Анализ воспитательных и развивающих функций урока
1. Какие приемы, средства и методы работы использовал учитель с целью формирования и развития у учащихся познавательных процессов?
- Что способствовало формированию произвольного внимания школьников, развитию концентрации внимания, устойчивости, переключения и т.д.? Что мешало? Почему?
- Была ли продумана организация восприятия учащимися учебного материала, насколько рационально? Была ли создана установка на активное восприятие? Осуществлялась ли опора на прошлый опыт учащихся и уже усвоенные знания, на положительные мотивы учения? В какой степени использовались во взаимодействии различные органы чувств для создания целостного образа предмета или явления?
- Что в уроке влияло на развитие словесно-логической памяти учащихся? Каким образом учитель организовывал работу по закреплению и актуализации знаний? Использовал ли специальные приемы, приемы ассоциативного запоминания, направленные на развитие памяти учащихся? Включал ли в работу на уроке обучение приемам запоминания учебного материала? Как учитывались активность и самостоятельность учащихся?
- Каковы пути развития мышления у учащихся на различных уроках? Чем это обусловлено? Как был организован переход от восприятия учебного материала к его осмыслению, пониманию? Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции и насколько эффективно? Все ли возможности урока были использованы (содержание, организация, специфика предмета и т.д.)? Какие приемы и средства обучения можно использовать для этого? Как учатся школьники выделять в учебном материале главное, наиболее существенное, основные идеи, опорные слова, обобщения?
- Что на уроке способствовало развитию творческого воображения? Достаточно ли этого? Чем это обусловлено?
2. Какие приемы, средства и методы учебной работы использовал учитель для воспитания в учащихся важных человеческих качеств? Выделите данные качества, обоснуйте необходимость их воспитания именно на данном уроке.
- Учитывались ли при этом специфика данного учебного предмета, возраст учащихся, особенности класса? Отметьте, все ли было учтено.
- На кого ориентировался учитель в организации воспитательной работы в классе: на класс в целом или на конкретных учеников? Включалась ли для решения воспитательных задач индивидуальная работа?
3. Оцените воспитательные и развивающие возможности урока, выделите, в чем они проявляются: в специфике предмета, в теме урока, его содержании в каждом структурном компоненте, в организации в целом, в психологической атмосфере, в личности учителя и т.д.
1. Сопоставьте выделенные Вами воспитательные и развивающие функции (возможности) урока с задачами, поставленными учителем. Объясните несоответствие (если есть).
2. Внесите собственные предложения в выводах по совершенствованию урока.
Приложение 15
Анализ урока с точки зрения соблюдения
Дидактических принципов
1. Научная направленность изучения нового материала: соответствие учебного материала, методов, приемов и средств обучения требованиям современной педагогической науки. Характер и особенности возникновения и формирования у младших школьников первоначальных знаний и представлений.
2. Систематичность и последовательность материала установление межпредметных связей преемственности; опора на личный опыт учащихся.
3. Особенности использования наглядности в обучении в зависимости от возраста детей, содержания учебного материала, выбранных методов обучения, рациональность их оптимального сочетания; преобладающие виды наглядных пособий, их функции на уроке. Использование ТСО на уроке, их соответствие дидактическим и гигиеническим требованиям.
4. Взаимосвязь сознательного усвоения знаний и познавательной активности младших школьников: формы, методы, приемы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся особенности стимулирования учителем осмысленного восприятия и воспроизведения учащимися учебного материала.
5. Прочность усвоения знаний, умений и навыков. Методика организации упражнений, направленных на формирование умений и навыков.
6. Проявление индивидуальных особенностей младших школьников в учебной деятельности. Специфика построения урока на основе общих и индивидуальных особенностей детей младшего возраста.
Приложение 16