Грамматические нормы современного русского языка
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
С.В. АНДРЕЕВА,
канд. фил. наук, доцент ЦДП ТРТУ,
г. Таганрог
Грамматические нормы современного русского языка
Анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения тестов ЕГЭ по русскому языку, показывает, что одним из наиболее слабых мест является выполнение заданий, связанных со знанием грамматических норм русского языка.
В настоящей статье хотелось бы обратить внимание на типовые задания, которые чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ.
Так, согласно спецификации экзаменационной работы 2006 года знание учащимися грамматических норм проверяется в трех заданиях:
- А4 – морфологические нормы;
- А5 – синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом);
- А6 – синтаксические нормы (нормы согласования, управления; построение сложноподчиненных предложений и т.п.).
Рассмотрим подробнее типы ошибок, встречающихся в этих заданиях.
А4. Образование форм слов различных частей речи
Образование форм числительных.
Прежде всего необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях:
- С существительными, обозначающими лиц мужского пола(двое друзей, трое братьев).
!!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола (двое подруг, трое сестер).
- С существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных(четверо детей, семеро козлят, трое зайчат).
!!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей).
- С существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов(двое саней, четверо ворот, семеро суток).
- Числительное оба(обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).
Кроме этого, в задании А4 часто встречаются словосочетания с ошибками в употреблении падежных форм целых и дробных числительных. Чтобы видеть подобные ошибки, важно помнить, что:
- У сложных числительных при склонении изменяются обе части(пятьюстами (т.п.), семьюдесятью (т.п), о восьмистах (п.п.), шестисот (р.п.).
- При склонении составных числительных изменяется каждое слово (двум тысячам пятистам семидесяти трем (д.п.), тремя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью девятью (т.п).
- Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: и.п. и в.п. – сорок, девяносто, сто, остальные падежи – сорока, девяноста, ста.
- При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель – как прилагательное во множественном числе (двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым).
- Числительные полтора (ж.р. – полторы) и полтораста в именительном и винительном падежах имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста (полторы недели (и.п.), полутора недель (р.п.), полтораста километров (и.п.), полутораста километрами (т.п.).
Образование форм различных степеней сравнения прилагательных.
Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее:
!!! НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения!!!
Так, к примеру, рассмотрим образование степеней сравнения прилагательного красивый:
Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший.
Образование форм глагола.
Анализ тестов ЕГЭ показывает, что в плане образования форм глагола важно обращать внимание на следующие моменты:
- Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:
!!! Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо ЗАПОМНИТЬ!!!
- В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс -сь:
- Глагол класть употребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить, выложить, переложить и др.).
Образование форм деепричастий.
При обнаружении ошибок, связанных с формой деепричастий, необходимо помнить, что:
- деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитивов несовершенного вида с помощью суффиксов -а, -я(читать – читая, решать – решая);
- деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитивов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши(прочитать – прочитав, решить – решив);
- НО: иногда деепричастия совершенного вида образуются от основы будущего времени с помощью суффиксов -а, -я(прочтут – прочтя, найдут – найдя).
Образование форм местоимений.
Если в задании А4 встречаются примеры, в которых есть местоимения, то важно обращать внимание на такой момент:
- притяжательное местоимение их имеет только эту форму.
!!! Грубой ошибкой считается прибавление к нему падежного окончания прилагательного (ихний, ихняя)!!!
Образование форм существительных.
Что касается образования форм имен существительных, то этот момент является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных и.п. мн. ч. (директор – директора; бухгалтер – бухгалтеры) и р.п. мн. ч. (мандарины – мандаринов, партизаны – партизан; вафля – вафель, ружье – ружей, басня – басен).
Но, несмотря на это, есть некоторые моменты, на которые, на наш взгляд, стоит обратить внимание:
- существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ов(томатов, апельсинов). НО: яблок;
- существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван). НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др.;
- существительные, обозначающие название парных предметов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет). НО: носков, гольфов, клипсов;
- существительные ж. р. на -ня в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен);
- существительные ср. р. на -ье в большинстве своем в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ий(селенье – селений, побережье – побережий, раздумье – раздумий). НО: платьев, устьев и некоторые другие;
- в некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов (политические лагери – туристические лагеря, рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски уроков – предъявить пропуска).
Знание всех вышеописанных грамматических норм русского языка и типов ошибок, связанных с их нарушением, необходимо для успешного выполнения задания А4 ЕГЭ-2006.
Трудные случаи управления.
Трудных случаев управления в русском языке большое количество, поэтому осветить их все в рамках данной статьи, конечно, невозможно. Существуют целые словари, касающиеся данного вопроса, например, Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Книга, 1986. 304 с. Но тем не менее хотелось бы остановиться на тех примерах, которые нам кажутся важными, так как именно в них чаще всего допускаются ошибки.
Довольно часто в тестах ЕГЭ встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога. Так, наиболее распространенными являются следующие случаи:
- Употребление предлога по.
В значении «после чего-либо» предлог по управляет п.п., то есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в п.п. (по приезде в Москву = после приезда в Москву; по истечении срока = после истечения срока и т.п).
По прибытии домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо.
- Употребление предлога благодаря.
Предлог благодаря управляет д.п.
Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию.
- Употребление предлога согласно.
Предлог согласно также управляет д.п.
Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно чему?) согласно личному заявлению.
Рассмотренные выше случаи чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ. Но мы приведем еще несколько примеров предложного управления.
Кроме неправильного употребления слов с предлогами, трудности вызывает и построение беспредложных конструкций. Рассмотрим некоторые из них.
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
С.В. АНДРЕЕВА,
канд. фил. наук, доцент ЦДП ТРТУ,
г. Таганрог
Грамматические нормы современного русского языка
Анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения тестов ЕГЭ по русскому языку, показывает, что одним из наиболее слабых мест является выполнение заданий, связанных со знанием грамматических норм русского языка.
В настоящей статье хотелось бы обратить внимание на типовые задания, которые чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ.
Так, согласно спецификации экзаменационной работы 2006 года знание учащимися грамматических норм проверяется в трех заданиях:
- А4 – морфологические нормы;
- А5 – синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом);
- А6 – синтаксические нормы (нормы согласования, управления; построение сложноподчиненных предложений и т.п.).
Рассмотрим подробнее типы ошибок, встречающихся в этих заданиях.
А4. Образование форм слов различных частей речи
Образование форм числительных.
Прежде всего необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях:
- С существительными, обозначающими лиц мужского пола(двое друзей, трое братьев).
!!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола (двое подруг, трое сестер).
- С существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных(четверо детей, семеро козлят, трое зайчат).
!!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей).
- С существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов(двое саней, четверо ворот, семеро суток).
- Числительное оба(обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).
Кроме этого, в задании А4 часто встречаются словосочетания с ошибками в употреблении падежных форм целых и дробных числительных. Чтобы видеть подобные ошибки, важно помнить, что:
- У сложных числительных при склонении изменяются обе части(пятьюстами (т.п.), семьюдесятью (т.п), о восьмистах (п.п.), шестисот (р.п.).
- При склонении составных числительных изменяется каждое слово (двум тысячам пятистам семидесяти трем (д.п.), тремя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью девятью (т.п).
- Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: и.п. и в.п. – сорок, девяносто, сто, остальные падежи – сорока, девяноста, ста.
- При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель – как прилагательное во множественном числе (двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым).
- Числительные полтора (ж.р. – полторы) и полтораста в именительном и винительном падежах имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста (полторы недели (и.п.), полутора недель (р.п.), полтораста километров (и.п.), полутораста километрами (т.п.).
Образование форм различных степеней сравнения прилагательных.
Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее:
!!! НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения!!!
Так, к примеру, рассмотрим образование степеней сравнения прилагательного красивый:
Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший.
Образование форм глагола.
Анализ тестов ЕГЭ показывает, что в плане образования форм глагола важно обращать внимание на следующие моменты:
- Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:
!!! Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо ЗАПОМНИТЬ!!!
- В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс -сь:
- Глагол класть употребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить, выложить, переложить и др.).
Образование форм деепричастий.
При обнаружении ошибок, связанных с формой деепричастий, необходимо помнить, что:
- деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитивов несовершенного вида с помощью суффиксов -а, -я(читать – читая, решать – решая);
- деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитивов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши(прочитать – прочитав, решить – решив);
- НО: иногда деепричастия совершенного вида образуются от основы будущего времени с помощью суффиксов -а, -я(прочтут – прочтя, найдут – найдя).
Образование форм местоимений.
Если в задании А4 встречаются примеры, в которых есть местоимения, то важно обращать внимание на такой момент:
- притяжательное местоимение их имеет только эту форму.
!!! Грубой ошибкой считается прибавление к нему падежного окончания прилагательного (ихний, ихняя)!!!
Образование форм существительных.
Что касается образования форм имен существительных, то этот момент является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных и.п. мн. ч. (директор – директора; бухгалтер – бухгалтеры) и р.п. мн. ч. (мандарины – мандаринов, партизаны – партизан; вафля – вафель, ружье – ружей, басня – басен).
Но, несмотря на это, есть некоторые моменты, на которые, на наш взгляд, стоит обратить внимание:
- существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ов(томатов, апельсинов). НО: яблок;
- существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван). НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др.;
- существительные, обозначающие название парных предметов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет). НО: носков, гольфов, клипсов;
- существительные ж. р. на -ня в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен);
- существительные ср. р. на -ье в большинстве своем в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ий(селенье – селений, побережье – побережий, раздумье – раздумий). НО: платьев, устьев и некоторые другие;
- в некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов (политические лагери – туристические лагеря, рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски уроков – предъявить пропуска).
Знание всех вышеописанных грамматических норм русского языка и типов ошибок, связанных с их нарушением, необходимо для успешного выполнения задания А4 ЕГЭ-2006.