Формирование конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Формирование различных видов деятельности у детей с нарушением интеллекта является центральным звеном во всей системе коррекционно-образовательной работы в специальных учреждениях для детей данной категории. Это объясняется тем значением, которое имеет деятельность и процесс овладения ею для всего психического развития ребенка, для усвоения им социального опыта.
В условиях перехода системы образования на ФГОС значительно изменились требования к уровню и качеству развития ребенка, в том числе и ребенка с нарушением интеллекта. Особого внимания заслуживает тот факт, что согласно ФГОС, требования к уровню и качеству знаний, которые в нем заложены, невозможно освоить на высоком уровне, без достаточного уровня сформированности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте. Это может вызвать трудности письма и освоения профессиональной деятельности как основы социализации данного контингента детей в школьном возрасте.
Конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в общий уровень психического развития детей старшего дошкольного возраста, в том числе и с нарушением интеллекта, о чем свидетельствуют исследования О.П. Гаврилушкиной, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова, Э.А. Фарапоновой, В.В. Холмовской [1]. В то же время известно, что у детей с интеллектуальной недостаточностью страдает, как становление специфических детских видов деятельности, так и конструктивный праксис. В этом плане они очень сходны с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения зрения [4].
Однако, сама по себе эта деятельность обладает большим коррекционно-развивающим потенциалом. На роль конструирования в формировании у детей с ОВЗ представлений о свойствах и признаках предметов, реальной картины окружающего мира указывают исследования Л.Б. Осиповой[5]. В процессе конструирования в общую деятельность включаются отделы головного мозга, аналогичные тем, что активно работают при организации логического мышления. Это подтверждено данными нейрофизиологического исследования не только на детях дошкольного возраста [2], но и в рамках более старшего возраста [3], имеющих как норму интеллектуального развития, так и его недостаточность.
Следовательно, направленное формирование конструктивной деятельности, конструктивных навыков является актуальной проблемой для педагогов и психологов, работающих с дошкольниками с нарушением интеллекта.
Конструирование – это создание построек из деталей наборов строительного материала, изготовление игрушек и поделок из бумаги, картона, дерева, деталей различных конструкторов и другого материала [1].
Уровень реализации конструирования во многом определяется степенью сформированности у ребенка конструктивных умений. Для выявления уровня сформированности конструктивных умений у дошкольников с нарушением интеллекта было организовано собственное практическое исследование на базе МБДОУ ДС КВ№ 448 г. Челябинска. В исследование приняли участи старшие дошкольники – воспитанники подготовительной к школе группы № 5 в количестве 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек). Все обследованные имеют диагноз F70.
Используя метод наблюдения, были исследованы следующие конструктивные умения:
1)умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. уметь абстрагироваться);
2) умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);
3)умение расчленить, выделить составные части (анализировать);
4) умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.
Уровень сформированности этих умений определяется по трем уровням: высокий (В), средний (С), низкий (Н).
Результаты исследования представлены в таблице.
Таблица
Уровень сформированности конструктивных умений у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Имя, фамилия ребенка | Умение узнать и выделить объект | Умение собирать объект из готовых частей | Умение расчленить, выделить составные части | Умение видоизменять объект по заданным параметрам | Общий уровень |
1.Александра П. | С | Н | Н | Н | Низкий |
2.Ангелина Ю. | Н | С | Н | Н | Низкий |
3. Аня К. | В | С | С | С | Средний |
4. Артем М. | С | Н | Н | Н | Низкий |
5. Вероника З. | С | Н | Н | Н | Низкий |
6. Вова Ф. | С | С | Н | С | Средний |
7. Данил Г. | С | С | Н | С | Средний |
8. Диана Р. | С | С | С | С | Средний |
9. Кирилл Ю. | С | Н | Н | Н | Низкий |
10.Кирилл Я. | Н | С | Н | Н | Низкий |
Анализ результатов исследования показывает, что у детей данной выборки в основном низкий уровень сформированности конструктивных умений. Такой уровень демонстрирует 60 % детей. У большинства детей затруднено умение расчленить, выделить составные части и видоизменять объект по заданным параметрам.Эти дети ошибались при выполнении задания, что свидетельствует не только о низком уровне отдельных конструктивных умений и конструирования в целом, но и о недостаточности базы для формирования конструктивной деятельности – нарушении внимания и восприятия предметов у этих детей.
40 % детей демонстрируют средний уровень сформированности конструктивных умений, т.е. дети справляются с конструированием, но только с помощью педагога. Они могут соотнести конструируемый объект с образцом, при помощи педагога менять его и собирать измененный вариант конструкции. Однако аналитически расчленять его на составные части и выделять недостающие детали затрудняются.
В исследуемой группе не наблюдается детей с высоким уровнем конструктивных умений.
Таким образом, необходима специально организованная работа, направленная на формирование конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Такая работа должна быть организована на занятиях дефектолога, на общеобразовательных занятиях воспитателя и в самостоятельной деятельности детей.
Библиографический список
1. Гаврилушкина, О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей [Текст] / О.П. Гаврилушкина. – М.: Просвещение, 1991 – 91 с.
2. Лапшина, Л.М. Анализ альфа-ритма биоэлектрической активности мозга детей с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием [Текст] / Л.М. Лапшина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2006. – № 1. – С. 142–149.
3. Лапшина, Л.М. Визуальный анализ основных реографических показателей подростков с нормальным интеллектуальным развитием и с умственной отсталостью [Текст] / Л М. Лапшина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. – № 8. – С. 252–259.
4. Осипова, Л.Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности [Текст]: монография / Л.Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 111 с.
5. Осипова, Л.Б.Развитие предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе творческого конструирования в условиях инклюзивного образования [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Б. Осипова, Л.А. Дружинина, О.И. Власова, Ю.Ю. Стахеева. –Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 158с.
А. К. Ковалёва
В.А. Кондратенко