Тексты опросника по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика и степени выраженности соответствующих качеств
Часть А (основная)
№ ВОПРОСЫ | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ |
1. Как ученик реагирует на новый фактический материал (конкретные сведения, факты, слова и пр.). | а) безразлично б)эмоционально |
2. Как ученик включается в выполнение новых практических заданий, решение новых задач на применение хорошо известного способа? | а) неохотно, безразлично б) охотно |
3. Отвлекается ли ученик при выполнении новых практических заданий? | а) очень легко б) работает сосредеточенно |
4. Задает ли ученик вопросы по новому фактическому материалу? | а) нет б)задает |
5. Как относится к ответам учителя на свои вопросы (или на вопросы других учеников)? | а) удовлетворяет любой ответ б) добивается содержательного ответа |
6. Стремится ли ученик к самостоятельному выполнению практических заданий? | а) нет, охотно прибегает к внешней помощи б) да |
7. Как ученик реагирует на новый теоретический материал (выявление существенных признаков понятий, способов действия)? | а) безразлично, б) эмоционально |
8. Задает ли ученик вопросы по новому теоретическому материалу? . | а) нет (почти никогда) б) задает |
9. Как ученик реагирует на факт самостоятельного решения им задачи? | а) безразлично б) эмоционально |
10. Стремится ли отвечать на вопросы по новому теоретическому материалу? | а) нет б) да |
11. Бывает ли, чтобы вопросы ученика по новому материалу выходили за пределы темы? | а) нет б) да |
12. Пытается ли ученик делать самостоятельные выводы из нового материала? | а) нет б) да |
13. Проявляет ли ученик стремление систематически получать новую информацию вне школы и учебников (читает дополнительную литературу, посещает кружок и т.п.)? | а) нет (изредка) б) да |
14. Может ли ученик правильно ответить на вопросы: «Что нужно узнать?» до решения задачи? | а) нет б) да |
15. Может ли ученик ответить на вопросы: «Что ты должен был узнать?» и «Что узнал нового?» — после решения задачи? | а) нет б) да |
16. Различает ли ученик задачи, требующие разных способов решения, если они внешне сходны (по сюжету, формулировке элементов условия)? | а) нет б) да |
17. Как ученик включается в решение новой теоретической задачи (выделение новых понятий, их свойств, следствий и т.п.)? | а) не включается б) включается, но затем теряет ее основную цель, сводит ее лишь к результату в) включается, сохраняя все существенное содержание цели |
18. Может ли ученик, решив теоретическую задачу, дать содержательное обоснование способов действия? | а) нет б) да |
19. Решив теоретическую задачу, может ли ученик объяснить связь ее способа с уже известным ему? | а) нет б) да |
'20. Решив теоретическую задачу, пытается ли ученик ставить сам новые задачи, вытекающие из данного способа (принципа)? | а) нет б) да |
21. На что направлена основная активность ученика при решении новых задач? | а) на копирование действий (указаний) других (учителя, учеников) б) самостоятельный поиск решения |
22. Может ли ученик самостоятельно рассказать о своих действиях, решив задачу? | а) нет б) да |
23. Может ли ученик решить новую задачу самостоятельно? | а) нет б) да |
24. Пытается ли ученик при решении новой задачи использовать уже известные ему способы? | а) нет б) да, чаще всего неправильно, не вносит изменений в) да (с учетом изменений в условиях) |
25. Если ученик использует для решения какой-либо способ, непригодный для данной задачи, может ли он без помощи учителя обнаружить свою ошибку? | а) нет б) да |
26. Может ли ученик внести изменения в усвоенный ранее способ действий в соответствии с условиями новой задачи? | а) нет б) только с помощью в) пытается сделать сам, но не может г) может самостоятельно |
27. Может ли ученик после неудачных попыток решить задачу правильно, объяснить причину неудач? | а) практически нет б) может |
28. Умеет ли ученик на каком-то этапе изучения материала при введении новых способов действия увидеть его принципиальную общность с известными ему ранее и выделить этот принцип? | а) нет б) да |
29. Допускает ли ученик при решении знакомых задач одни и те же ошибки? | а) да б) иногда в) нет |
30. Может ли ученик при решении знакомых задач самостоятельно найти и исправить допущенную ошибку? | а) нет б) в некоторых случаях |
31. Умеет ли ученик правильно объяснить ошибку на изученное правило, на применение известного способа? | а) нет б) да |
32. Как поступает ученик, если ему указывают на наличие ошибки (учитель, ученики или родители)? | а) некритически исправляет б) исправляет после того, как поймет основание критики |
33. Если ученик применяет для решения задачи способ, приводящий к ошибкам, может ли ученик обнаружить, что причиной ошибки является именно этот способ? | а) нет б) только с помощью в) может самостоятельно |
34. Может ли ученик дать объяснение причинам таких ошибок (соотнести способы действий, обосновать пригодность одного и непригодность другого)? | а) нет б) да |
35. Как ученик обосновывает правильность выполнения заданий, решения задач, если не допускает ошибок? | а) не обосновывает б) ссылается на свои отметки, слова учителя в) ссылается на образец, правило, схему г) выделяет содержательную связь между условиями (особенностями задачи и своими действиями) |
36. Как относится ученик к критике своих действий, решений, знаний со стороны учителя (учеников)? | а) безразлично б) эмоционально, но без попыток учета степени справедливости критики в) стремится разобраться в основании критики |
37. Может ли ученик оценить свои возможности решать новую (еще не разобранную с учителем) задачу? | а) нет (или учитывает лишь случайные признаки задачи) б) оценивает, ссылаясь на свои удачи (неудачи) в прошлом опыте в) ссылается на известное правило (сходных по типу задач) г) может, если с помощью учителя увидит возможность перестройки известйого ему способа д) может самостоятельно (учитывая все условия задачи и своих действий) |
[...] Обработка полученных результатов и их интерпретация
Обработка полученных результатов с помощью опросника требует известного навыка, так как необходимо учитывать не только конкретные ответы на отдельные вопросы, но и степень согласования разных проявлений. Так, ответ на вопрос 3 (часть А) — «Отвлекается ли ученик при выполнении новых практических заданий?» — по варианту «а» (очень легко) может быть дан в тех случаях, когда ученик не обнаруживает учебно-познавательного интереса и не умеет еще ставить познавательные цели. Но в такой же мере ученик может отвлекаться от задач этого типа при достаточно высоком уровне развития интереса и целеполагания, ибо тогда^ёто интересы и цели в большей степени направлены на задачи теоретического типа, — в них он видит самое привлекательное и основное в своей деятельности. В таких случаях важен не ответ на данный вопрос, а ответы на другие вопросы, поскольку основными признаками разных уровней оказываются разные особенности поведения и отношения ученика.
В связи с вышеизложенным более полноценные результаты диагностики уровня сформированности учебной деятельности у учеников того или иного класса с применением данного метода будут получены, если ответы на вопросы обрабатываются психологом (это может быть и школьный психолог, прошедший специальную стажировку при лаборатории развивающего обучения). Это не исключает, конечно, и самостоятельного анализа своих ответов учителем. В таких случаях предлагается в качестве основы обработки использовать приведенную ниже таблицу. В ней зафиксированы не все ответы, которые могут быть «приписаны» каждому из уровней, а только наиболее показательные. При сомнениях в оценке необходимо обратиться к основному тексту с описанием уровней сформированности того или иного компонента, чтобы сформулировать более основательную оценку относительно этого компонента у данного ученика.
Ключ для обработки результатов по оценке уровня сформированности компонентов учебной деятельности (с применением опросника)
Компоненты учебной деятельности | Уровни | Индексы ответов |
Учебно- познавательный интерес | 1а,2б,4а 16, 46, 5а, 26 6а, 76, 8а 36, 56, 66, 86, 96 За, 106, 116, 12а, 13а 126,136 | |
Целеполагание | 2а, За, 6а, 16а, 17а 36, 166, 176 66, 146,18а 156, 186, 17в, 19а 196,20а 20б | |
Учебные действия | 21а,22а 23а,24а 6б,14б,18а 23б,24в,25а,26в,27б 28а,26г 28б | |
Действие контроля | 29а,30а 29б,30б,31а 29в,31б,32б 33а,34а,30в 33б,34б 33в | |
Действие оценки | 35а,36а 35б,35в,36б 35г,36в,37б 37в 37г 37д |
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………………………..3
Материалы для студентов, преподавателей и учителей-методистов для объективной оценки деятельности студента на педагогической практики…………………………...18
Содержание практик………………………………………………………………………….20
Учебная практика……………………………………………………………………….......20
Педагогическая практика «Первые дни ребенка к школе»………………………………25
Учебная практика по подготовке студентов
к работе с детьми во время летнего отдыха……………………………………………….29
Педагогическая (летняя)практика ………………………………………………………….38
Комплексная педагогическая практика ……………………………………………………42
Список рекомендуемой литературы ……………………………………………………….47
Приложения …………………………………………………………………………………..50