Формирование навыка слогового анализа слова
И ЗАКРЕПЛЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ
ГРАММАТИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ, РАЗВИТИЕ
АКТИВНОГО СЛОВАРЯ
На этой основе оказывается возможным формирование анализа слогового состава слова (на первом этапе работы проводились упражнения, направленные на развитие слогового восприятия и воспроизведения речи). Для этого использовались следующие виды упражнений.
Добавление последнего слова в слово.Педагог предлагает детям отгадать задуманное им слово и произносит его, не договаривая последний слог, дети добавляют в слово опущенный слог. Для этих упражнений используется весь проработанный на уроках развития речи лексический и грамматический материал. Это способствует, с одной стороны, его закреплению, с другой, — более легкому выделению слога.
Например: огур(чик), зай(чик), стуль(чик), клю(чик).
Птицы ле(тят). Птица ле(тит). Черепаха полза(ет). Черепахи полза(ют). Зайчата у зай(ца). Слонята у ело (на). Тигрята у тиг(ра). Бельчата у бел(ки). Лисята у ли(сы). Утята у ут(ки).
Компот варят из клубни(ки), мали(ны), виш(ни). Суп варят из свек(лы), капус(ты), картош(ки). Тетрадь из бума (ги); сумка из ко(жи), стакан из стек(ла); снеговик из сне (га); нож из желе (за), стол из дере(ва). Зерно нужно кури(це), молоко ко-ш(ке), орехи бел(ке), рыба ли (се), трава коро(ве) и т.д.
В процессе проведения этих упражнений у детей формируются и практические представления о слоге. На этой основе в дальнейшем дается элементарное понятие о слоге как части слова, и детей подводят к анализу слогового состава слова. Добавляя пропущенный в слове слог, они выкладывают его из букв разрезной азбуки, отхлопывают слоговой состав всего слова. Под соответствующей картинкой дается графическая схема слова, определяется место добавляемого слова, определяются другие слоги слова.
Для закрепления навыка вычленения слога из слова и слогового анализа слова рекомендуются следующие упражнения:
1. Определение общего слога в словах.С этой целью используются
слова с однотипными суффиксами, приставками, окончаниями, напри
мер: пером, карандашом, носком, веником, щеткой, ложкой, руч
кой; выходит-выносит-вылетает-выбегает; зайчик, мальчик,
стульчик; пловец, борец и т.д. Причем, эти одинаковые морфемные
ряды слов используются как для формирования слогового анализа слов,
так и для произвольного словообразования и словоизменения других
слов по аналогии. Так, определив, какой общий слог слышится в сло
вах ножом, пером, карандашом, веником, дети должны изменить
другие слова по образцу так, чтобы в конце их был слог ом: нож —
ножом, мел — мелом, перо — пером, топор — топором.
2. Соотнесение слов с их графической (слоговой) схемой.При
этом также широко используются проработанные ранее основные и
производные формы слов, слова в нулевых и косвенных формах. На
пример, дети должны соотнести с графическими схемами слова слон-
слоны, нож-ножи, сад-сады, дом-дома, глаз-глаза, волк-волча
та, тигр-тигрята, еж-ежата, лиса-лисята, белка-бельчата и
слон-слонята-слону-слоном; дом-домик, сад-садик, рот-ротик,
нос-носик и т.д. На первом этапе работы дети совместно с педагогом
отхлопывали слоговой состав этих слов.
3. Проводятся такие графические диктанты слов,когда дети запи
сывают услышанные слова в виде одной черты, а под ней прерывисты
ми линиями изображают количество слогов. Например, слово машина
записывалось следующим образом: _. ___
В результате этих упражнений и использования указанного речевого материала у детей формируется не только слоговой, но и морфологический анализ слова.
ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИЗА СЛОВЕСНОГО СОСТАВА
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ
ФРАЗОВОГО СТЕРЕОТИПА
На данном этапе работы, используя усвоенные на уроках развития речи практические умения в построении предложений, детям предлагается упражнение на самостоятельное конструирование предложений с анализом их словесного состава, составление графической схемы построенных предложений (обозначения входящих в егосостав слов с помощью условных обозначений, например квадратов).
В дальнейшем проводится графическая запись диктуемых педагогом предложений, самостоятельное составление предложений по графической схеме.
Содержание третьего этапа отрабатывается во II, III и IV четвертях на уроках произношения и во II, III четвертях на уроках грамоты в подготовительном классе речевой школы.
Четвертый этап
На четвертом этапе проводится закрепление представлений о фонематической, слоговой и морфологической структуре слов и грамматических стереотипах в процессе чтения.
Весь лексический и грамматический материал, проработанный на уроках развития речи и произношения, повторяется в процессе чтения.
Содержание данного этапа обучения отрабатывается в основном на уроках грамоты частично в III и особенно в IV четверти.
Чтение слогов, слов и предложений сопровождается анализом фонетического, лексического и грамматического материала с опорой на графическое изображение.
Для работы предлагаются следующие упражнения:
• чтения слогов и словразличной фонетической сложности и нахож
дение соответствующей картинки. При этом подбираются слова
определенных смысловых категорий {фрукты, овощи, мебель, по
суда) либо ассоциативные группы слов (зима, снег, лед, коньки,
лыжи, шуба, варежки и т.д.), либо слова одной и той же грамма
тической категории (например глаголы);
• чтение по карточкам определенных слогов,входящих в состав оп
ределенных слов, и выкладывание из этих слогов слов под соответ
ствующими предметными картинками;
• чтение слов и их дифференциация по слоговому составу(напри
мер, прочесть и назвать слова, которые состоят из одного, двух й
трех слогов);
• чтение слов и выделение лексем с заданной буквой или звуком;
• чтение ряда слов и отбор слов с определенными значениями(на
пример, прочитать и найти слова, обозначающие то, что растет; то,
что плавает и т.п.);
» чтение ряда слов и выкладывание соответствующего ряда картинок по памяти;
• чтение слов с пропущенными буквами и словамии дополнение
их указанными элементами, сначала с опорой на соответствующие
картинки, а затем без указанной опоры;
«чтениепредложений с одним и тем же лексическим составом,но с различным грамматическим оформлением слов и соотнесение прочитанного с соответствующими картинками. Для этого используются все знакомые лексеми и словоформы с коррелирующими морфемами, отработанные на первых двух этапах работы. Например, предлагается прочесть следующие группы предложений и найти соответствующие им изображения.
Мальчик спит Мальчики спят. Девочка играет Девочки играют. Валя взял корзинку и пошел в лес. Валя взяла корзину и пошла в лес. Мальчик моет руки. Мальчик вымыл руки. Птичка влетела в клетку. Птичка вылетела из клетки. Карандаш лежит на книге- Карандаш лежит в книге. Автобус догоняет машину. Машина догоняет автобус и т.п.;
• прочтение предложенияи дополнение соответствующим слогом
или буквой слова, в которых пропущены указанные элементы, либо
дополнение в предложение (устно, а затем выложить из букв раз
резной азбуки) пропущенное слово в соответствующей грамма
тической форме с опорой на картинку. Эти упражнения дают воз
можность повторить весь отработанный на предыдущих этапах
грамматический материал. Например: Дети видели в зоопарке
слона, волк..., тигра..., еж..., лис..., белк..., зебр... Девочка ри
сует ... (чашку, ложку, куклу, грушу). Девочка пьет чай из
стакан... Мальчик пьет чай из ... (чашки, кружки). Кукла упа
ла с ... (дивана, кровати). Маша варит суп из ... (капусты,
картошки, свеклы). Посуду делают из ... (стекла). Люди вы
ходят из ... (дома, автобуса, трамвая, самолета, машины).
Цветы стоят на ... (окне, столе). Картина висит на ... (сте
не). Дети играют в ... (парке, комнате, на улице);
• чтение несложного связного текста и показ соответствующих
предметов по картинке;
• чтение несложного текстаи ответы на вопросы педагогапо тек
сту; после чтения текста найти первое, второе, третье предложе
ние и повторить их устно;
• чтение текста, ответы на вопросы,выделение в первом, втором,
третьем предложении, пересказ текста;
• чтение связного текста,данного в неправильной последовательности, определение правильного порядка расположения предложений.
Содержание четвертого этапа отрабатывалось в IV четверти на уроках грамоты.
Как видно из изложенного и как отмечалось ранее, при разработке указанной системы упражнений учитывались психологические механизмы, лежащие в основе всех выделенных форм первичного речевого недоразвития, поэтому предлагаемую систему занятий можно использовать для проведения фронтальных занятий со всеми детьми, страдающими первичным недоразвитием речи.