Охрана общественного порядка как функция местного самоуправления
Начальным звеном системы органов охраны общественного порядка в Российской Федерации должны стать органы охраны общественного порядка в муниципальных образованиях, которые в соответствии с Законом«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формируются самими муниципальными образованиями.
Организацию их деятельность и руководство ими должны осуществлять органы местного самоуправления.
Охрана общественного порядка — это, прежде всего, работа с населением или конкретно-определенным человеком, которая осуществляется посредством реализации органами полиции в муниципальных образованиях своих полномочий, путем обеспечения безопасности на улицах, транспорте и в других местах, роль же органов местного самоуправления сводится к созданию условий для осуществления таких полномочий.
Анализируя действующее законодательство можно выделить две группы полномочий органов местного самоуправления по охране общественного порядка:
1. вспомогательные или переданные им, которые дают муниципальным органам возможность самостоятельно оказывать содействие и участие в реализации государственно-властных полномочий на территории своего муниципального образования (например, вопросы, касающиеся борьбы с терроризмом и ликвидации го последствий)
2. собственные муниципальные полномочия по организации охраны общественного порядка на территории муниципального образования (например, создание различных органов по охране общественного порядка).
Из вышеперечисленных полномочий вытекают следующие функции, которые могут осуществлять органы местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка:
· Обеспечивают соблюдение законов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере общественного порядка, охраны прав и свобод населения;
· могут самостоятельно создавать общественные формирования по охране общественного порядка на территории муниципального образования;
· создают необходимые условия для работы муниципальной милиции;
· осуществляют административные взыскания за соответствующие правонарушения;
· и иные функции.
45. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
· организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
· организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
· создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
· обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
· учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений. Органы местного самоуправления муниципальных районов вправе осуществлять функции учредителя муниципальных высших учебных заведений, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года.
46. Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения.
1) контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;
2) защита прав и свобод человека и гражданина в этой области (обеспечивается охраной ОС, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, предоставлением населению доступной медико-социальной помощи; регулярное информирование населения о распространении заболеваний; санитарно-гигиеническое образование населения);
3) формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения, развитие ее учреждений, определение характера и объема их деятельности (муниципальные органы управления здравоохранения, находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации; финансовое обеспечение их деятельности – расходное обязательство МО);
Муниципальные органы здравоохранения (несут ответственность за организацию: первичной медико-санитарной помощи, включая обеспечение медицинских организаций; медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; скорой медицинской помощи, обеспечение ее доступности) (осуществляют контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи, обеспечения граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения).
4) создание условий для развития частной системы здравоохранения (лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью).
Органы МСУ участвуют в обеспечении права граждан на медико-социальную помощь (включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами) (оказывается медицинскими, социальными работниками в учреждениях здравоохранения и учреждениях социальной защиты населения).
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в муниципальной системе здравоохранения (гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи).
Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения (лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений; медицинская профилактика важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование и др. мероприятия).
Скорая медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения (при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства; осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности).
Органы МСУ участвуют в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения (обеспечивают условия для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории).
С охраной здоровья граждан связаны охрана ОС и обеспечение экологической безопасности (органы МСУ способствуют реализации санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека (включая санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений, продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд, потенциально опасным для человека веществам и отдельным видам продукции, к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, к водным объектам, питьевой воде, к атмосферному воздуху, содержанию территорий, к сбору, использованию, утилизации отходов, к жилым помещениям, к условиям труда и др.)).
Органы МСУ участвуют в организации санитарно-гигиенического образования населения (осуществляется в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях; при переподготовке и повышении квалификации работников).
Органы МСУ взаимодействуют с физкультурно-спортивными объединениями по вопросам развития физической культуры и спорта (создают спортивные школы, финансирую их; имею право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в образовательных учреждениях; создают условия для занятия физической культурой граждан по месту жительства и в местах массового отдыха; им могут принадлежать физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения).
47. Полномочия органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения.
В области социальной защиты населения органы местного самоуправления обеспечивают проведение в жизнь действующего законодательства о выплате пенсий и пособий. Местная администрация также назначает и выплачивает из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям организует учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета, распоряжается средствами фонда социальной защиты населения.
Органы местного самоуправления принимают меры, направленные на улучшение жилищных, материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильцев, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому. За счет местного бюджета эти органы вправе устанавливать льготы по медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному лечению; льготы по оплате жилой площади, коммунальных услуг и по проезду на общественном транспорте; скидки со стоимости индивидуальных средств передвижения, топлива, одежды, обуви и других вещей, необходимых инвалидам, престарелым и иным гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.
Органы местного самоуправления предоставляют установленные льготы и помощь, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей. Они принимают меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан, назначают опекунов и попечителей, контролируют выполнение ими своих обязанностей.
Переход к рыночной экономике выдвинул перед органами местного самоуправления проблемы, связанные с обеспечением социальной защиты в области занятости населения.