Социальный паспорт личности ребенка
Социальный паспорт индивидуальной адаптации ребенка к новой социальной среде разработан с учетом методик и опыта, накопленного практическими психологами, педагогами, специалистами по социальной работе, а также на основе опыта проведения предметно-мотивационной диагностики по изучению причин и условий социальной адаптации.
Общие сведения о ребенке
1. Анкетные данные:
— фамилия, имя,
— дата рождения,
— класс, школа,
— домашний адрес.
Сведения о семье и взаимоотношениях в ней
1. Состав семьи:
— полная,
— один из родителей,
— распавшаяся.
2. Возраст, образование, профессия:
— отец
— мать
— другие члены семьи.
3. Взаимоотношение родителей между собой:
— уважительные,
— напряженные,
— конфликтные.
4. Взаимоотношения родителей с ребенком:
— доверительно-уважительные,
— авторитарные,
— конфликтные.
3. Личностная карта подростка (специальная диагностика)
1. Направленность интересов:
— на учебную деятельность,
— на трудовую деятельность,
— на художественно-эстетическую деятельность,
— на достижения в спорте, туризме,
— на отношения между людьми.
2. Активность:
— активно участвует во всех общественных делах,
— не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет,
— редко принимает участие в общественных делах,
— отказывается участвовать в общественных делах.
3. Ответственность:
— всегда хорошо и в срок выполняет любое порученное ему дело,
— часто не выполняет в срок порученное ему дело,
— очень редко выполняет порученное ему дело,
— никогда не доводит до конца порученное ему дело.
4. Инициативность:
— выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.
— редко сам начинает новое дело,
— никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
5. Общительность:
— всегда охотно вступает в контакт с людьми,
— стремится общаться с ограниченным кругом людей,
— предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха,
— замкнут, не общителен.
6. Уверенность в себе:
— поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью только в случае действительной необходимости,
— выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам,
— часто при выполнении заданий просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться,
— постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.
7. Решительность:
— в большинстве случаев самостоятельно принимает ответственное решение,
— иногда колеблется перед ответственным решением,
— редко решается принимать какое-либо ответственное решение,
— не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
Положение ребенка в коллективе
1. Авторитет в группе:
—пользуется авторитетом среди большинства сокурсников,
— пользуется авторитетом только у части однокурсников,
— пользуется авторитетом у отдельных учащихся,
— авторитетом не пользуется.
2. Симпатии:
— является любимцем группы, ему прощаются отдельные недостатки,
— в группе ребята относятся к нему с симпатией,
— пользуется симпатией у отдельных ребят,
— в классе его не уважают.
3. Проявление агрессии:
— использует физическую силу против сверстников и других лиц,
— при малейшем возбуждении проявляет грубость, резкость,
— агрессивность проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики (без применения физической силы).
Отклонения от культурных норм и в социальном поведении.
1. Отношение к алкоголю:
— злоупотребление алкоголем либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ,
— эпизодическое употребление алкоголя и токсических веществ,
— нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, которое приносят алкоголь и токсические вещества,
— осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием опасности употребления алкоголя.
2. Отношение к курению:
— неприятие курения,
— осознанный, самостоятельный отказ от курения,
— воздержание от курения из-за ориентации на запрет,
— эпизодическое курение,
— закрепившаяся привычка к курению.
3. Культура речи:
— нормальная, живая, культурная речь,
— избегание нецензурных выражений,
— эпизодическое сквернословие,
— сквернословие в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых.
Приложение 45