Особенности памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Проблема памяти – одна из традиционно активно изучаемых в современной психолого-педагогической науке. Память – одна из важнейших психических функций. Она включается во все виды и уровни психической деятельности, лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний и личного опыта. Память обеспечивает единство психики, объединяя восприятие, мышление, воображение и речь, и придает ей индивидуальность.
Однако учитывая основные тенденции развития отечественного образования, основной ракурс исследования памяти смещается в сторону изучения особенностей [5], механизмов [4] и возможностей развития [1] памяти разных групп детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых дети сзадержкой психического развития (ЗПР) составляют преимущественное большинство.
В условиях перехода системы специального образования на ФГОСы резко изменились требования к уровню знаний детей. Современные дети должны знать и уметь намного больше при поступлении в школу, чем такие же первоклассники несколько лет назад. В связи с этим возрастает роль памяти в процессе обучения и воспитания дошкольников, т.к. значительно изменяется объем программного содержания, который должен усвоить ребенок на каждом этапе образования. Именно память играет большую роль в формировании и накоплении нового объема знаний у детей дошкольного возраста. Особенно это актуально в отношении детей с ЗПР, у которых отставание в развитии памяти не носит необратимый характер, и в результате правильно организованных коррекционных занятий, дети могут догнать своих сверстников с нормальным психическим развитием.
Целью данного исследования был теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и выявление основных особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, а также подбор методик для диагностики памяти детей с ЗПР и комплекса игр для развития памяти.
Анализ общей психолого-педагогической литературы [6] позволил определиться с терминологическим содержанием основного понятия: память это – сложный психический процесс, обеспечивающий запечатление, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Структурно память организована через такие процессы, как: запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание; а наиболее часто используемые классификации памяти основываются на: участии воли в процессе запоминания, продолжительности сохранения информации и на способе восприятия информации [6].
Подробно изучив специальную психолого-педагогическую литературу по теме [2], было выявлены причины нарушений психической деятельности детей с ЗПР, в том числе и памяти. К таким нарушениям могут приводить органические поражения головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы.
Более детальный анализ литературы позволил выделить основные особенности памяти детей с ЗПР, такие как сܰнܰижܰеܰнܰиܰе объܰемܰа пܰамятܰи, медленное нܰаܰрܰаܰстܰаܰнܰиܰе пܰрܰодуктܰиܰвܰнܰоܰстܰи зܰапܰомܰиܰнܰаܰнܰия пܰрܰи пܰоܰвтܰоܰрܰных пܰрܰедъяܰвܰлܰеܰнܰиях мܰатܰеܰрܰиܰаܰлܰа, ограничение продолжительности запоминания смысловой информации [3].
Следует отметить, что в настоящее время существует значительное количество методик, направленных на изучение памяти детей с ЗПР. Наиболее часто используемые методики: «Мܰатܰрܰицы Рܰаܰвܰеܰнܰа», «10 слов», «ܰНܰайдܰи тܰакую жܰе фܰигуܰру» и др. [6].
Некоторые из этих методик носят не только диагностический характер, но могут быть использованы и в коррекционно-развивающей работе. Однако в доступной литературе представлено достаточное количество игр и упражнений, которые можно использовать специализированно только для коррекции отдельных видов памяти дошкольников с ЗПР. В качестве наиболее активно используемых в дефектологической практике следует отметить такие игры как «ܰВ мܰагܰазܰиܰне», «Запомни слова», «Осенние листья» [3]. Эти игры также легко реализуемы при организации коррекционной работы в семье [1].
Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил сделать вывод, что память – одна из важнейших психических функций, которая лежит в основе познания. У детей с ЗПР имеются особенности памяти, такие как: малый ее объем, трудности в запоминании конкретной информации и дальнейшем ее воспроизведении и т.д.
Эти особенности значительно затрудняют своевременное освоение образовательной программы дошкольниками с ЗПР. Однако своевременная диагностика (в т.ч. с использованием методик «Матрицы Равена», «10 слов», «Найди такую же фигуру» и др.) и грамотно выстроенная коррекционно-развивающая работа с использованием вышеназванных дидактических игр («Магазин», «Запомни слова» и т.д.) позволяет минимализировать особенности памяти и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса дошкольников с ЗПР.
Библиографический список
1. Васильева, В.С. Работа с родителями в условиях группы кратковременного пребывания как средство предупреждения дезадаптации к ДОУ детей раннего возраста[Текст] / Васильева В.С. // Материалы конференции по итогам научно-исследовательских работ профессоров, преподавателей, научных сотрудников и аспирантов ЧГПУ за 2005 год; Челябинский государственный педагогический университет. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. – С. 42–47.
2. Дܰетܰи с зܰадܰеܰржкой пܰсܰихܰичܰеܰского рܰазܰвܰитܰия [Текст] / под рܰед. Т. А. ܰВܰлܰаܰсоܰвой, В. И. ܰЛубоܰвܰского, Н. А. Цыпܰиܰной. – М.: Пܰедܰагогܰикܰа, 1984. – 119 с.
3. Кондратьева, С.Ю. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с ЗПР [Текст] / С.Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 5. – С. 40–45.
4. Лапшина, Л.М. Визуальный анализ основных реографических показателей подростков с нормальным интеллектуальным развитием и с умственной отсталостью [Текст] / Л.М. Лапшина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. – № 8. – С. 252–259.
5. Осипова, Л.Б. Использование наглядности в речевом и познавательном развитии дошкольников [Текст]: методическое пособие / Л.Б. Осипова, Н.В. Ульянова. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 44 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – СПб: Изд-во «Питер», 2002. – 720 с.
И. В. Доможирова
Е.В. Плотникова