной, но и невербальной реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы.
К специфической форме группового интервью с экспертами можно отнести метод «мозгового штурма» — весьма эффективный, хотя и сложный по процедуре проведения, способ нахождения альтернативных вариантов решения проблемных ситуаций. Рас-
смотрим процесс интервьюирования и установления контакта с респондентом.
На 1-м этапе интервьюер должен стремиться к созданию ситуации, побуждающей респондента к искренним ответам. Важное условие успешного интервьюирования — создание дружеской атмосферы. Поэтому вступительное слово интервьюера должно быть кратким, обоснованным и уверенными. Во вступлении он четко излагает цель исследования, используя понятную респонденту терминологию, изаверяет его в анонимности.
На 2-м этапе задаются вопросы и фиксируются ответы. Исключительно важно, чтобы интервьюер сохранял нейтральную позицию в ходе интервью, но не смешивал ее с бесстрастностью, так как поддержание контакта с респондентом обеспечивает его внимание и интерес к процессу интервьюирования (табл. 6).
Таблица 6 Примеры вопросов на выявление личностных характеристик
Личностные характеристики | Вопросы интервью |
Поведение | Что делали? Каким образом? Кто находился рядом? Что вы чувствовали! |
Возможности, способности, ресурсы | Какие использовали способности? Как их использовали? Какова эффективность использования способностей по условной шкале от 0 до 10? Что вы чувствовали при этом? |
Система ценностей | Для чего это было необходимо делать? Насколько это важно (по условной шкале от 0 до 10)? Почему это ценно? Что ощущали, когда осознали важность этой ценности! |
Идентификация | Кто вы в этой ситуации? На кого похожи или желаете быть похожим? Какой образ представляете, когда думаете об этом поведении? Что чувствуете при этом? |
Эмоции и чувства | Какие ощущения (зрительные, слуховые и телесные) возникали, когда вы делали это (не менее трех по каждой модальности)? Как узнавали, что это нравилось вам (не нравилось)? Где внутри (в теле) находится сейчас это ощущение? На что или на кого оно похоже? |
В ходе очного опроса интервьюер должен быть уверен, что респондент правильно понял вопрос и ответил именно на него. В противном случае прибегают к так называемому зондированию, т.е. задают дополнительные уточняющие вопросы.
Если получены противоречивые ответы, интервьюер может: а) указать респонденту на противоречие и выяснить, с чем оно связано; б) обратиться к косвенному зондированию.
На 3-м этапе важное значение имеет процедура завершения интервью: следует поблагодарить респондента, не спешить с уходом, что, в свою очередь, ослабляет напряжение и позволяет узнать о каких-либо важных вещах, которые в силу различных причин оказались не освещены в ходе интервьюирования.
Неформализованное групповое интервью, сфокусированное на выяснение мнений, суждений членов группы по какой-либо узкой проблеме, называют методом фокус-групп. Фактически фокус-группа представляет собой синтетический метод, в котором сочетается групповое неформализованное интервью с элементами экспериментальных методик, тестовых испытаний, групповой дискуссии, наблюдения. Весь ход дискуссии фиксируется широкоугольной видеокамерой и записывается на видеомагнитофон для последующего более углубленного анализа.
К позитивным сторонам данного метода следует отнести его дешевизну и оперативность получения информации, важной для прикладных исследований. Кроме того, когда взаимодействие интервьюера с респондентом дополняется взаимодействием респондентов между собой, обнаруживается информация, которая не может быть получена в индивидуальном интервью: высказывания одних респондентов по обсуждаемой проблеме могут стать побуждающим фактором для высказываний других; в групповых дискуссиях рождаются суждения, идеи, которые вряд ли могли появиться в индивидуальных интервью; в таких групповых дискуссиях удается добиться высокой степени раскрепощенности участников и спонтанности в их ответах (при условии, что ведущий фокус-группы имеет опыт ее проведения). Кроме того, один из основателей данного метода — Д.Морган — считает, что фокус-группы являются хорошим способом наблюдения за такой стороной групповой динамики, как процесс развития и формирования мнений.
При проведении самого обсуждения ведущий должен соблюдать следующие требования: постоянно активизировать высказывание мнений, оценок, суждений всеми участниками группы без исключения, стимулируя робких и приглашая наиболее активных; гасить возникающие конфликты; постоянно следить за основной темой и сценарием групповой дискуссии, возвращая группу в русло обсуждаемой проблемы в случае отклонения от нее. Чтобы дискуссия не затухала, ведущий использует разнообразные приемы: помимо классического обмена мнениями по кругу можно применить групповые формы — просмотр видеоматериалов, изготовление микро-
группами каких-либо аппликаций по теме беседы и т. п. Максимальная длительность работы группы без перерыва — 2 ч. Если сценарий и задачи требуют большего времени, необходимо сделать перерыв.
Большое внимание при проведении фокус-групп следует уделять и чисто техническим, организационным вопросам. В частности, речь идет об экологии: помещении, размещении участников, технических средствах фиксации информации. Желательно для этой цели иметь помещение, состоящее из трех смежных комнат. В самой большой из них ведущий проводит дискуссию, во второй располагаются наблюдатели, фиксирующие со стороны с помощью телекамеры и просматривающие с помощью монитора весь ход обсуждения проблемы, в третьей лаборант — помощник ведущего устраивает чай во время перерыва и хранит вспомогательные материалы1.
Анкетирование.Анкетирование — форма опроса обследуемого контингента лиц по предварительно составленному списку вопросов. Ответы на вопросы анкеты служат исходным эмпирическим материалом для обобщений. Общение диагностируемого с исследователем носит опосредованный (через анкету) характер. Материалы анкет пригодны для количественного анализа, удобны в обработке.
Анкетирование применяется для массового сбора информации (иногда — от живущих в разных местах людей).
В анкете могут быть представлены:
- факты («Твои занятия в свободное время», «Какие методы нравственного воспитания школьников вы чаще всего применяете в своей работе?»);
- характеристики окружающих людей, событий («Какие черты характера ты больше всего ценишь в своих сверстниках?», «Какие качества, на ваш взгляд, характеризуют творчески работающего педагога?», «Как вы относитесь к введению школьной формы?»);
- суждения («В чем, по-твоему, причина того, что многие ребята неохотно посещают школу?», «Почему, на ваш взгляд, некоторые учителя отказываются осваивать компьютер?»);
- намерения («Собираешься ли ты поступать в вуз?», «Планируете ли вы в ближайшее время повышать свою квалификацию?»).
Анкеты могут быть открытыми, когда вопросы предполагают свободные ответы по усмотрению респондента, и закрытыми, когда респондент должен выбрать один из готовых ответов («да», «нет»,
1 Социальная психология / под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. — М., 2001.
«не знаю», «иногда» и др.) или оценить в баллах правильность (по его усмотрению) каждого из них.
Анкета может (и должна) содержать вопросы разного типа: основные; вопросы-фильтры с отсеивающей функцией (например, на отдельные вопросы просят ответить только учителей, которые собираются в ближайшее время повышать свою квалификацию); проверочные или контрольные с целью уточнения достоверности информации.
Анкетирование проводится очно или заочно. В первом случае респонденты заполняют анкету в присутствии исследователя или заменяющего его лица, во втором — анкеты рассылаются по почте. В психолого-педагогических исследованиях чаще применяется первый способ; заочное анкетирование чаще используется в социологических опросах. При заочном анкетировании человек, заполняющий анкету, не может уточнить тот или иной вопрос, поэтому тематика анкет должна быть несложной, а вопросы — сформулированы в краткой и доступной форме.
Предостережение. Все дело в том, что результаты анкетирования, которые зачастую преподносятся как реальный факт и достоверная информация, могут быть весьма далеки от истины и не отвечать требованиям надежности. Как правило, причина —в нарушении требований, которые необходимо соблюдать при составлении анкет и проведении процедуры анкетирования1.
Основные требования к анкете:
1) во вступлении необходимо сформировать у респондента чувство удовлетворения от того, что выбор пал на него;
2) вопросы должны по возможности точно и емко характеризовать изучаемое явление и задаваться в логичной последовательности;
3) необходимо сочетать прямые вопросы с косвенными (например: «Нравится ли профессия учителя?» и «Согласны ли вы, что профессия учителя самая лучшая?»);
4) сначала задаются вопросы на определение компетентности респондента в теме опроса;
5) вопросы располагаются по принципу «подготовка — сложные вопросы — классификация»; при группировке вопросов можно взять за основу и другую структуру: сначала — легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий, фактов), затем — трудные (выявляющие суждения, оценки), далее — самые сложные (требующие принятия решения, выбора ответа), в заключение — снова простые вопросы;
' Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: учебник для вузов. — 2-е изд. — М., 2000.
6) вопросы реквизитной части анкеты, позволяющие идентифицировать респондентов по группам (по возрасту, полу, уровню квалификации и т.п.), располагаются в самом конце анкеты;
7) на заполнение анкеты должно уходить небольшое количество времени (от 4 — 5 до 15 — 20 мин в зависимости от возраста опрашиваемых).
Полезный совет. Композиция анкеты проверяется по следующим критериям: соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых («контактных») в начале анкеты к более сложным в середине и простым («разгрузочным») в конце? Нет ли скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие? Отделены ли смысловые блоки вопросов «переключателями внимания», обращением к респонденту, информирующими о начале следующего блока? Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента?
Анкеты, как правило, являются анонимными. Но в том случае, если проводится опрос большой группы испытуемых, которая к тому же является неоднородной по возрасту, социальному статусу, стажу работы и т. п., в анкету включают так называемую реквизитную часть: испытуемого просят указать пол, возраст, род занятий, стаж работы и т.п. Реквизитная часть помещается, как правило, в конце опросного листа (чтобы с самого начала у испытуемых не возникло ощущения, что их «допрашивают») и служит для классификации респондентов с целью анализа их ответов, а также выявления причинно-следственных связей и типичных для определенной группы испытуемых мнений, взглядов, установок, оценочных суждений.
Подготовка анкеты:
- разработка вопросов — перевод основных исследовательских предположений на язык вопросов;
- оценка вопросов — определение их оптимального типа и количества;
- тестирование — предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом (до 10 человек) числе испытуемых в «пилотажном» диагностировании;
- уточнение анкет — конкретизация вопросов и уточнение их последовательности;
- тиражирование.
Грамотно составленные анкеты должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности (см. гл. 8), но, помимо этого, каждый вопрос анкеты проверяется по следующим критериям.
1. Предусмотрены ли такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить»? Они позволяют респонденту уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным.
2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы» со свободными строчками? Тем самым закрытый вопрос превращается в полузакрытый.
3. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника заполнения анкеты?
4. Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения? Есть ли необходимость заменить непонятные слова или термины?
5. Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого? Если такое возможно, то необходимо предусмотреть вопрос-фильтр на проверку компетентности.
6. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос? При необходимости следует один вопрос раздробить на блок вопросов.
7. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, престижных представлений?
Достоинствами анкетирования являются: массовость обследования; большая скорость сбора информации; легкость обработки результатов; возможность широкого применения математических методов анализа данных; возможность получения ответов на такие вопросы, на которые респондент по каким-либо причинам не желает отвечать в устной форме; возможность сравнения результатов нескольких обследований; удобные способы фиксации результатов (в анкетах закрытого типа).
Вместе с тем, используя в психолого-педагогическом исследовании метод анкетирования, нужно иметь в виду следующие ограничения:
- с помощью анкеты нельзя получить всесторонние, исчерпывающие данные или рассчитывать на глубокое проникновение в ситуацию;
- не все респонденты правильно понимают вопросы, поэтому часто возникают трудности при классификации ответов;
- нет гарантии, что все ответы являются искренними;
- в анкетный опрос не следует вмешиваться, изменять что-либо, поэтому данный метод нельзя, в отличие от беседы, назвать гибким;
- жесткий список вопросов может заставить опрашиваемых ответить не то, что они думают в действительности;
- среди вариантов ответа в закрытой анкете может не оказаться того, который устраивал бы конкретного респондента.
При обработке и анализе ответов применяется такой прием, как группировка вопросов (педагог должен ориентироваться на этот прием еще при подготовке анкеты, чтобы вопросы были связаны друг с другом, помогали установить причинно-следственные связи в изучаемом явлении) и их сортировка (например, по возрастам респондентов, по уровню их образованности и т.д.).
Компьютерная обработка результатов анкетирования значительно расширяет возможности диагностики и повышает эффективность эмпирического исследования.
Социометрические методы исследования.Социометрические методы основаны на опросе какой-либо группы с целью установить социально-психологические взаимоотношения в ней. Для этого с помощью косвенных вопросов выясняют взаимные симпатии и антипатии, устанавливают, кто в группе пользуется наибольшим, кто — наименьшим уважением и авторитетом.
Задача социометрической шкалы — представить в виде определенного количественного ряда отношение одного члена группы ко всем другим.
Для этого выявляют, кто кому наиболее симпатичен или не симпатичен. Чтобы выявить отношения в группе, каждого учащегося спрашивают, с кем бы он хотел сидеть на занятиях, с кем бы хотел отдыхать, работать, готовиться к экзаменам и т.п. Обычно даются три выбора: первый — наиболее предпочтительный, второй — если окажется невозможным первый, третий — если нельзя удовлетворить два первых выбора. В этом случае каждый участник опроса в верхней части листочка пишет свою фамилию, а ниже (в порядке убывания предпочтений) — фамилии тех, кого он выбрал.
При обработке первый выбор получает 3 балла, второй — 2 и третий — 1 балл. На основании сделанных респондентами выборов составляется матрица выборов (табл. 7), в которой по строч-
Таблица 7
Матрица выборов
№ п/п | Кто выбрал | Кого выбрал |
1 2 3 4 5 6 ... | ||
Махмудов | 3 1 2 | |
Сергеев | ||
Иванов | 1 3 | |
Петров | 3 2 | |
Эльдаров | 12 3 | |
И т. д. | ||
Сумма предпочтений | 6 7 2 1 4 8 ... | |
Социометрический статус | 0,33 0,38 0,11 0,06 0,22 0,44 |
Примечание. Полужирным шрифтом выделены взаимные выборы.
кам вписывают фамилии (или шифры) опрошенных, а в колонках — номера, под которыми записаны эти фамилии. В каждой строчке проставляют предпочтения в выборе. При этом взаимные выборы выделяют (контрастным цветом, обводят в кружок и т.д. -в таблице они отмечены полужирным шрифтом). В качестве примера приведены пары Махмудов —Сергеев, Махмудов — Эльда-ров. В двух нижних строчках подсчитывают абсолютную сумму предпочтений и социометрический статус (иногда его называют индексом популярности), который высчитывается по формуле 51 = Я/3^ - 1), где К — количество баллов, К/3 —рейтинг, N — количество опрошенных.
Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма (рис. 1), она представляет собой концентрические окружности (или прямоугольники), в которые помещают номера опрошенных. Номера
1 Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие. — М., 2002.
мальчиков обычно обводят треугольниками, номера девочек — кружочками. В центральный круг помещают тех, кто набрал наибольшее количество выборов (так называемые «социометрические звезды»), во второй круг — «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (у которых число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначается сплошной линией между двумя соответствующими номерами, односторонний — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал).
Иной вариант — выборы по разным параметрам. В этом случае предлагается выбрать по каждому параметру одного наиболее предпочитаемого человека, а общее количество выборов суммируется. При этом есть возможность вычислить индекс популярности каждого человека в группе по разным параметрам. (Рейтинг в этом случае равен количеству выборов членов группы.)
Бланк социометрического опроса заполняет каждый участник, а экспериментатор объединяет данные в сводную таблицу (табл. 8). Для подсчета общего социометрического статуса рейтинг следует высчитывать путем деления суммы выборов на 5 (количество параметров выбора).
Достоинства социометрического метода:
1) дает представление о структуре взаимоотношений внутри группы и положении каждого члена группы в этой системе;
Таблица 8 Сводная таблица социометрического опроса
Вопросы | Фамилии |
Артемов Борисов Иванов Петров Сидоров Карпов | |
Кого бы ты предложил назначить командиром группы? | 6 7 1 18 |
С кем бы ты хотел веселиться? | 8 2 1 14 |
С кем бы ты хотел выполнять трудовое поручение? | 8 4 7 6 |
С кем бы ты хотел выполнять домашнее задание? | 6 1 12 |
К кому бы ты обратился за советом в трудной жизненной ситуации? | 3 9 10 |
Общее количество выборов | 31 11 19 1 2 50 |
Общий социометрический статус | 6,2 2,2 3,8 0,2 0,4 10 |
2) позволяет сравнить отношение к одному и тому же члену группы
со стороны различных группировок или по разным основаниям;
3) помогает предположить лидеров и «звезд» в обследуемой группе;
4) при повторном проведении показывает динамику отношений внутри обследуемой группы.
Ограничения в использовании социометрического метода:
1) применяется в группах численностью от 20 до 40 человек;
2) не позволяет выявить истинные причины сложившихся взаимоотношений и перспективы их изменения;
3) результаты во многом зависят от событий, происшедших накануне опроса, от формулировки вопроса, от отношения опрашиваемых к исследователю и т. п.
Рейтинг.Это близкий к социометрии метод оценки определенных качеств личности человека или особенностей процесса компетентными экспертами. Фамилии испытуемых располагаются в таблице по степени убывания или возрастания выраженности оцениваемого свойства.
При этом эксперты должны отвечать следующим требованиям: хорошо знать испытуемых по выделенным критериям оценки; однозначно понимать критерии; обладать уравновешенностью, доброжелательностью; признавать пользу оценивания.
Показатели, выбираемые для рейтинговой оценки, также должны соответствовать определенным требованиям: »•
- быть объективными;
- полностью отражать исследуемую область;
- легко поддаваться фиксации с помощью наблюдения и других методов;
- подразумевать возможность качественного анализа;
- оценочные эквиваленты показателей должны отражать их значимость.
В случае рейтингового оценивания по одному показателю достаточно сравнения испытуемых между собой по степени выраженности оцениваемого свойства. При ранжировании по нескольким критериям приходится разрабатывать оценочные шкалы по каждому критерию и определять весовые коэффициенты (коэффициенты значимости) для суммирования этих оценок. Ценность и достоверность полученных в результате ранжирования данных снижаются при неточности, неясности описания оцениваемого свойства, скрытого характера этого свойства, ограниченных возможностей его наблюдения.
В научной литературе (Н.В.Кузьмина и др.) выделяются следующие типичные ошибки при проведении рейтинга.
1. Ошибка великодушия: склонность компетентных экспертов завышать оценку, преимущественно выделять достоинства оцениваемого.
2. Ошибка центральной тенденции: эксперты не решаются давать высшие или низшие оценки (при использовании шкал для предотвращения этой ошибки на концах шкалы следует ввести более детальные разграничения, которые объединяются при обсчете результатов).
3. Тенденциозность экспертов: снижается за счет «принудительного» выбора (например: «Какие два признака из четырех наиболее характеризуют индивида: верность слову, доводит начатое дело до конца, не допускает небрежности в работе, огорчается в случае неудачи?»).
4. Логическая ошибка: предотвращается, если для оценивания предложены не черты или свойства человека, а их проявления (например, не «Добрый ли он?», а «Как часто оказывает помощь одноклассникам ?»).
5. Ошибка контраста: эксперт оценивает испытуемого на основе собственных свойств (следует переключить внимание эксперта на сравнивание испытуемых друг с другом или с предложенным эталоном, нормой).
6. Ошибка близости: возникает, когда один и тот же эксперт оценивает одновременно несколько черт испытуемых (в одно наблюдение следует оценивать только одну черту или свойство испытуемых).
Опыт зарубежных кол лег. Учитель следующим образом получает ранговое распределение учеников по успеваемости. Он чертит матрицу-таблицу, в которой колонки — фамилии учеников в произвольном порядке, а строки — те же ученики в том же порядке. Колонка доминирует над строкой в том смысле, что каждая клетка (ячейка матрицы) на пересечении колонки одного ученика со строкой другого ученика позволяет парным сравнением дать относительную оценку их успеваемости: «плюс» — ученик колонки сильнее ученика строки, «минус» — наоборот, «ноль» — они равны.
Таким образом заполняется половина матрицы, ограниченная главной диагональю, где колонка ученика пересекается со строкой этого же ученика. Подсчет производят следующим образом: в колонке подсчитывают все «плюсы» до пересечения с собственной строкой; после этого в строке того же ученика считают все «минусы», а «нули» в строке и колонке принимают за пол-очка. Общая сумма всех очков — это и есть оценка. Ученик, набравший самую большую сумму очков, занимает первое место в ранговом списке1.
Шкалирование.Это метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. Шкалирование — одно из важнейших средств математического анализа изучаемого явления, а также способ организации эмпирических данных, получаемых по-
1 Воробьев Г. Г. Легко ли учиться в американской школе? -- М., 1993.
средством наблюдения, изучения документов, анкетного опроса, экспериментов или тестирования. Подробнее о применении шкал для проектирования диагностических методик и обработки их результатов см. в гл. 9.
Метод полярных профилей.Этот метод основан на сопоставлении положительного проявления показателя (качества, свойства) с его же отрицательным проявлением.
Суть метода состоит в количественной оценке по определенной шкале проявлений каждого показателя. При этом оценивается не само качество личности, а то, насколько ярко оно выражено, как часто проявляется и т. п. В этом случае качественным оценкам приписывают количественные эквиваленты обычно в виде следующей шкалы:
5 баллов — полная сформированность, яркая выраженность и постоянное проявление положительного качества;
4 балла — преобладание положительного качества в большинстве случаев;
3 балла — слабое проявление положительного качества;
2 балла — типичное проявление недостатка;
1 балл — наличие отрицательного качества.
В табл. 9 приведен фрагмент диагностической карты изучения уровня воспитанности школьников X —XI классов на основе метода полярных профилей.
Возможен упрощенный вариант этой методики, когда описываются лишь полярные проявления оцениваемого качества (само качество и его антоним), а промежуточные — заменяются оценками степени их проявления (см. табл. 10). Опрашиваемых просят обвести соответствующую цифру: если выражено положительное проявление, обводится 5, если противоположное ему — 1, в иных случаях обводятся 4, 3 или 2 — в зависимости от того, какие проявления встречаются чаще.
Тесты в психолого-педагогической диагностике.Тест — это кратковременное измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. В отличие от оценки измерение представляет собой процедуру сопоставления изучаемого свойства с неким эталоном, принимаемым за единицу измерения. Цель измерения — получить численные эквиваленты того или иного свойства или качества. За единицу измерения принимаются специально подобранные или составленные контрольные задания.
Распространение педологии в России в 1920— 1930-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. В 1920-х гг. в полемике о факторах и движущих силах детского развития заострялись крайние точки зрения (биологизаторская и социологизаторская). Многие критики отмечали отсутствие теоретического обоснования тестов, без которого они превращаются в
Таблица 9