Методическое и организационное

Обеспечение введения ФГОС ДО

1. Информационное, научно-методическое, экспертное сопровожде-ние процесса введения ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».

2. Разработка в соответствии с ФГОС ДО полного УМК на базе при-мерной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

3. Определение «Пилотных площадок» в субъектах РФ для внедре-ния ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».

4. Создание рабочих региональных групп по внедрению ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».

5. Разработка методических рекомендаций по написанию на основе ФГОС ДО Основной общеобразовательной программы дошкольного об-разования на примере программы «От рождения до школы».

6. Организация мониторинга условий реализации ФГОС ДО на при-мере программы «От рождения до школы».

7. Организация мониторинга финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольно-го образования в условиях введения ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».

8. Разработка методических рекомендаций для учредителей образова-тельных организаций, реализующих ООП на основе программы «От рож-дения до школы», о перечне необходимого оборудования для организации предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС.

Кадровое обеспечение

Введения ФГОС ДО

1. Разработка программ повышения квалификации и обеспечение по-этапного повышения квалификации для руководящих и педагогических

работников дошкольных организаций, работающих по программе «От рождения до школы».

2. Разработка методических рекомендаций по проведению аттестации педагогических работников дошкольных организаций, работающих по программе «От рождения до школы».

3. Организация работы стажировочных площадок для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО на базе примерной программы «От рождения до школы».

4. Методическое обеспечение ресурсных центров и стажировочных пло-щадок по внедрению ФГОС ДО на базе программы «От рождения до школы».

5. Разработка системы мер для обеспечения психолого-педагогичес-кой поддержки семьи и повышения компетентности родителей в воп-росах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, в том числе: разработка книг и пособий для родителей и для организации дошкольного образования в домашних условиях; разработка методичес-ких рекомендаций педагогическим работникам по эффективному вза-имодействию с семьями воспитанников; организация образовательных курсов и консультаций для родителей.

Информационное обеспечение

Введения ФГОС ДО

1. Организация общественных обсуждений по реализации ФГОС ДО

в субъектах Российской Федерации.

2. Публикации в СМИ о ходе реализации ФГОС ДО.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 
  Методическое и организационное - student2.ru

Целевые

Ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредствен-ность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошколь-ного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образо-вательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возраст-ные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, одна-ко каждая из примерных программ имеет свои отличительные особен-ности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС.

В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целе-вые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры образования

в младенческом и раннем возрасте

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно дейс-твует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результа-та своих действий.

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, каран-даша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться

с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окру-жающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в дви-жениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Прояв-ляет интерес к совместным играм небольшими группами.

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-роле-вых играх.

• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать раз-личные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными дви-жениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способа-ми деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род заня-тий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно прояв-ляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным воп-росам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполни-тельские функции в совместной деятельности.

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других ве-рований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными фор-мами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распозна-вать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации обще-ния, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки гра-мотности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынос-лив, владеет основными движениями, может контролировать свои движе-ния и управлять ими.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоот-ношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-пасного поведения и навыки личной гигиены.

• Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытает-ся самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и пос-тупкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает на-чальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает эле-ментарными представлениями из области живой природы, естествозна-ния, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных ре-шений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятель-ности.

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самосто-ятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произве-дения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, теат-ральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою стра-ну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообра-зии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных се-мейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, про-являет уважение к своему и противоположному полу.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспри-нимает здоровый образ жизни как ценность.

Система оценки результатов

Освоения программы

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непос-редственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мо-ниторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной де-ятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспи-танников.

Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

• аттестацию педагогических кадров;

• оценку качества образования;

• оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей,

в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

• оценку выполнения муниципального (государственного) задания пос-редством их включения в показатели качества выполнения задания;

• распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Ор-ганизации.

Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивиду-альную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу не-обходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.

В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования.

В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента

с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки. Уходя своими корнями в традиции стандартизированного теста, об-следования в рамках объективного подхода были направлены на опре-деление у детей различий (часто недостатков) в ходе решения специ-альных задач. Эти тесты позволяют сравнить полученные результаты

с нормой, предоставляя тем самым информацию о развитии каждого ребенка в сравнении со сверстниками. Поэтому подобные тесты ши-роко используются для выявления детей, которые попадают в группу педагогического риска.

Основным недостатком такого подхода является то, что искусствен-ные задания часто весьма далеки от повседневной жизни детей, поэтому они не могут в полной мере отразить реальные возможности дошколь-ников. Тестовый подход не учитывает особенностей социального окру-жения детей, и прогнозы, которые строятся на его результатах, весьма условны.

В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.

Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Инфор-мация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в на-думанных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

Во-вторых, если тесты проводят специально обученные профессио-налы (психологи, медицинские работники и др.), то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно пере-оценить.

В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.

И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают нега-тивное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки

ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поис-ке ответа на тот или иной вопрос.

Педагогическая

диагностика

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится пе-дагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной де-ятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивиду-альную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются спосо-бы установления и поддержания контакта, принятия совместных реше-ний, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способ-ностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативнос-ти, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться ис-ключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной кор-рекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Карты наблюдений детского развития с рекомендациями по вы-страиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка по всем возрастным группам готовятся к печати в издательстве «Мозаи-ка-Синтез».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ

ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ

 
  Методическое и организационное - student2.ru

Общие

Положения

Основная образовательная программа дошкольной организации разра-батывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных программ, в данном случае с учетом примерной программы «От рождения до школы».

ООП ДО определяет содержание и организацию образовательной де-ятельности, при этом структурные подразделения в одной Организации (далее — Группы) могут реализовывать разные программы. При разра-ботке ООП ДО образовательная организация определяет продолжитель-ность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать

и реализовывать в Группах различные программы с разной продолжи-тельностью пребывания детей в течение суток (в течение всего времени пребывания детей в Организации; в рамках Групп кратковременного пре-бывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп и т.д.).

ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО должна состоять из обязательной части и части, формируемой участниками образова-тельных отношений, при этом обе части являются взаимодополняющими

и необходимыми.

Обязательная часть обеспечивает комплексное развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самосто-ятельно парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/ или культурных практиках (далее — Парциальные программы), методики, формы организации образовательной работы.

При этом, если ООП ДО составляется на базе существующих при-мерной и парциальных программ, то нет необходимости переписывать эти программы, достаточно сослаться на них. Это четко указано в пункте

2.12 ФГОС ДО: «В случае если обязательная часть Программы соответс-твует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответс-твующую примерную программу. Обязательная часть должна быть пред-ставлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответс-твующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы».

В соответствии с ФГОС ДО, объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

В Примерной программе «От рождения до школы» реализован подход, позволяющий просто и конструктивно вводить часть, фор-мируемую участниками образовательных отношений. В частности, в Примерной программе «От рождения до школы» вся содержательная часть представлена по тематическим блокам, сгрупированным по обра-зовательным областям. Дошкольная организация может заменить один или несколько тематических блоков на свои парциальные программы. Например, при желании дошкольной организации усилить математи-ческое развитие детей, можно заменить в программе блок «Формирова-ние элементарных математических представлений» на авторскую про-грамму В. В. Новиковой «Математика в детском саду» или какую-либо другую парциальную программу по формированию элементарных мате-матических представлений при условии, что парциальная программа не противоречит основным целям и задачам Программы «От рождения до школы».

Структура основной

образовательной программы

ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО должна вклю-чать три основных раздела (целевой, содержательный, организацион-ный) и дополнительный раздел.

Каждый из основных разделов должен включать обязательную часть (это программа «От рождения до школы») и часть, формируемую участ-никами образовательных отношений, в которой отражаются специфика Организации и приоритетные направления работы.

Кроме того, ООП ДО может быть снабжена введением, в котором представлены основные понятия, условные обозначения, сокращения и пр.

Итак, в соответствии с ФГОС ДО структура ООП ДО должна вклю-чать следующие структурные элементы.

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Планируемые результаты освоения ООП ДО.

2. Организационный раздел.

3. Содержательный раздел.

3.1. Содержание образования по пяти образовательным областям.

3.2. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.

3.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональ-ной коррекции нарушений развития детей.

4. Краткая презентация ООП ДО (дополнительный раздел). Каждый из трех основных разделов ООП ДО включает обязательную

часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, которые дополняют друг друга и прописываются как целостный доку-мент, представляющий образовательную деятельность дошкольной обра-зовательной организации.

Особенности написания

Разделов программы

Целевой

раздел

Пояснительная записка.В пояснительной записке раскрываются:

• цели и задачи реализации ООП ДО;

• принципы и подходы к формированию ООП ДО;

•значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики. Подраздел «Цели и задачи» в обязательной части ООП ДО соответс-

твует целям и задачам примерной программы, которые дополняются и конкретизируются целями и задачами, связанными с видовым своеобра-зием дошкольной образовательной организации, наличием приоритет-ных направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, клима-тических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Подраздел «Принципы и подходы к формированию ООП ДО» содер-жит указание на используемые примерную и парциальные образователь-ные программы и принципы, по которым формируется ООП.

В подразделе «Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики» представлены возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста, краткая информация об Организации

и возрастных группах ДОО, особенности детей, которые воспитываются в данной организации, а также информация о дополнительных образова-тельных услугах, если таковые имеются.

Планируемые результаты освоения ООП ДО.Эта часть ООП ДОсоставляется на основе соответствующего раздела примерной про-граммы, в данном случае программы «От рождения до школы» (обяза-тельная часть) и дополняется и конкретизируется описанием планиру-емых резутатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и др.).

Организационный

раздел

Организационный раздел готовится коллективом дошкольной обра-зовательной организации с опорой на материалы Примерной программы, нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации.

Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:

• распорядок и/или режим дня;

• традиционные для данной дошкольной образовательной организа-ции события, праздники, мероприятия;

• особенности организации предметно-пространственной развиваю-щей образовательной среды;

• требования к материально-техническим условиям реализации ООП (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания).

При написании данного раздела ООП ДО может быть взят за основу аналогичный раздел Примерной программы «От рождения до школы» и при необходимости дополнен или скорректирован в соответствии с при-оритетами ООП ДО при формировании госзадания (муниципального задания) Организации. При этом следует обосновать необходимые изме-нения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, позволяющие обосновать их необходимость в образовательном процессе;

в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополни-тельных штатных единиц и т. д.

Содержательный

раздел

Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.Эта частьООП ДО соответствует разделу «Психолого-педагогические условия реа-лизации программы» Примерной программы «От рождения до школы» и дополняется, при необходимости, вариативной частью.

В соответствии с ФГОС, в этой части должны быть представлены:

• особенности образовательной деятельности разных видов и куль-турных практик;

• способы и направления поддержки детской инициативы;

• особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

• иные характеристики содержания Программы, наиболее существен-ные с точки зрения авторов.

Содержание психолого-педагогической работы.Содержание пси-холого-педагогической работы должно быть изложено по пяти образова-тельным областям:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Данный раздел ООП ДО выстраивается на основе Примерной про-граммы «От рождения до школы» (обязательная часть) и дополняется материалами, направленными на реализацию части, формируемой участ-никами образовательных отношений.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, долж-ны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или не-скольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, а также методики и формы организации образовательной работы.

В соответствии с ФГОС, данная часть ООП ДО должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей

и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

• специфику национальных, социокультурных и иных условий, в ко-торых осуществляется образовательная деятельность;

• выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям

и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

• сложившиеся традиции Организации или Группы.

Благодаря тому, что в Примерной программе «От рождения до школы» вся содержательная часть изложена по тематическим блокам, дошкольная организация может легко ввести свою вариативную часть, заменив один или несколько тематических блоков на свои парциальные программы.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование.В данномразделе должно быть представлено содержание образовательной деятель-ности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Этот раздел базируется на соответствующем разделе Примерной программы «От рождения до школы» и включается в ООП ДО в том случае, если пла-нируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Краткая презентация

(дополнительный раздел)

Краткая презентации ООП ДО является дополнительным разделом ООП. Краткая презентация должна быть ориентирована на родителей детей и доступна для ознакомления (размещена на сайте ДОО).

В соответствии с ФГОС, в краткой презентации ООП ДО должны быть указаны:

• возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП ДО, в том числе категории детей с ОВЗ, если ООП ДО предусмат-ривает особенности ее реализации для этой категории детей;

• используемые примерные программы;

• характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семь-ями детей.

Ранний

возраст

(от рождения до 2 лет)

Методическое и организационное - student2.ru



ПЕРВАЯ ГРУППА

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА)

Методическое и организационное - student2.ru

ВТОРАЯ ГРУППА

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(1–2 ГОДА)

Методическое и организационное - student2.ru

ПЕРВАЯ ГРУППА

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА)

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

Методическое и организационное - student2.ru

Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Но педагогические воз-действия достигнут цели лишь в случае педагогически грамотного руко-водства взрослого, знания им особенностей развития детей.

Этот период жизни ребенка, как никогда в последующем, отлича-ется быстрым темпом физического, психического и даже социального развития.

На первом году жизни происходит становление эмоционального об-щения ребенка и взрослого, которое трансформируется в ситуативно-де-ловое общение. Для детей характерно чувственное познание ближайшего окружения, наглядно-действенное мышление, высокая двигательная ак-тивность и малая подвижность нервной системы, несформированность тормозных процессов, высокая степень отвлекаемости.

Средний вес (масса тела) при рождении 3200–3400 г. К 5–6 месяцам он удваивается, а к году утраивается. Средний рост ребенка при рожде-нии 50–52 см, к году малыш подрастает на 20–25 см.

Полноценный сон, активное бодрствование не даны ребенку от рожде-ния. Лишь постепенно в течение первых месяцев (и даже года) он «научает-ся» глубоко и спокойно спать, активно бодрствовать.

В продолжение дня сон ребенка несколько раз чередуется с перио-дами активного бодрствования, длительность которого постепенно, но достаточно быстро увеличивается в течение года: с 1 часа до 3,5–4 часов. Это свидетельствует о развитии процессов высшей нервной деятельности

и одновременно о необходимости охраны нервной системы малыша от переутомления.

Умение активно бодрствовать — основа для развития движений, вос-приятия речи и общения с окружающими.

Новорожденный не может даже подтянуться к источнику пита-ния — материнской груди. А уже в 7–8 месяцев малыш активно ползает, может самостоятельно сесть и сохранять эту позу, занимаясь игрушкой. К году он самостоятельно ходит.

Взаимосвязь и взаимозависимость разных сторон развития ребенка

в первый год жизни особенно ярко проявляются при освоении основных движений.

В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: ма-лыш хватает и удерживает видимый предмет (4–5 месяцев). И наконец, вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка ползать, опираясь на руки, и потом ходить, держась за опору (второе полугодие).

Слуховые и зрительные восприятия в течение первого года значи-тельно совершенствуются. В первые месяцы жизни малыш начинает со-средоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их дви-жением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, тянуть руки и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. После 4,5–5 меся-цев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоциональ-но отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.

Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9–10 месяцев в несложные предметно-игровые. Кубики малыш кладет

в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки.

В первые месяцы жизни ребенок произносит короткие отрывистые звуки («гы, кхы»), в 4–5 месяцев он певуче гулит («а-а-а»), что очень важно для развития речевого дыхания. Потом по подражанию взрослому начина-ет лепетать, то есть произносить слоги, из которых позже образуются слова.

На примере первых предречевых реакций можно также проследить взаимосвязь разных сторон развития. Голосовые реакции, лежащие в ос-нове развития речи, возникают исключительно на фоне положительного эмоционального состояния, сопровождаемого оживленными движения-ми рук и ног, то есть проявляются в форме «комплекса оживления».

К концу года можно уже говорить о речевом развитии, поскольку фор-мируются основы понимания (до 30–50 слов), ребенок начинает пользовать-ся несколькими простыми словами (6–10 слов). Речевое обращение взросло-го к ребенку может успокоить его, побудить выполнить несложное действие.

Социализация детей идет по разным направлениям. Малыши с первых месяцев жизни начинают выделять мать среди других объектов.

Наши рекомендации