Разработали: к.п.н., доцент Петлина Т.П.
Сборник задач
по начертательной геометрии для лабораторных занятий
студентам инженерного факультета
Самара 2012
Разработали: к.п.н., доцент Петлина Т.П.
К.т.н., доцент Петрова С.С.
Ст. преподаватель Артамонова О.А.
Занятие
Эпюр Монжа. Точка в системе двух плоскостей проекций
Система трех плоскостей проекций. Конкурирующие точки
1.1 Построить эпюры точек А, В, С, D. К, L, М, N. В каких четвертях пространства находятся данные точки?
1.2 Построить эпюры точек E, F, G, H. В каких четвертях пространства находятся данные точки? Построить пространственное изображение точек, находящихся во второй и четвертой четвертях. Относительно точек F, H построить диаметрально противоположные точки M, N.
1.3. Построить профильные проекции точек, указанных на эпюре. В каких октантах находятся данные точки? Построить пространственное изображение точки, находящейся в пятом октанте.
1.4. Относительно точки А построить фронтально-конкурирующую видимую точку В, а относительно точки М горизонтально-конкурирующую невидимую точку К. Построить пространственное изображение точек А и В, М и К.
1.1
1.2
Е (30; 40; 0), F (40; 30; - 50);
G (20; 0; 40); H (50; - 20; 40).
1.3
1.4 а) 1.4 б)
Занятие
Прямая. Следы прямой. Положение прямой относительно плоскостей проекций. Взаимные положения прямых
2.1 Построить следы прямых.
Определить расположение прямых относительно плоскостей проекций, их наименование.
2.2 Через точку Р провести горизонтально — проецирующую прямую р, а через точку Е фронтально - проецирующую прямую е.
2.3 Построить отрезок прямой (AB)||π1; (AB); π2 =30°; [AB] = 70 мм.
2.4 Построить отрезок прямой (СЕ)||π2 > (CE); π1 = 30°; [СЕ] = 50мм.
2.5 Построить прямую α || р, причём Μ α.
2.6 Построить прямуюα || с, причём р α.
2.1 а) 2.1 б)
2.1 в) 2.1 г)
2.2 а) 2.2 б)
2.5 а) 2.5 б)
2.6 а) 2.6 б)
Занятие
Плоскость. Положения плоскости относительно плоскостей проекций. Точка и прямая в плоскости.
3.1 Построить горизонтально - проецирующую плоскость под углом 30° к фронтальной плоскости проекций.
3.2 Построить фронтально - проецирующую плоскость под углом 30° к горизонтальной плоскости проекций.
3.3 Построить вторые проекции точек, принадлежащих заданным плоскостям.
3.4 Построить горизонтальные проекции прямых lи f, принадлежащих заданной плоскости.
Как называется прямая f ?
3.5 Построить фронтальные проекции прямых t и h, принадлежащих данной плоскости. Как называется прямая h?
3.6 Построить вторые проекции точек, принадлежащих заданным плоскостям:
а) применив горизонталь плоскости;
б) применив фронталь плоскости.
3.7 Построить горизонтальный след плоскости γ, если A γ.
3.3 а) 3.3 б)
3.3 в) 3.3 г)
3.3 д) 3.3 е)
3.4 а) 3.4 б)
3.5 а) 3.5 б)
3.6 а) 3.6 б)
3.7 а) 3.7 б)
Занятие
Занятие
Взаимная перпендикулярность, параллельность двух плоскостей
5.1 Через прямую Р провести плоскость, перпендикулярную плоскости:
а) заданной треугольником;
б) заданной следами.
5.2 Через точку М провести плоскость, перпендикулярную заданным плоскостям α и β.
5.3 Построить плоскость, проходящую через точку Е и параллельную плоскости:
а) заданной прямой (АВ) и точкой С;
б) заданной следами.
5.1 а1) 5.1 а2)
5.1 б1) 5.1 б2)
5.2 а) 5.2 б)
5.2 в) 5.2 г)
5.3 а) 5.3 б)
Занятие
Занятие
Занятие
Преобразование эпюра способом вращения
8 Определить способами преобразования чертежа длину отрезка [АВ] и угол его наклона:
8.1) к горизонтальной плоскости проекций;
8.2) к фронтальной плоскости проекций.
а) вращением вокруг проецирующей прямой;
б) плоскопараллельным перемещением;
в) заменой плоскостей проекций.
8.3 Установить плоскость в проецирующие:
а) плоскопараллельным перемещением;
б) заменой плоскостей проекций.
8.4 Определить натуральную величину треугольника:
а) плоскопараллельным перемещением;
б) заменой плоскостей проекций.
8.1 а, б, в) 8.2 а, б, в)
8.3 а, б) 8.3 б1)
8.4 а1,б1) 8.4 а2,б2)
8.4 а3,б3)
9 Занятие
11.1 11.2 11.3
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
Занятие
Аксонометрические проекции
16.1 По заданным изображениям построить профильную проекцию, построить аксонометрическую проекцию с вырезом четверти:
а – в прямоугольной изометрии;
б – в прямоугольной диметрии.
16.1 (а, б)
Сборник задач
по начертательной геометрии для лабораторных занятий
студентам инженерного факультета
Самара 2012
Разработали: к.п.н., доцент Петлина Т.П.
К.т.н., доцент Петрова С.С.