Выработка сознательных дифференцированных движений языка

и губ1. Дети произносят следующие слоги и тексты с ними2:

бы — бы — бы — зеленые бобы Слоги произносятся

пи — пи — пи — яблоки купи перед зеркалом3.

би — би — бы — топором руби Внимание детей об-

пе — пе — пе — соринки в крупе ращается на то, что

па — па — па — мелкая крупа при произношении

ба — ба — ба — вот стоит изба звуков п, бгубы

бу — бу — бу — белки на дубу плотно сжаты.

Далее дети произносят слова папа, быль, бабушка, боба, бык, ау, оса, Маша и отмечают, при произнесении каких слов губы плотно сжи­маются (сначала под контролем зрения, а затем только на основании ощущений с речедвигательного анализатора).

В дальнейшем дети рассматривают картинки, называют их и выде­ляют те слова, при произнесении которых губы плотно сжимаются.

Примерные названия картинок: мышка, мяч, пуговица, белка, перо, арбуз, автобус, аист, ежи, ель и т.д.

В таком же плане прорабатываются язычные звуки:

та — та — та — горячая плита Слоги и слова про-
да — да — да — в баке вода износятся перед зер-
ту — ту — ту — улицу мету калом.
ду —ду —ду —домой иду Внимание детей фик-
ты — ты — ты — зеленые кусты сируется на положе­
ны — ды— ды — вышли из воды нии кончика языка.

Дети произносят слова нос, Надя, ах, Таня, ох, даже, это, на, так, такси, норма, ау и отмечают, при произнесении каких слов язык поднимается вверх и прижимается к зубам. В случае затруднений при­влекается зрительное восприятие. Далее повторяются слоги с губны­ми и язычными звуками (б, п, д, т, я).

После этого предлагаем детям картинки: мишка, палка, бегемот, машина, танк, тапки, нож, носки, нос. Они называют картинки и отмечают, при произнесении каких слов язык поднимается и ударяет­ся за зубами, а когда губы сомкнуты.

Затем дети произносят предложения со звуками д, т, н, м, б, п и находят в этих предложениях слова, при произнесении которых губы

Выработка сознательных дифференцированных движений языка - student2.ru 1 Последовательность выработки дифференцировок определяется закономерностью
формирования их в процессе онтогенеза.

2 Эти и другие приведенные далее тексты заимствованы нами (Мелехова Л. В.,
Фомичева М. Ф. Речь дошкольника и ее исправление. — М., 1967).

3 Работа над согласными звуками проводится на фоне слога, т.е. слог не разделяется
на составные части.

сомкнуты, и слова, при произнесении которых язык ударяется за зуба­ми. Например: Даша ест дыню. Поля поймала бабочку. Бобик при­нес Боре палку. Маша мыла Милу1.

Выработка сознательных дифференцированных движений языка (подъема кончика языка, передней или задней части спинки языка) для смыкания с различными участками неба.Педагог предлагает де­тям произнести слоги и текст со звуками та-да-ра. Дети вспомина­ют ^отвечают, что при произнесении этих звуков кончик языка подни­мается вверх.

Затем произносятся слоги и тексты со звуками к, г:

ка — ка — ка — белая му-ка га — га — га — зеленые луга ки — ки — ки — вот идут бы-ки
или та— та да — да

Положение языка (язык лежит во рту горбиком) фиксируется с помощью зрения.

ка — ка га — га
та — ка да — га

Положение языка сравни­вается. При затруднениях используется зеркало.

При произнесении слов (первых звуков в словах) дети отмечают положение языка: к-люч, г-рач, к-ласс, к-люв, к-лубок, х-лопок, х-леб, к-лей, г-лаз, г-лина, г-нездо, к-нопка, к-лык, к-нига. Сло­ва проговариваются с очень тщательным артикулированием первых двух звуков, так как при этом отрабатываются дифференцированные движения кончика языка и его спинки.

Для выработки дифференцированных движений кончика и передней части спинки языка сравнивается положение языка при произнесении звуков:

т — т —т —т — д —д — д — д Дети замечают, что язык
л — л — л — л — я— я— я— янаходится у верхних зубов.
ть — ть — ть — дь — дь — дь Отмечается, что кончик

ль — ль — ль — нь — нь — нь языка находится у нижних

зубов. Положение кончика языка фиксируется зри­тельно.

Дети опускают кончик языка вниз и произносят: те — те — те — сидели в тепло-те ти — ти — ти — ты домой и-ди

1 Для облегчения задачи слова подбирали таким образом, чтобы нужные артикулемы находились в начале слова.

де — де — де — не сиди в во-де

ли — ли — ли — воду мы нес-ли

Затем поднимают язык вверх и произносят: дым, дырка, дышать, лыжи, нож. Опускают язык вниз и повторяют: день, Дима, Нина, тень, люди, дядя, тетя, небо, дети.

Далее необходимо выработать дифференцированные движения язы­ка для образования фрикации, однако для этого ребенок должен сна­чала почувствовать разницу в положении артикуляторных органов при образовании смычных и фрикативных звуков. Поэтому следующим раз­делом работы является:

Выработка дифференцированных движений губ и языка при раз­личных способах образования звуков (дифференциация смычки и фрикации). При этом берутся сначала более грубые дифференциров-ки — сравнение смычных звуков и звуков свободного прохода. Наи­более контрастными в этом плане являются звуки т, д, н и а, э.

д — д — д н — н — я

т — т — т Дети произносят звуки и отмечают, что

при произнесении кончик языка нахо­дится за верхними зубами.

Затем предлагается повторить слова: Таня, дом, нос, дым, Надя и сказать, где находится язык, когда начинаем произносить эти слова. Затем следующие звуки:

а — а — а — а

Внимание фиксируется на том, что язык лежит во рту и не поднимается. В каче­стве опоры также используется зритель­ное восприятие.

Следующие звуки: н-н-н — а-а-а д-д-д — а-а-а т-гп-ш — а-а-а

Положение языка все время сравнива­ется. Дети самостоятельно (уже без зер­кала) отмечают положение языка (под­нят вверх или лежит внизу).

Затем произносят слова тазик, танк, тапки, давно, дыня, аист, аи, Аня, Ася и отмечают, при произнесении каких слов язык припод­нят или опущен.

Последующая работа проводится по выработке более тонких диф-ференцировок (дифференциация смычки и фрикации) на примере про­изношения звуков в-б, п-ф, а также ть-с, т-ш. Для этого дети назы­вают (самостоятельно подбирают) слова, при произнесении которых губы сжимаются (м, п, б).

Следующие звуки дети произносят по подражанию — б (с резким взрывом), а затем в (звук произносился протяжно), так же произносят­ся звуки п (быстро), ф (протяжно).

Положение губ фиксируется с помощью зеркала и отмечается*, что при произнесении п, б, м губы сжаты, а при произнесении ф, в — «улыбаются».

При произнесении слов бабушка, Фаня, папа, мама, Валя, Боря, Витя, Вова производится их дифференциация по указанным артику­ляционным признакам.

Выработка сознательных дифференцированных движений языка (кончика и спинки) для образования фрикации проводится при со­поставлении произношений шипящих и свистящих звуков. Например:

са — са — са — вот лежит оса, Фиксируется положе-

зу — зу — зу — мы несем козу ние кончика языка.

за — за — за — вот идет коза

су —су — су — мы видели лису

Фиксируется положе­ние кончика языка.

ша — ша — ша — у меня лапша шо — шо — шо — летом хорошо

Логопед предлагает детям повторить слова и сказать, при произ­несении каких слов язычок поднят, при произнесении каких — опу­щен: шапка, шалун, шарф, санки, сад, сахар и т.д.

Среди предложенных картинок нужно выбрать слова с данными ар-тикулемами.

Выработка дифференцированных движений губ и языка для об­разования йебно-язычной и губно-губной фрикации. Эта работа про­водится в аналогичном плане на примере произношения звуков: с-з, ш-ф, з-в, ж-в.

Опора на отработанные таким образом ощущения с речедвигатель-ного анализатора облегчит детям процесс вычленения звуков (особенно находящихся в начале слова) из речи.

Напомним, что на первом этапе коррекции у детей формировали кинестетический анализ на практическом уровне, проговаривая указан­ные слоги в четверостишиях под контролем зрения.

Для закрепления навыка вычленения звука из слов с опорой на ука­занные отработанные признаки проводятся различные тренировочные упражнения с использованием ранее пройденного лексического и грам­матического материала. Приводим в качестве иллюстрации образцы использования этого материала:

а) определить, в названиях каких предметов (овощей, мебели, фрук­тов* транспорта и тл.) слышится заданный звук;

0) определить первый и последний звук в названных педагогом словах;

в) запомнить только те слова, произнесенные педагогом, которые на­чинаются или заканчиваются заданным звуком, отобрав соответствующие картинки;

г) выделить из предложения слова с заданным звуком;

д) определить общий звук в словах. Для этого использовались слова
с однотипными грамматическими морфемами, например: пишу—иду,
несу—лежу; столы—тигры—слоны—лампы; белку—лису—
елку—кошку; играл—читал—пел—ел—смотрел; играла—чита­
ла—пела и т.д.; в реке — в море — в норе — в дупле; пришел, при­
ехал, принес, привел; влетает, входит, вносит, вписывает и т.д.;

е) определить неправильно названные слова и сделанные в них
ошибки в процессе чтения педагогом специально подобранных тек­
стов типа: Мальчик ловит рыбу «уточкой». На деревьях распу­
стились «бочки», У Иры длинная «коза» и т.д.

В результате этих упражнений отрабатывается наиболее элементар­ная форма анализа — определение наличия согласного звука и неко­торых гласных в слове, а также анализ открытого слога (операция оп­ределения гласного, находящегося в конце слова, формировалась ранее в процессе вычленения морфем).

Наши рекомендации