Педагогика и психология в системе наук о человеке
Связи психологии и педагогики с другими науками.Педагогика и психология, в центре которых находятся проблемы человека, относятся к числу гуманитарных наук. Место педагогики и психологии в системе наук о человеке может быть выявлено при рассмотрении их связей с другими науками.
Связь педагогики и психологии с философией — наиболее длительная и органичная. Первоначально они, как и другие науки, существовали в рамках философских учений, задачей которых изначально было осмыслить место человека в мире. Впоследствии, когда педагогика (а затем и психология) оформились в самостоятельные науки, философия стала выполнять по отношению к ним методологическую функцию. Проявляется она в первую очередь в том, что философское знание является мировоззренческим по своей природе и дает ответы на вопросы о сущности человека, о смысле его жизни, о взаимоотношениях человека с природой, культурой, другими людьми, без чего невозможно понимание феноменов образования, сущность которых составляет взаимодействие человека с человеком, человека с миром и с самим собой. Кроме того, от системы философских взглядов, которых придерживается исследователь, зависит направление научного поиска, та или иная трактовка психолого-педагогических закономерностей. Поэтому философские взгляды лежат в основе любой педагогической или психологической концепции. Наконец, методологическая функция философии по отношению к психолого-педагогическим наукам проявляется в том, что философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения психолого-педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией.
В настоящее время сближение педагогики и психологии с философией идет очень активно и проявляется наиболее наглядно. Это связано в первую очередь с необходимостью преодоления кризиса, переживаемого российским обществом. Преодоление кризиса требует переосмысления традиционных, устоявшихся взгля-
дов на проблему целей и смысла человеческой жизни, взаимоотношений человека и общества, тех ценностей, на которые ориентируется человек в своем развитии. Поэтому автор любой разрабатываемой психологической или педагогической концепции, как правило, четко заявляет, каких философских взглядов он придерживается, и объясняет почему. В современном образовании представлен очень широкий спектр философских взглядов, позиций, систем — от диалектического материализма до религиозной философии. Это требует от исследователя не только хорошей ориентации в психолого-педагогических концепциях, но и понимания их философских оснований. Однако «усиление позиций» философии в собственно педагогическом или психологическом знании не означает утраты этими науками собственного предмета. Философия позволяет педагогике и психологии проникнуть в суть вещей (понять взаимоотношения педагога и воспитанника, осмыслить роль культуры в становлении человека, выявить механизмы движения педагогического процесса, сформулировать принципы научно-педагогического исследования и т. п.), но не имеет непосредственного выхода на образовательную практику. Используя философские идеи напрямую, нельзя корректно, грамотно, технологично осуществлять педагогическую деятельность.
Педагогика и психология тесно сотрудничают с филологи-е й. Филологический анализ психологических и педагогических понятий, в том числе заимствованных из других языков, позволяет понять их содержание, выявить среди них многозначные понятия и раскрыть все множество их значений. Сотрудничество с филологией необходимо при проведении исследований в рамках этнопе-дагогики и этнопсихологии, поскольку выводы этих наук часто основываются на изучении традиций, культуры, фольклора (сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок и т.п.). Наконец в психолого-педагогических исследованиях нашли широкое применение идеи герменевтики (науки о способах интерпретации, перевода и объяснения смысла, содержания и значения произведений культуры и науки), возникшей как система методов понимания разного рода текстов.
Физиология вскрывает механизмы осуществления функций человеческого организма и отдельных его органов, их связь между собой, способы регуляции и приспособления к внешней среде. В рамках возрастной физиологии рассматриваются особенности жизнедеятельности человеческого организма на определенных возрастных этапах, что особенно важно при организации воспитания и обучения детей, воздействия на взрослых (родителей, педагогов) разного возраста. Устанавливая оптимальную продолжительность урока, чередование отдельных его частей, разрабатывая различные формы обучения и воспитания, ученые-педагоги опираются не только на выводы психологии, но и на результата
ты исследований в области физиологии. Особое значение для психологии и педагогики имеет физиология высшей нервной деятельности, данные которой широко используются при организации обучения и разработке технологий оказания человеку психолого-педагогической помощи.
Данные медицины используются главным образом в кор-рекционной педагогике, в коррекционно-развивающем направлении, разрабатываемом возрастной и педагогической психологией. Опираясь на результаты медицинских исследований, разрабатывается система средств, компенсирующих дефекты и корректирующих возможности развития детей, стимулирующих их индивидуальное становление и облегчающих включение в жизнь общества.
Социология — наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах. В психолого-педагогических исследованиях широко используются данные о выявленных социологами тенденциях развития образования как общественного явления, отдельных групп и слоев населения, закономерностях социализации в различных общественных институтах, особенностях возрастных и профессиональных субкультур и т.п. Наиболее тесно сотрудничают с социологией социальная педагогика и социальная психология.
Изучение подростковой субкультуры позволило социологам выявить множественность групп в среде подростков, отличающихся друг от друга по ценностным ориентациям, эстетическим пристрастиям, способу проведения досуга, речевым особенностям, способам самовыражения и пр. Эта информация позволяет педагогам определять цели воспитания в работе с представителями каждой из этих групп, корректно организовывать процесс включения их в культуру, отбирать наиболее эффективные формы педагогического взаимодействия. Еще одним примером может служить сотрудничество педагогики, психологии и социологии в работе с детьми-мигрантами. Выявление типологических особенностей таких детей, их классификация, определение адаптационных возможностей каждой группы — в первую очередь задачи социологии и психологии. Поиск закономерностей, принципов и способов их обучения и воспитания (например, разработка технологий «включения» новичка-мигранта в жизнь класса) — дело педагогики.
Связь педагогики и психологии с экономическими науками послужила основанием для возникновения такой научной дисциплины, как экономика образования. Образование, будучи общественным явлением, тесно связано с другими сферами общественной жизни, в том числе и с экономикой. Экономическая жизнь общества во многом определяет характер образования в данном обществе; образование наряду с другими сферами обще-
ственной жизни подвергается экономическому регулированию. Исследование специфики действия экономических законов в сфере образования на основе знания политэкономии, экономики труда, закономерностей финансирования чрезвычайно важно для успешного функционирования образовательной системы.
Общая теория управления лежит в основе такой научной отрасли, как управление образовательными системами. Сотрудничество педагогики, психологии и теории управления дает возможность разрабатывать проблемы управления образованием на уровне государства, общества, субъекта федерации и отдельного образовательного учреждения. Наиболее специфическими являются при этом проблемы управления педагогическим коллективом; их исследование требует учета не только объективных законов управления, но и специфики, и многообразия психологических особенностей, позиций людей, осуществляющих педагогическую деятельность.
Педагогика тесно сотрудничает с правоведением. Разработка и защита юридических прав и четкое определение обязанностей субъектов образования — педагогов и учащихся (воспитанников) — необходимое условие их плодотворного взаимодействия. В современном многокультурном обществе эта задача имеет особое значение, поскольку возрастные, мировоззренческие и культурные различия часто ведут если не к конфликтам, то к непониманию. Пока человек не научился самостоятельно регулировать свои отношения с теми, кто в чем-то отличается от него, необходимо внешнее правовое регулирование таких отношений.
Права и обязанности несовершеннолетних зафиксированы в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», указе Президента РФ «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования», международной Конвенции о правах ребенка и других документах. С правоведением тесно сотрудничает исправительно-трудовая педагогика, юридическая психология.
С 15 сентября 1990 г. Россия является участницей Конвенции о правах ребенка, государства-участники которой обязались обеспечивать:
- защиту ребенка от разлуки со своими родителями вопреки их желанию (ст. 9);
- право ребенка, способного сформулировать свои собственные взгляды, выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, уделять им должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (ст. 12);
- права и обязанности родителей и опекунов руководить ребенком в осуществлении его прав методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка (ст. 14);
- честь и репутацию ребенка (ст. 16);
- доступ к материалам из национальных и международных источников (ст. 17);
- одинаковую ответственность обоими родителями за воспитание и развитие ребенка (ст. 18);
- защиту ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного, грубого обращения, эксплуатации и не допускать эти нарушения прав, включая отсутствие заботы о ребенке (ст. 19);
- полноценную и достойную жизнь ребенку в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23);
- право ребенка на образование, отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 28, 31);
- защиту ребенка от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая представляет опасность для его здоровья и служит препятствием для образования либо наносит ущерб его здоровью, физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32);
- защиту ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34) и др.
В соответствии со ст. 15 (ч. 4) Конституции РФ Конвенция о правах ребенка является составной частью российской правовой системы. Если Конвенцией установлены иные правила, чем предусмотрены внутренним законодательством, то применяются правила Конвенции.
Обеспечение этих прав должно стать нравственной нормой каждого человека. А такое отношение не может быть обеспечено лишь правовыми нормами. Найти эффективные формы нравственно-правового воспитания — задача психолого-педагогических исследований.
Что касается психологии, то ее выводы и рекомендации представляют большую ценность при разработке технологий профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательном процессе. Психологическое знание лежит в основе разработки технологий педагогической деятельности.
Со статистикой, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием, педагогика и психология сотрудничают тогда, когда необходимо выявить общие связи и зависимости, общие закономерности и тенденции развития педагогических явлений, которые могут быть выражены количественно. В этом случае в психолого-педагогических исследованиях могут использоваться готовые результаты статистических исследований либо статистические методы исследования. Нужно лишь помнить о том, что результаты применения таких методов, во-первых, действительны
лишь для большого числа однородных объектов (требуют большой выборки), а во-вторых, должны обязательно сочетаться с качественным анализом.
Довольно часто педагогика и психология (в особенности — социальная психология) пользуются статистическими данными. Так, педагогика использует данные статистики об успеваемости учащихся. Если сравнить такие данные за несколько лет, можно выявить тенденцию к улучшению или снижению школьной успеваемости. Выявление и анализ причин таких тенденций позволяет разработать систему педагогических средств, направленных на повышение качества знаний.
Все более интенсивными становятся связи педагогики и психологии с информатикой. Информатизацию образования связывают обычно с внедрением в образовательный процесс компьютеров. В связи с этим в системе образования сформировалась целая отрасль, работники которой занимаются созданием обучающих программ, электронных учебников, разрабатывают проблемы, связанные с дистанционным обучением. Однако следует помнить о том, что информатика — это наука, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием. Поэтому взаимовыгодное сотрудничество педагогики и психологии с информатикой становится особенно важным там, где речь идет о воспитании культуры «обращения» с информацией.
Кибернетика в переводе с греческого означает «искусство управления», но в отличие от теории управления она рассматривает проблемы управления получением, хранением, передачей и переработкой информации. Выводы кибернетики используются главным образом в дидактике, где сотрудничество двух наук касается теории алгоритмов. На ее основе разработаны различные варианты программированного обучения, при котором весь процесс обучения разбивается на отдельные операции, расположенные в строго определенной последовательности.
Широкое использование технических средств обучения в образовательных учреждениях обусловливает связь психологии и педагогики с техническими науками. Применение компьютеров, разного рода проекторов, магнитофонов, киноустановок требует разработки соответствующих принципов и правил, а также подготовки педагогов к их использованию (в том числе психологической подготовки).
Объекты и типы связи различных наук.Связь психологии и педагогики с другими науками проявляется по-разному в зависимости от объектов и типов связей. Выделяют следующие объекты связи педагогики и психологии с другими науками.
Термины {понятия). Психолого-педагогические науки широко используют термины, заимствованные из других наук («бытие», «неравновесная система», «функция» и др.). При этом заимствованные термины нередко приобретают новый смысл. В то же время и сами психолого-педагогические науки обогащают категориальные системы других наук.
Закономерности. Примером творческого использования психолого-педагогическими науками открытых другими науками закономерностей может служить применение в ней философских положений о закономерной связи теории и практики, формы и содержания, общенаучных положений о закономерностях развития систем и т. п.
Концепции. В своих научных построениях психолого-педагогические науки часто либо берут за основу философские или общенаучные концепции (так, философская концепция, известная под названием «необихевиоризм», послужила основой для разработки теории управления педагогическим процессом), либо используют такие концепции как инструмент анализа в психолого-педагогических исследованиях (такую роль выполняет в педагогической науке герменевтика).
Модели. Разработанные в рамках других наук модели часто служат основой при моделировании явлений и процессов в образовании. Например, структурно-функциональная модель может послужить основой при моделировании и конструировании образовательных систем разного уровня.
Эмпирические данные. Данные социологии, часто выраженные в конкретных цифрах или сформулированные в виде тенденций, нередко становятся основой для разработки конкретных проблем образования, например проблемы формирования у младших школьников произвольного внимания в процессе обучения. Результаты медицинских исследований также помогают педагогам и психологам в исследовании определенных проблем (например, в области коррекционной педагогики).
Критерии. Критерий (греч. кгИепоп — средство для суждения) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. Наряду с собственными критериями оценки образовательных систем, явлений, процессов психолого-педагогические науки пользуются критериями, разработанными другими науками. Как правило, в рамках одного исследования часть критериев — оригинальные, часть заимствована из философии, социологии, теории управления и других наук.
Методы. Психолого-педагогические науки широко используют методы исследования, применяемые в других науках — социологии, филологии и др. Тот факт, что практически любой метод теоретического или эмпирического исследования может при ус-
Л 1
ловии его обязательной корректировки найти применение в психолого-педагогическом исследовании, объясняется тем, что в условиях сближения наук методы исследования очень быстро становятся общенаучными.
Можно выделить несколько типов связей педагогики и психологии с другими науками.
Заимствование. Психология и педагогика могут заимствовать из других наук термины, методы, критерии и другие объекты. Однако заимствование не может быть механическим. Оно всегда имеет творческий характер, поскольку заимствованные объекты, как правило, по-своему интерпретируются психологической или педагогической наукой.
Взаимовлияние. Этот тип связей, в отличие от предыдущего «однонаправленного», носит двусторонний характер. Примером могут служить отношения между педагогикой и философией. Не только педагогика широко использует достижения философии, но и философия пользуется научными достижениями в области педагогики — в тех случаях, когда применяет для обобщения выявленные в психолого-педагогических исследованиях закономерности.
Взаимодействие. Такой тип связей характерен для комплексных исследований, при проведении которых каждая наука рассматривает определенный аспект какого-либо образовательного объекта, явления, процесса, относительно которого нужно получить новое знание. Психолого-педагогическая наука в таких исследованиях выступает в роли объединяющего начала: задает цели и направление научного поиска, формулирует обобщающие выводы.
Взаимопроникновение. Подобные связи между психологии, педагогикой и другими науками возникают тогда, когда на основе ведущих идей, положений, выводов одной науки складываются новые концепции и парадигмы, возникают новые отрасли в рамках другой науки. Взаимопроникновение характерно, например, для отношений с философией. Каждое психолого-педагогическое исследование опирается на определенную философскую систему или концепцию. В то же время педагогические и психологические идеи органично «вплетены» практически во все философские концепции.
Комплементарность. Такой тип связей часто возникает между педагогикой и психологией, внугри самой системы психолого-педагогических научных дисциплин. Термин «комплементарность» обычно переводят как «дополнительность», «взаимное соответствие». Комплементарные связи возникают в тех случаях, когда данные одной науки дополняют данные другой, когда из данных нескольких наук, как из мозаики, складывается единая картина.
Интеграция. Под интеграцией (от лат. Ше§гаИо — восстановление, восполнение) понимают связывание отдельных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому
состоянию. Результатом интегративных связей между философией и педагогикой, например, является философия образования — научно-педагогическая дисциплина, в основе которой лежит философский способ познания педагогической действительности. Примером результата интегративных связей может служить и упоминавшаяся ранее психопедагогика. Интегративные связи между педагогикой и другими науками прослеживаются во многих педагогических исследованиях, особенно выполненных на методологическом уровне.
1.4. Роль педагогики и психологии в исследовании образования
Значение педагогикив системе научного знания.Существуют разные взгляды на роль педагогики как науки, вытекающие из различного понимания роли педагогики и ее связей с другими науками. В настоящее время эти взгляды оформились в три основные концепции.
Согласно первой из них, педагогика понимается как междисциплинарная область знания, объединяющая в себе сведения из самых разных наук и рассматривающая в педагогическом аспекте сложные предметы и явления (космос, культура, политика и др.). В этом случае педагогика «теряет» собственный объект и исчезает как наука, сливаясь с широкой действительностью.
Однако такое понимание роли педагогики может пригодиться тогда, когда необходимо выявить педагогический смысл того или иного явления, определить возможности его использования в образовании, способы взаимодействия с ним, имеющие воспитывающий характер. Умение взглянуть на любой объект с педагогических позиций чрезвычайно важно для педагога — как ученого, так и практика. Кроме того, владение информацией из самых разных областей научного знания, умение интерпретировать и применить эту информацию в научной и практической деятельности необходимо для успешного осуществления профессиональной деятельности педагога.
Сторонники второй концепции рассматривают педагогику как прикладную науку. Согласно их точке зрения, задача педагогики состоит не в выявлении педагогических закономерностей, а в отборе из других наук сведений, необходимых для решения конкретной проблемы обучения или воспитания. Иначе говоря, задача педагогики, с этой точки зрения, состоит в выработке конкретных рекомендаций для решения проблем в сфере образования на основе данных других наук.
Однако ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает образование специально, в его целостности. Поэтому сведения, предоставляемые другими науками, всегда фрагментарны, разрозненны, дают представление лишь об отдельных сторонах педагогических явлений и исключают возможность понимания педагогической реальности во всей ее полноте. При таком подходе выявление педагогических закономерностей становится невозможным, а значит, нарушается связь педагогической науки и практики, и, как следствие, снижается эффективность практической педагогической деятельности.
Словосочетание «прикладная педагогика» может употребляться и в другом значении: оно может означать соответствие теоретического знания запросам и потребностям практики, возможность «приложить» результаты научных исследований к решению практических педагогических проблем, практико-ориентированный характер научно-педагогических исследований. В таком понимании данное словосочетание означает одну из важнейших функций педагогической науки — преобразовательную (прикладную, практическую).
В рамках третьей концепции педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, с собственным объектом, предметом, категориальным аппаратом и методами, как специальная наука об образовании, педагогическом процессе и педагогической деятельности. Другие же науки «поставляют» педагогике материал, который она интерпретирует и использует при выявлении и формулировании педагогических закономерностей.
В современной педагогической науке отчетливо прослеживаются две взаимосвязанные тенденции: тенденция к дифференциации и тенденция к интеграции.
Дифференциация (процесс разделения наук) касается прежде всего структуры педагогической науки и проявляется в том, что в составе педагогики появляются все новые научные дисциплины. Например, сравнительно недавно возникли андрогогика (педагогика взрослых), педагогическая технология и ряд других научно-педагогических дисциплин. Дифференциация наблюдается и внутри научно-педагогических дисциплин. Так, внутри социальной педагогики выделились семейная педагогика, педагогика досуга, клубная педагогика, педагогика среды и др.
Интеграция (процесс сближения и связи наук) проявляется в первую очередь в области связи педагогики с другими науками. Заключается она в том, что педагогика все чаще не только использует данные и выводы других наук, но и включает их в состав педагогического знания; при этом само педагогическое знание приобретает новое качество. Например, когда педагогика, вступив в диалог с философией и герменевтикой, интерпретировала их фунда-
ментальные положения, основные понятия, эмпирические данные с учетом собственных функций, возникло новое направление в педагогике — философско-антропологический подход.
И дифференциация, и интеграция значительно расширяют, с одной стороны, возможности педагогической науки, с другой — то поле смыслов и значений, которое заключено в педагогическом знании. Это требует от педагога признания правомерности различной смысловой интерпретации знания, «открытости» к восприятию нового, иногда непривычного, парадоксального знания, отказа от догматизма и стереотипов в восприятии научного знания, от упрощенного понимания знаний.
Психологическое знание в сфере образования.Мы уже говорили, что психология как наука отражается в академической, прикладной и практической сферах своего влияния. В образовании психологическое знание в большей степени носит практико-при-кладной характер. И.В.Слободчиков и Е.И.Исаев выделяют два понимания практической психологии:
1) практическая психология как прикладная дисциплина, особенностью которой является ориентация на академическую исследовательскую психологию естественно-научного типа;
2) практическая психология как особая психологическая практика, где главная ориентация — не на исследование психики, а на «работу с психикой».
Таким образом, прикладная психология ориентирована на помощь в решении тех задач, которые поставлены перед психологом заказчиками (например, руководителем образовательного учреждения). Психолог в этих условиях работает в тесном контакте с другими специалистами, помогая им лучше выполнять свои функции. При этом он может проявить и реализовать себя в различных направлениях учебно-воспитательного процесса.
Психологу приходится, с одной стороны, не терять свой специфический предмет (психику, субъектность человека), с другой стороны, учитывать особенности работы в системе образования. Поэтому психолог-прикладник вынужден все чаще проводить исследования, непосредственно включаясь в учебно-воспитательный процесс с целью оптимизации образовательной деятельности педагогического коллектива. Таким образом, он становится полноправным участником педагогического коллектива, так как уже не может без него эффективно работать. Психолог, ориентированный на прикладную деятельность, не ставит перед собой стратегические задачи (их определяет руководитель образовательного учреждения, методист районного управления образования и др.), но самостоятельно решает тактические и оперативные.
Следует отметить, что прикладная психология, как правило, не востребована системой образования, так как трудно найти
4^
психологически грамотных руководителей. Более того, встречается и некоторая предубежденность, недоверие к психологическому знанию, поэтому психологи-прикладники берут на себя гораздо большую ответственность, ставя перед собой стратегические задачи, одновременно формируя психологическую культуру заказчиков.
Практическая психология как особая психологическая практика ориентирована на работу с клиентами, которые доверяют психологу как специалисту. В этих случаях психолог самостоятельно ставит перед собой и стратегические, и тактические, и оперативные задачи по вмешательству в проблемные ситуации.
Практическая психология образования в качестве специально выделяемой отрасли активно начала развиваться в 90-е гг. прошлого столетия. Долгое время отечественная психология представляла собой исключительно академическую науку, занимавшуюся исследованиями, но не решением реальных психологических проблем.
В настоящее время практическое психологическое направление может рассматриваться не только как сфера приложения психологических знаний, не только как психологическая практика и способ проверки психологических моделей, разрабатываемых академической наукой, но и как новая, активно развивающаяся отрасль науки, имеющая свой предмет изучения. В качестве такового выступают принципы, методы и формы психологической помощи, психологической поддержки, психологического содействия и психологического сопровождения процессов становления и развития человека. Г.С.Абрамова предметом практической психологии считает индивидуальность, неповторимость человека в конкретных обстоятельствах его жизни; при этом практическая психология, по ее мнению, ставит своей задачей не только изучение индивидуальности человека, но и обоснование воздействий на него с целью проявления возможностей человека (Абрамова Г. С, 1993). Видимо, в силу новизны данного направления окончательное определение предмета практической психологии произойдет в самом ближайшем будущем.
В практической психологии образования можно выделить следующие уровни актуальных задач (В. И. Бачков, И.Б.Гриншпун, Н. С. Пряжников):
- научно-исследовательские задачи, связанные с изучением закономерностей развития личности, разработкой методологических основ деятельности практического психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в образовательных условиях;
- прикладные задачи, диктуемые необходимостью психологического обеспечения работы образовательного учреждения: составление специальных обучающих программ, создание учебников и учебных пособий, разработка рекомендаций и методических ма-
териалов, программ подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, психологическое обоснование деятельности служб практической психологии, создание проектов нормативных документов такой деятельности;
- практические задачи, определяемые конкретными ситуациями профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении (диагностика, коррекция, развитие, просвещение, консультирование, терапия).
1.5. Соотношение теории и практики образования
Влияние науки на практику образования.
Вопрос о взаимоотношении психолого-педагогических наук и практики образования в разное время решался по-разному. Существуют две полярные точки зрения на соотношение науки и практики. Сторонники одной из них утверждают, что наука как таковая не имеет самостоятельного значения; ее главная задача — дать практические рекомендации, которые можно непосредственно использовать в деятельности. Сторонники противоположной точки зрения абсолютизируют «чистую» науку в виде теоретических построений, не имеющих непосредственного выхода на практику. Примером второй точки зрения может служить достигшая расцвета в Средние века схоластика, представители которой утверждали, что наука может основываться только на умозрительных, логических построениях, и игнорировали опытное знание и практическую деятельность как источник получения знаний и способ проверки их истинности.
В образовании на протяжении всего времени его становления и развития существовали две тенденции: тенденция к фундамента-лизации психолого-педагогического знания, сторонники которой отдавали приоритет науке, и тенденция к технологизации, в рамках которой акцент делался на понимании педагогики как прак-тико-ориентированной, а психологии — как экспериментальной науки. В массовом педагогическом сознании психология и педагогика отождествлялись либо со сложными теоретическими построениями, либо с искусством, мастерством, которое невозможно «втиснуть» ни в какие рамки научных закономерностей.
Психология и педагогика как науки, изучающие практику образования, выявляют ее существенные характеристики и взаимосвязи, которые придают практической педагогической деятельности законосообразный характер. Образовательная практика, в свою очередь, служит объектом научного изучения и источником психолого-педагогических знаний, а также тем критерием, который подтверждает или опровергает истинность научных выводов.
Исследователи выделяют два основных способа влияния психолого-педагогических наук на совершенствование образовательной практики: прямой и косвенный. Прямое влияние на образовательную практику оказывают исследования, отвечающие на вопрос «как?»: каким образом организовать помощь ребенку в освоении им определенной области знаний, в становлении у него того или иного качества и т.п. Исследования, посвященные повышению уровня самих психолого-педагогических наук (методологические исследования), влияют на образовательную практику косвенно, через совершенствование деятельности самих ученых.
Взаимосвязь психолого-педагогических наук и практики образования можно проследить через единство различных видов педагогической деятельности. Все виды педагогической деятельности (научная, воспитательная, преподавательская, административная, методическая и др.) имеют общую цель — помощь подрастающим поколениям в освоении ими социокультурного опыта и обеспечение становления в человеке собственно человеч