Дифференциальная диагностика невротической и неврозоподобной форм заикания
Заикание – одно из наиболее распространённых и сложных речевых нарушений, которое трудно поддаётся коррекции. Наиболее часто оно встречается у детей в возрасте от двух до семи лет. В этот период речь ребёнка ещё не сформирована, речевая функция особенно хрупка в процессе активного развития речи. При заикании наблюдается нарушение согласованности в работе речевых мышц, дыхания и голоса, а также плавности и ритма речи [9].
Сложность этой речевой патологии выражается в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребёнка с окружающими людьми, невыгодно отличает его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на поведение ребёнка, на его личность [3].
Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе сначала 20-го века. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных ученых И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева и В.А. Гиляровского [1; 4; 6].
Среди разных взглядов на сущность заикания можно выделить следующее: заикание – это речевое недоразвитие, либо это невроз или неврозоподобное состояние.
Заикание характеризуется судорогами в разных отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом, дыхательном. Механизм возникновения судорог связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции [7].
Возникновению невротической формы заикания у детей обычно предшествует психогения в виде испуга или хронической, психической травматизации. Возникает остро в возрасте 2-6 лет на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы.
Степень судорожных запинок зависит от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения. Заикающиеся с невротической формой заикания имеют возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.) [2].
Неврозоподобная форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3-4 лет постепенно, без видимых внешних причин. Появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи.
У заикающихся с неврозоподобной формой заикания отсутствуют периоды плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации. Привлечение активного внимания к процессу говорения облегчает речь, а физическое, психическое утомление и соматическая ослабленность ухудшают качество речи.
В последние годы особо подчеркивается важность психолого-педагогического изучения заикающихся детей.На этом основании выделяют три группы детей с заиканием[2].
1. Дети с нулевой степенью фиксированности на дефекте, не испытывают ущемления, чувства стеснения или обидчивости от сознания своей неполноценной речи.
2. Дети с умеренной степенью фиксированности на дефекте, испытывают в связи с заиканием, неприятные переживания, скрывают его и компенсируют манеру речевого общения с помощью уловок, что не приводит к постоянному чувству собственной неполноценности.
3. Дети с выраженной степенью фиксированности на дефекте, постоянно концентрируют свое внимание на речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Для них характерны замкнутость, болезненная мнительность, выраженный страх перед речью [8].
Выбор рациональных путей коррекции имеет особое значение в начальной стадии развития заикания, так как зависит от индивидуальных особенностей детей с заиканием и тяжести нарушения, от особенностей всего лечебно-педагогического комплекса и методики логопедической работы [5].
В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро. В этом случае родители точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. У детей отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями.
Детям с невротической формой заикания присущи повышенная впечатлительность, тревожность, робость, колебания настроения, плаксивость. Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.
В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно. Оно нередко развивается у лиц с задержкой темпов речевого развития и другими дефектами речи (стертая форма дизартрии, дислалия). Судороги дыхательно-речевой мускулатуры в большинстве случаев носят клонический характер [1; 4; 7].Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей.
Психическое состояние детей с неврозоподобной формой заикания характеризуется повышенной утомляемостью, истощаемостью, неустойчивостью внимания. У детей не обнаруживается стойкого интереса к творческой игровой деятельности, у многих отмечается снижение игровой деятельности.
Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена.
У детей нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия и дислексия.
Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью.
Библиографический список
1. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи [Текст] / Л.З. Арутюнян (Андронова). – М.: Эребус, 1993. – 160 с.; ил.
2. Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.; ил.
3. Власова, Н.А. Заикание излечимо [Текст] / Н.А. Власова, В. С. Кочергина. – М.: Медицина, 1965. – 36 с.
4. Гиляровский, В.А. Введение в анатомическое изучение психозов [Текст] / В.А. Гиляровский. – М.–Л., 1925.
5. Кондратенко, В.А. Заїкання: феноменологія та основні напрямки реабілітації [Текст]: навч. посібник / В.А. Кондратенко, В. Ломоносов. – Київ: КНТ, 2006.
6. Селивёрстов, В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений / В.И. Селивёрстов. – 4-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).
7. Сикорский, И.А. Заикание [Текст] / И.А. Сикорский. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 191, [1] с. – (Библиотека логопеда).
8. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием [Текст]: методические рекомендации / Н.А. Рычкова. – М.: Гном-Пресс, 1998. – 84 с.
9. Хватцев, М.Е. Заикание – недуг устранимый [Текст] / М.Е. Хватцев. – Л.: изд-во «Медицина», 1972. – 72 с.
Е.В. Ковыляева
Научный руководитель: Н.А. Крушная,
канд. психол. наук, доцент