Организационный период (оргпериод ) смены
Позиция вожатого: заботливая, но строгая и требовательная мама. Основной вид деятельности вожатого - разъяснять, требовать, добиваться выполнения требований. Показывать себя, лагерь, членов коллектива (вот мы какие!).
Знакомство. Взаимопонимание. Ожидание от жизни в лагере (что-то будет?).
Массовые дела.
В отряде:
- огонек-знакомство (вот я какой, принимайте меня таким, какой я есть);
- коллективные творческие дела;
- «ромашка»
- «кинофестиваль»
- выборы органов самоуправления;
- планирование жизни;
Игры:
· на установление контактов
· на преодоление психологических барьеров;
В лагере:
· Сбор - знакомство;
· Концерт вожатых.
Оргпериод длится три-четыре дня (за это время надо успеть сделать все вышеперечисленное). Это оптимальное время адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности. Понятие это многомерное, и в нём можно выделить наиболее значимые позиции:
· адаптация к условиям закрытого или ограниченного социума;
· адаптация к смене основных видов деятельности;
· адаптация к новизне общения, установление коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых;
· адаптация к режиму жизни;
· адаптация к новым бытовым условиям и т. д.
Основной период смены
Позиция вожатого: консультант-инструктор, со-участник (давайте попробуем вместе).
Основной вид деятельности вожатого - работа с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел. Стараться чаще при принятии решений апеллировать к детям, не брать на себя всю долю ответственности, как это возможно в организационный период.
Основной вид деятельности ребят - работа, в основном, по группам (временным или постоянным). Интенсивное общение.
Именно в это время, примерно на 13-14 день, наступает второй пик трудности: условно его можно назвать «пиком привыкания». Это время, когда ребята привыкли ко всему: к Вам, совместной жизни, режиму, делам, лагерю и т. д. Будьте внимательны - это своеобразная «зона конфликтности», основанная на межличностных отношениях; возникают конфликты между мальчиками и девочками, которые можно предвидеть и предотвратить.
Опытный педагог, как правило, в такой период обязательно поменяет привычный уже ход жизни, сменит обстановку, место, уведет ребят в поход, на экскурсию или придумает что-то интересное.
Огоньки.Если Вы решили проводить их, то сейчас они очень откровенны и задушевны.
Игры.Разные. Больше спортивные. Это могут быть игры-розыгрыши,
игры - ассоциации, игры-загадки. Вы уже хорошо знакомы и много чего общего позади.
Можно предложить ребятам ролевые и деловые игры.
Итоговый период
Позиция вожатого: это друг и заботливая мама, потому что ребята уже несколько устали от смены и вместе с тем чувствуют скорое расставание. В этот период вожатого ждет еще одна зона сложности - «пик усталости»: ребята устали жить в шумном коллективе, вне дома, без родителей и т. д.
Основной вид деятельности - организация различных сюрпризов со стороны детей и вожатых.
Организационные вопросы
В период лагерной смены технология работы вожатого предполагает совместные формы организации деятельности – это даёт наибольший педагогический эффект.
- Организовать ребят в деятельности различных групп (творческие дела
на знакомство);
- Определить с помощью коллективных творческих дел (КТД)
лидеров-организаторов, лидеров- генераторов идей;
- Выбрать органы самоуправления (опираясь на предыдущую работу);
- Наметить дела смены или периода (10 дней) через разведку дел, мозговой
штурм;
- Сформировать временные творческие объединения по подготовке дел, а это:
инициативная группа;
творческая группа;
совет дела.
Инициативная группа, как правило, сама предлагает дело и берется организовать его, задействуя ребят.
Позиция вожатого: не навредить, не подавлять своей эрудицией, поддерживать детскую инициативу.
Группа: предлагает, организует, проводит, анализирует вместе со всеми.
Творческая группа:
· Разрабатывает идею;
· Продумывает и раздает задания группам;
· Проверяет готовность группы;
· Проводит дело;
· Анализирует его вместе со всеми.
Совет дела:
· Избирается из представителей от всех групп отряда;
· Обсуждает идею внутри совета дела;
· Возвращается в свою группу для обсуждения идеи, принимает критику;
· Собирается в совет с новыми предложениями и замечаниями;
· Разрабатывает идею, продумывает задания;
· Анализирует в совете;
· Анализирует вместе со всеми.
Лучше всего, если в течение смены реализуются различные способы организации деятельности. Таким образом можно готовить как отрядные и межотрядные дела, так и массовые мероприятия. Оптимизация организации жизнедеятельности временного детского коллектива во многом определяется качеством программы лагерной смены.
Планирование работы в оздоровительном лагере
План – педагогическая стратегия и тактика. Это документ, в котором отражена система воспитательной деятельности воспитателя (вожатого). Это и своеобразный проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная работа.
Исходными данными для планированиямогут служить следующие составляющие:
• календарь летних праздников;
• традиции оздоровительного лагеря;
• информация о детях;
• ожидания детей;
• задачи оздоровительного периода;
• модель смены.
• личные воспоминания воспитателя (вожатого) о своем пионерском детстве, его ожидания.
Лучший план работы – план, сформированный совместно с детьми и одобренный ими. Воспитателю (вожатому) необходимо иметь следующие виды планов: перспективный (в него включается и план-сетка), план на каждый день (утро – день – вечер). План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре; план на каждый день пишется в лагере накануне вечером с учетом интересов детей, модели лагеря, заданий отряду, погодных условий. В план-сетку включаются по хронологии дни заезда, отъезда, банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря, дни дежурства. Далее – планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности.
Требования к плану работы воспитателя (вожатого):
• направленность плана на достижение определенного педагогического результата (отражение социального заказа по формированию качеств личности);
• учет интересов, потребностей детей ;
• выбор продуктивных видов деятельности; реальность планов (по формам, содержанию работы и срокам);
• согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря.
Структура плана работы:
• характеристика возраста детей;
• цель и воспитательные задачи;
• программа деятельности оздоровительного лагеря;
• содержание работы с детьми;
• взаимодействие с администрацией оздоровительного лагеря;
• работа кружков, секций, объединений по интересам;
Форма написания плана может быть произвольной.
Советы воспитателю (вожатому), планирующему свою работу:
• с будущим коллегой определите цели и задачи предстоящей смены;
• изучите возрастные особенности детей, обратив' особое |внимание на ожидания детей данного возраста;
• используйте данные, полученные из детских анкет (увлечения, конкретные ожидания, желаемые поручения, умения и таланты воспитанников);
• изучите возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность дружинных и отрядных дел), в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей деятельности;
• отберите средства, формы и методы работы, которыми владеете;
• составьте модель смены с учетом возможностей оздоровительного лагеря;
• создайте творческую атмосферу в отряде;
• учитывайте, в первую очередь, интересы детей.
План работы, составленный накануне, желательно корректировать каждое утро
(с учётом интересов детей и в зависимости от погодных условий).