Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений

Номер примера Пример нарушения Пример реакции ведущего
Я знаю, что для него хорошо, а что — плохо! Если бы она действительно заботилась обо мне, то ей не надо было бы спрашивать, что мне нужно! Интересно, как вы узнаете о том, что для него хорошо, а что — плохо? А если она не спросит, то как она узнает наверняка о том, что вам нужно?
Их смех сводит меня с ума! Она очень расстраивает меня! Каким образом их смех может сводить вас с ума? Что конкретно она делает, когда столь сильно расстраи­вает вас?
Глупо делать это! Это совсем неважно. Глупо по отношению к кому? Неважно для кого?

видит в роли своеобразного «судьи», чтобы определить пределы собственных возможностей. Как только эти пределы (границы) определятся, нужно проверить их на прочность, особенно если эти пределы не дают респонденту жить полноценной жизнью (см. табл. 5, пример 3).

Респондент в ходе беседы должен видеть в исследователе чело­века, который стремится его понять, а не критикует и не осужда­ет его высказываний, не навязывает своих мнений. Это обстоя­тельство особенно важно учитывать при работе с детьми, для ко­торых взрослый — заведомо значимое лицо. Например, для детей младшего школьного возраста значимость взрослого часто выра­жается в стремлении давать ответы, которые, по их мнению, взрос­лый хочет от них услышать, они соглашаются с «предполагае­мым» мнением взрослого по любому вопросу. Поэтому, проводя беседу или интервью со школьниками, надо всегда помнить об особенностях возраста опрашиваемых.

Беседа сопровождается наблюдением эмоциональных состоя­ний респондента и их внешних проявлений (жестов, мимики, позы). Опытные педагоги могут за твердым «нет» ученика почувство­вать растерянность и нерешительность, а за легко произнесенным «да» — желание «уйти» от ответа или «выдать» желаемый ответ.

Впроцессе фиксирования ответов нельзя пересказывать их сво­ими словами, делать обобщения или «улучшать» речевой стиль респондента. Использование аудио- или видеозаписи в ходе бесе-

Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru ды нежелательно, так как она в большей степени, чем традици­онная запись, стесняет и сковывает школьника, что отражается на искренности его ответов. С определенными ограничениями можно использовать скрытую запись беседы на магнитные носи­тели. Если беседа короткая, то лучше ее сначала запомнить, а потом записать. Допустимо, и к этому способу прибегают почти все интервьюеры, просить респондента подождать, когда будет записан ответ, или просить респондента еще раз повторить свою мысль. Для ускорения процесса записи ее следует начинать сразу же после того, как был поставлен вопрос, с использованием об­щепринятых сокращений слов, стенографии.

Интервью в системе диагностики.Интервью — разновидность беседы, в ходе которой исследователь строго придерживается за­ранее заготовленных вопросов, задаваемых в определенной по­следовательности. Ответы, полученные на такие вопросы, легче классифицировать, переводить в формализованный вид для мате­матической и статистической обработки. Интервью экономично по времени, позволяет опросить большее, чем в беседе, количе­ство людей, а результаты использовать для выявления тенденций, наблюдающихся в данной выборке. В то же время личное общение интервьюера с опрашиваемым позволяет уточнять вопросы и от­веты, корректировать полученные данные с учетом параллельных наблюдений.

Главный отличительный признак интервью — строгая номен­клатура и последовательность вопросов и их тестовый характер (на­личие предположительных ответов).

Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с по­мощью промежуточных вопросов. В связи с этой особенностью интервью широко используется в исследовательской практике, на­пример для выяснения факторов и условий формирования отно­шений, позиции, мотивации опрашиваемого, источников фор­мирования девиаций.

Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы рес­пондентов, они фиксируются интервьюером в вопроснике или на стандартизованном бланке с закодированными номерами вопро­сов и возможных ответов на них. Иногда лучше не стенографиро­вать ответы, а воспроизводить их позже по памяти. Возможна за­пись ответов с помощью диктофона или видеокамеры с целью последующего изучения не только вербальной, но и невербаль­ной реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы.

К специфической форме группового интервью с экспертами можно отнести метод «мозгового штурма» — весьма эффектив­ный, хотя и сложный по процедуре проведения, способ нахожде­ния альтернативных вариантов решения проблемных ситуаций. Рас-

смотрим процесс интервьюирования и установления контакта с респондентом.

На 1-м этапе интервьюер должен стремиться к созданию ситу­ации, побуждающей респондента к искренним ответам. Важное условие успешного интервьюирования — создание дружеской ат­мосферы. Поэтому вступительное слово интервьюера должно быть кратким, обоснованным и уверенными. Во вступлении он четко излагает цель исследования, используя понятную респонденту терминологию, изаверяет его в анонимности.

На 2-м этапе задаются вопросы и фиксируются ответы. Исклю­чительно важно, чтобы интервьюер сохранял нейтральную пози­цию в ходе интервью, но не смешивал ее с бесстрастностью, так как поддержание контакта с респондентом обеспечивает его вни­мание и интерес к процессу интервьюирования (табл. 6).

Таблица 6 Примеры вопросов на выявление личностных характеристик

Личностные характеристики Вопросы интервью
Поведение Что делали? Каким образом? Кто находился рядом? Что вы чувствовали!
Возможности, способ­ности, ресурсы Какие использовали способности? Как их использовали? Какова эффективность использования спо­собностей по условной шкале от 0 до 10? Что вы чувствовали при этом?
Система ценностей Для чего это было необходимо делать? Насколько это важно (по условной шкале от 0 до 10)? Почему это ценно? Что ощущали, когда осознали важность этой ценности!
Идентификация Кто вы в этой ситуации? На кого похожи или желаете быть похожим? Какой образ представляете, когда думаете об этом поведении? Что чувствуете при этом?
Эмоции и чувства Какие ощущения (зрительные, слуховые и телесные) возникали, когда вы делали это (не менее трех по каждой модальности)? Как узнавали, что это нравилось вам (не нравилось)? Где внутри (в теле) находится сейчас это ощущение? На что или на кого оно похоже?

Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru В ходе очного опроса интервьюер должен быть уверен, что респондент правильно понял вопрос и ответил именно на него. В противном случае прибегают к так называемому зондированию, т.е. задают дополнительные уточняющие вопросы.

Если получены противоречивые ответы, интервьюер может: а) указать респонденту на противоречие и выяснить, с чем оно связано; б) обратиться к косвенному зондированию.

На 3-м этапе важное значение имеет процедура завершения интервью: следует поблагодарить респондента, не спешить с ухо­дом, что, в свою очередь, ослабляет напряжение и позволяет узнать о каких-либо важных вещах, которые в силу различных причин оказались не освещены в ходе интервьюирования.

Неформализованное групповое интервью, сфокусированное на выяснение мнений, суждений членов группы по какой-либо узкой проблеме, называют методом фокус-групп. Фактически фокус-группа представляет собой синтетический метод, в котором соче­тается групповое неформализованное интервью с элементами экс­периментальных методик, тестовых испытаний, групповой дискус­сии, наблюдения. Весь ход дискуссии фиксируется широкоуголь­ной видеокамерой и записывается на видеомагнитофон для по­следующего более углубленного анализа.

К позитивным сторонам данного метода следует отнести его дешевизну и оперативность получения информации, важной для прикладных исследований. Кроме того, когда взаимодействие ин­тервьюера с респондентом дополняется взаимодействием респон­дентов между собой, обнаруживается информация, которая не мо­жет быть получена в индивидуальном интервью: высказывания од­них респондентов по обсуждаемой проблеме могут стать побужда­ющим фактором для высказываний других; в групповых дискусси­ях рождаются суждения, идеи, которые вряд ли могли появиться в индивидуальных интервью; в таких групповых дискуссиях удается добиться высокой степени раскрепощенности участников и спон­танности в их ответах (при условии, что ведущий фокус-группы име­ет опыт ее проведения). Кроме того, один из основателей данного метода — Д.Морган — считает, что фокус-группы являются хоро­шим способом наблюдения за такой стороной групповой динами­ки, как процесс развития и формирования мнений.

При проведении самого обсуждения ведущий должен соблюдать следующие требования: постоянно активизировать высказывание мнений, оценок, суждений всеми участниками группы без исклю­чения, стимулируя робких и приглашая наиболее активных; гасить возникающие конфликты; постоянно следить за основной темой и сценарием групповой дискуссии, возвращая группу в русло обсуж­даемой проблемы в случае отклонения от нее. Чтобы дискуссия не затухала, ведущий использует разнообразные приемы: помимо классического обмена мнениями по кругу можно применить груп­повые формы — просмотр видеоматериалов, изготовление микро-

группами каких-либо аппликаций по теме беседы и т. п. Максималь­ная длительность работы группы без перерыва — 2 ч. Если сцена­рий и задачи требуют большего времени, необходимо сделать пе­рерыв.

Большое внимание при проведении фокус-групп следует уде­лять и чисто техническим, организационным вопросам. В частно­сти, речь идет об экологии: помещении, размещении участников, технических средствах фиксации информации. Желательно для этой цели иметь помещение, состоящее из трех смежных комнат. В самой большой из них ведущий проводит дискуссию, во второй располагаются наблюдатели, фиксирующие со стороны с помощью телекамеры и просматривающие с помощью монитора весь ход обсуждения проблемы, в третьей лаборант — помощник ведущего устраивает чай во время перерыва и хранит вспомогательные ма­териалы1.

Анкетирование.Анкетирование — форма опроса обследуемого контингента лиц по предварительно составленному списку во­просов. Ответы на вопросы анкеты служат исходным эмпириче­ским материалом для обобщений. Общение диагностируемого с исследователем носит опосредованный (через анкету) характер. Материалы анкет пригодны для количественного анализа, удоб­ны в обработке.

Анкетирование применяется для массового сбора информации (иногда — от живущих в разных местах людей).

В анкете могут быть представлены:

- факты («Твои занятия в свободное время», «Какие методы нравственного воспитания школьников вы чаще всего применяе­те в своей работе?»);

- характеристики окружающих людей, событий («Какие чер­ты характера ты больше всего ценишь в своих сверстниках?», «Какие качества, на ваш взгляд, характеризуют творчески рабо­тающего педагога?», «Как вы относитесь к введению школьной формы?»);

- суждения («В чем, по-твоему, причина того, что многие ре­бята неохотно посещают школу?», «Почему, на ваш взгляд, неко­торые учителя отказываются осваивать компьютер?»);

- намерения («Собираешься ли ты поступать в вуз?», «Плани­руете ли вы в ближайшее время повышать свою квалификацию?»).

Анкеты могут быть открытыми, когда вопросы предполагают свободные ответы по усмотрению респондента, и закрытыми, когда респондент должен выбрать один из готовых ответов («да», «нет»,

1 Социальная психология / под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. — М., 2001.

Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru «не знаю», «иногда» и др.) или оценить в баллах правильность (по его усмотрению) каждого из них.

Анкета может (и должна) содержать вопросы разного типа: основные; вопросы-фильтры с отсеивающей функцией (напри­мер, на отдельные вопросы просят ответить только учителей, ко­торые собираются в ближайшее время повышать свою квалифи­кацию); проверочные или контрольные с целью уточнения дос­товерности информации.

Анкетирование проводится очно или заочно. В первом случае респонденты заполняют анкету в присутствии исследователя или заменяющего его лица, во втором — анкеты рассылаются по по­чте. В психолого-педагогических исследованиях чаще применяется первый способ; заочное анкетирование чаще используется в со­циологических опросах. При заочном анкетировании человек, за­полняющий анкету, не может уточнить тот или иной вопрос, по­этому тематика анкет должна быть несложной, а вопросы — сфор­мулированы в краткой и доступной форме.

Предостережение. Все дело в том, что результаты анке­тирования, которые зачастую преподносятся как реальный факт и достоверная информация, могут быть весьма далеки от истины и не отвечать требованиям надежности. Как правило, причина —в на­рушении требований, которые необходимо соблюдать при состав­лении анкет и проведении процедуры анкетирования1.

Основные требования к анкете:

1) во вступлении необходимо сформировать у респондента чув­ство удовлетворения от того, что выбор пал на него;

2) вопросы должны по возможности точно и емко характери­зовать изучаемое явление и задаваться в логичной последователь­ности;

3) необходимо сочетать прямые вопросы с косвенными (на­пример: «Нравится ли профессия учителя?» и «Согласны ли вы, что профессия учителя самая лучшая?»);

4) сначала задаются вопросы на определение компетентности респондента в теме опроса;

5) вопросы располагаются по принципу «подготовка — слож­ные вопросы — классификация»; при группировке вопросов можно взять за основу и другую структуру: сначала — легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий, фактов), затем — трудные (выявляющие суждения, оценки), далее — самые слож­ные (требующие принятия решения, выбора ответа), в заключе­ние — снова простые вопросы;

' Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: учебник для вузов. — 2-е изд. — М., 2000.

6) вопросы реквизитной части анкеты, позволяющие иденти­фицировать респондентов по группам (по возрасту, полу, уровню квалификации и т.п.), располагаются в самом конце анкеты;

7) на заполнение анкеты должно уходить небольшое количе­ство времени (от 4 — 5 до 15 — 20 мин в зависимости от возраста опрашиваемых).

Полезный совет. Композиция анкеты проверяется по сле­дующим критериям: соблюдается ли принцип расположения во­просов от наиболее простых («контактных») в начале анкеты к бо­лее сложным в середине и простым («разгрузочным») в конце? Нет ли скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие? Отделены ли смысловые блоки вопросов «переключателями вни­мания», обращением к респонденту, информирующими о начале следующего блока? Нет ли скоплений однотипных вопросов, вы­зывающих ощущение монотонности и утомления у респондента?

Анкеты, как правило, являются анонимными. Но в том случае, если проводится опрос большой группы испытуемых, которая к тому же является неоднородной по возрасту, социальному стату­су, стажу работы и т. п., в анкету включают так называемую рек­визитную часть: испытуемого просят указать пол, возраст, род занятий, стаж работы и т.п. Реквизитная часть помещается, как правило, в конце опросного листа (чтобы с самого начала у ис­пытуемых не возникло ощущения, что их «допрашивают») и слу­жит для классификации респондентов с целью анализа их отве­тов, а также выявления причинно-следственных связей и типич­ных для определенной группы испытуемых мнений, взглядов, установок, оценочных суждений.

Подготовка анкеты:

- разработка вопросов — перевод основных исследовательских предположений на язык вопросов;

- оценка вопросов — определение их оптимального типа и ко­личества;

- тестирование — предварительная проверка степени понима­ния вопросов анкеты на небольшом (до 10 человек) числе испы­туемых в «пилотажном» диагностировании;

- уточнение анкет — конкретизация вопросов и уточнение их последовательности;

- тиражирование.

Грамотно составленные анкеты должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности (см. гл. 8), но, помимо этого, каждый вопрос анкеты проверяется по следующим критериям.

1. Предусмотрены ли такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить»? Они позволяют респонденту уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным.

2. Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам по­зицию «другие ответы» со свободными строчками? Тем самым закрытый вопрос превращается в полузакрытый.

3. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника заполне­ния анкеты?

4. Нет ли логического несоответствия между смыслом форму­лировки вопроса и шкалой измерения? Есть ли необходимость заменить непонятные слова или термины?

5. Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого? Если такое возможно, то необходимо предусмотреть вопрос-фильтр на проверку компетентности.

6. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос? При необходимости следует один вопрос раздробить на блок воп­росов.

7. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоин­ства, престижных представлений?

Достоинствами анкетирования являются: массовость обследо­вания; большая скорость сбора информации; легкость обработки результатов; возможность широкого применения математических методов анализа данных; возможность получения ответов на та­кие вопросы, на которые респондент по каким-либо причинам не желает отвечать в устной форме; возможность сравнения ре­зультатов нескольких обследований; удобные способы фиксации результатов (в анкетах закрытого типа).

Вместе с тем, используя в психолого-педагогическом исследо­вании метод анкетирования, нужно иметь в виду следующие ог­раничения:

- с помощью анкеты нельзя получить всесторонние, исчерпы­вающие данные или рассчитывать на глубокое проникновение в ситуацию;

- не все респонденты правильно понимают вопросы, поэтому часто возникают трудности при классификации ответов;

- нет гарантии, что все ответы являются искренними;

- в анкетный опрос не следует вмешиваться, изменять что-либо, поэтому данный метод нельзя, в отличие от беседы, на­звать гибким;

- жесткий список вопросов может заставить опрашиваемых ответить не то, что они думают в действительности;

- среди вариантов ответа в закрытой анкете может не оказаться того, который устраивал бы конкретного респондента.

При обработке и анализе ответов применяется такой прием, как группировка вопросов (педагог должен ориентироваться на этот прием еще при подготовке анкеты, чтобы вопросы были свя­заны друг с другом, помогали установить причинно-следствен­ные связи в изучаемом явлении) и их сортировка (например, по возрастам респондентов, по уровню их образованности и т.д.).

Компьютерная обработка результатов анкетирования значитель­но расширяет возможности диагностики и повышает эффектив­ность эмпирического исследования.

Социометрические методы исследования.Социометрические методы основаны на опросе какой-либо группы с целью устано­вить социально-психологические взаимоотношения в ней. Для этого с помощью косвенных вопросов выясняют взаимные симпатии и антипатии, устанавливают, кто в группе пользуется наибольшим, кто — наименьшим уважением и авторитетом.

Задача социометрической шкалы — представить в виде опреде­ленного количественного ряда отношение одного члена группы ко всем другим.

Для этого выявляют, кто кому наиболее симпатичен или не симпатичен. Чтобы выявить отношения в группе, каждого учаще­гося спрашивают, с кем бы он хотел сидеть на занятиях, с кем бы хотел отдыхать, работать, готовиться к экзаменам и т.п. Обычно даются три выбора: первый — наиболее предпочтительный, вто­рой — если окажется невозможным первый, третий — если нельзя удовлетворить два первых выбора. В этом случае каждый участник опроса в верхней части листочка пишет свою фамилию, а ниже (в порядке убывания предпочтений) — фамилии тех, кого он выбрал.

При обработке первый выбор получает 3 балла, второй — 2 и третий — 1 балл. На основании сделанных респондентами выбо­ров составляется матрица выборов (табл. 7), в которой по строч-

Таблица 7

Матрица выборов

№ п/п Кто выбрал Кого выбрал
1 2 3 4 5 6 ...
Махмудов 3 1 2
Сергеев
Иванов 1 3
Петров 3 2
Эльдаров 12 3
  И т. д.  
  Сумма предпочтений 6 7 2 1 4 8 ...
  Социометрический статус 0,33 0,38 0,11 0,06 0,22 0,44

Примечание. Полужирным шрифтом выделены взаимные выборы.

Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru

кам вписывают фамилии (или шифры) опрошенных, а в колон­ках — номера, под которыми записаны эти фамилии. В каждой строчке проставляют предпочтения в выборе. При этом взаимные выборы выделяют (контрастным цветом, обводят в кружок и т.д. -в таблице они отмечены полужирным шрифтом). В качестве при­мера приведены пары Махмудов —Сергеев, Махмудов — Эльда-ров. В двух нижних строчках подсчитывают абсолютную сумму предпочтений и социометрический статус (иногда его называют индексом популярности), который высчитывается по формуле 51 = Я/3^ - 1), где К — количество баллов, К/3 —рейтинг, N — количество опрошенных.

Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма (рис. 1), она представляет собой концентрические окружности (или пря­моугольники), в которые помещают номера опрошенных. Номера

1 Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие. — М., 2002.

мальчиков обычно обводят треугольниками, номера девочек — кружочками. В центральный круг помещают тех, кто набрал наи­большее количество выборов (так называемые «социометрические звезды»), во второй круг — «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (у которых число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолирован­ных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обо­значается сплошной линией между двумя соответствующими но­мерами, односторонний — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал).

Иной вариант — выборы по разным параметрам. В этом случае предлагается выбрать по каждому параметру одного наиболее пред­почитаемого человека, а общее количество выборов суммируется. При этом есть возможность вычислить индекс популярности каж­дого человека в группе по разным параметрам. (Рейтинг в этом случае равен количеству выборов членов группы.)

Бланк социометрического опроса заполняет каждый участник, а экспериментатор объединяет данные в сводную таблицу (табл. 8). Для подсчета общего социометрического статуса рейтинг следует высчитывать путем деления суммы выборов на 5 (количество па­раметров выбора).

Достоинства социометрического метода:

1) дает представление о структуре взаимоотношений внутри группы и положении каждого члена группы в этой системе;

Таблица 8 Сводная таблица социометрического опроса

Вопросы Фамилии
Артемов Борисов Иванов Петров Сидоров Карпов
Кого бы ты предложил назначить командиром группы? 6 7 1 18
С кем бы ты хотел веселиться? 8 2 1 14
С кем бы ты хотел выполнять трудовое поручение? 8 4 7 6
С кем бы ты хотел выполнять домашнее задание? 6 1 12
К кому бы ты обратился за советом в трудной жизненной ситуации? 3 9 10
Общее количество выборов 31 11 19 1 2 50
Общий социометрический статус 6,2 2,2 3,8 0,2 0,4 10

Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru 2) позволяет сравнить отношение к одному и тому же члену группы
со стороны различных группировок или по разным основаниям;

3) помогает предположить лидеров и «звезд» в обследуемой группе;

4) при повторном проведении показывает динамику отноше­ний внутри обследуемой группы.

Ограничения в использовании социометрического метода:

1) применяется в группах численностью от 20 до 40 человек;

2) не позволяет выявить истинные причины сложившихся вза­имоотношений и перспективы их изменения;

3) результаты во многом зависят от событий, происшедших накануне опроса, от формулировки вопроса, от отношения опра­шиваемых к исследователю и т. п.

Рейтинг.Это близкий к социометрии метод оценки определен­ных качеств личности человека или особенностей процесса ком­петентными экспертами. Фамилии испытуемых располагаются в таблице по степени убывания или возрастания выраженности оце­ниваемого свойства.

При этом эксперты должны отвечать следующим требованиям: хорошо знать испытуемых по выделенным критериям оценки; однозначно понимать критерии; обладать уравновешенностью, доброжелательностью; признавать пользу оценивания.

Показатели, выбираемые для рейтинговой оценки, также долж­ны соответствовать определенным требованиям: »•

- быть объективными;

- полностью отражать исследуемую область;

- легко поддаваться фиксации с помощью наблюдения и дру­гих методов;

- подразумевать возможность качественного анализа;

- оценочные эквиваленты показателей должны отражать их значимость.

В случае рейтингового оценивания по одному показателю до­статочно сравнения испытуемых между собой по степени выра­женности оцениваемого свойства. При ранжировании по несколь­ким критериям приходится разрабатывать оценочные шкалы по каждому критерию и определять весовые коэффициенты (коэф­фициенты значимости) для суммирования этих оценок. Ценность и достоверность полученных в результате ранжирования данных снижаются при неточности, неясности описания оцениваемого свойства, скрытого характера этого свойства, ограниченных воз­можностей его наблюдения.

В научной литературе (Н.В.Кузьмина и др.) выделяются сле­дующие типичные ошибки при проведении рейтинга.

1. Ошибка великодушия: склонность компетентных экспертов завышать оценку, преимущественно выделять достоинства оце­ниваемого.

2. Ошибка центральной тенденции: эксперты не решаются давать высшие или низшие оценки (при использовании шкал для пред­отвращения этой ошибки на концах шкалы следует ввести более детальные разграничения, которые объединяются при обсчете ре­зультатов).

3. Тенденциозность экспертов: снижается за счет «принудитель­ного» выбора (например: «Какие два признака из четырех наибо­лее характеризуют индивида: верность слову, доводит начатое дело до конца, не допускает небрежности в работе, огорчается в слу­чае неудачи?»).

4. Логическая ошибка: предотвращается, если для оценивания предложены не черты или свойства человека, а их проявления (например, не «Добрый ли он?», а «Как часто оказывает помощь одноклассникам ?»).

5. Ошибка контраста: эксперт оценивает испытуемого на осно­ве собственных свойств (следует переключить внимание эксперта на сравнивание испытуемых друг с другом или с предложенным эталоном, нормой).

6. Ошибка близости: возникает, когда один и тот же эксперт оценивает одновременно несколько черт испытуемых (в одно на­блюдение следует оценивать только одну черту или свойство ис­пытуемых).

Опыт зарубежных кол лег. Учитель следующим образом получает ранговое распределение учеников по успеваемости. Он чертит матрицу-таблицу, в которой колонки — фамилии учеников в произвольном порядке, а строки — те же ученики в том же поряд­ке. Колонка доминирует над строкой в том смысле, что каждая клет­ка (ячейка матрицы) на пересечении колонки одного ученика со строкой другого ученика позволяет парным сравнением дать от­носительную оценку их успеваемости: «плюс» — ученик колонки сильнее ученика строки, «минус» — наоборот, «ноль» — они равны.

Таким образом заполняется половина матрицы, ограниченная главной диагональю, где колонка ученика пересекается со строкой этого же ученика. Подсчет производят следующим образом: в ко­лонке подсчитывают все «плюсы» до пересечения с собственной строкой; после этого в строке того же ученика считают все «мину­сы», а «нули» в строке и колонке принимают за пол-очка. Общая сумма всех очков — это и есть оценка. Ученик, набравший самую большую сумму очков, занимает первое место в ранговом списке1.

Шкалирование.Это метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. Шкалирование — одно из важней­ших средств математического анализа изучаемого явления, а так­же способ организации эмпирических данных, получаемых по-

1 Воробьев Г. Г. Легко ли учиться в американской школе? -- М., 1993.

Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru Реакция ведущего на предъявление респондентом ложного предвидения, отрицательной причинно-следственной связи и оценочных утверждений - student2.ru средством наблюдения, изучения документов, анкетного опроса, экспериментов или тестирования. Подробнее о применении шкал для проектирования диагностических методик и обработки их ре­зультатов см. в гл. 9.

Метод полярных профилей.Этот метод основан на сопоставле­нии положительного проявления показателя (качества, свойства) с его же отрицательным проявлением.

Суть метода состоит в количественной оценке по определен­ной шкале проявлений каждого показателя. При этом оценивает­ся не само качество личности, а то, насколько ярко оно выраже­но, как часто проявляется и т. п. В этом случае качественным оцен­кам приписывают количественные эквиваленты обычно в виде следующей шкалы:

5 баллов — полная сформированность, яркая выраженность и постоянное проявление положительного качества;

4 балла — преобладание положительного качества в большин­стве случаев;

3 балла — слабое проявление положительного качества;

2 балла — типичное проявление недостатка;

1 балл — наличие отрицательного качества.

В табл. 9 приведен фрагмент диагностической карты изучения уровня воспитанности школьников X —XI классов на основе ме­тода полярных профилей.

Возможен упрощенный вариант этой методики, когда описы­ваются лишь полярные проявления оцениваемого качества (само качество и его антоним), а промежуточные — заменяются оцен­ками степени их проявления (см. табл. 10). Опрашиваемых просят обвести соответствующую цифру: если выражено положительное проявление, обводится 5, если противоположное ему — 1, в иных случаях обводятся 4, 3 или 2 — в зависимости от того, какие про­явления встречаются чаще.

Тесты в психолого-педагогической диагностике.Тест — это крат­ковременное измерение или испытание, проводимое для опреде­ления способностей или состояния человека. В отличие от оценки измерение представляет собой процедуру сопоставления изучаемого свойства с неким эталоном, принимаемым за единицу измерения. Цель измерения — получить численные эквиваленты того или ино­го свойства или качества. За единицу измерения принимаются спе­циально подобранные или составленные контрольные задания.

Распространение педологии в России в 1920— 1930-е гг. сопро­вождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и мето­дах. В 1920-х гг. в полемике о факторах и движущих силах детского развития заострялись крайние точки зрения (биологизаторская и социологизаторская). Многие критики отмечали отсутствие теоре­тического обоснования тестов, без которого они превращаются в

Таблица 9

Наши рекомендации