Тема 2. Понятие о развитии. Факторы развития человека. Основные подходы к проблеме развития
План
Факторы развития
Подходы к развитию
Механизмы развития и воспитания человека
Развитие- прогрессивное изменение. В педагогике развитие - прогрессивное изменение каких-либо свойств и функций у человека.
Развитие- многоплановый процесс. Можно выделить ряд самостоятельных "линий" развития - развитие физиологическое, физическое, умственное, духовное, эмоциональное, социальное, профессиональное... Каждая из этих "линий" развивается в своём темпе. К примеру, подросток может опережать своих сверстников в плане физиологического развития, но отставать в умственном развитии. Или умственное развитие может соответствовать норме, а социальное - отставать (отличник-старшеклассник, которого водит "за ручку" бабушка...)
Факторы развития
-- Наследственность (задатки)
-- Среда (семья, окружение, микро- и макро-социум)
-- Целенаправленные методы развития
Подходы к развитию
-- Евгенический (евгеника - учение о породе, о наследственности). Сущность евгенического подхода - абсолютизация фактора наследственности: "всё заложено в генах". К слову, в музыкальном профессиональном сообществе более 70% людей - убеждённые евгенисты, поддерживающие представление о харизматической природе таланта музыканта.
-- Анти-евгенический. Отрицание роли наследственности в процессе развития человека. Ребёнок воспринимается как "чистый лист" (Tabula rasa - "чистая доска"). С позиций анти-евгенического подхода, воспитатель обладает неограниченными возможностями. Подход хорош тем, что поддерживает веру в большие возможности человека. Однако его основная опасность - игнорирование природы данного конкретного ребёнка, насильственная "лепка" его характера и такое же "насильственное" формирование способностей.
-- Гуманистический. Учитываются все факторы развития человека. Развитие опирается на природные задатки ребёнка, формируется подходящая среда для развития человека, подбираются адекватные методы развития.
Механизмы развития и воспитания человека
1. Механизм подражания - идентификация со значимым человеком, копирование, повторение.
Наименее критичен из всех механизмов, чаще всего действует помимо контроля сознания человека. Поэтому бывает сложно обучать взрослых людей, обладающих критичным умом, недоверчивых и не способных "отключать" контроль ума.
В младшем возрасте механизм подражания - основа развития, в младенчестве - единственный механизм развития.
Механизм подражания также актуален на начальных этапах обучения какому-либо навыку. В случае глубокого доверия педагогу этот механизм может сохраниться и на более поздних этапах обучения. В музыкальной педагогике часто происходит идентификация ученика с педагогом по специальности. Причём бывает, что подражание касается не только исполнительской манеры, но и всего поведения ученика - осанки, интонаций голоса, походки, даже манеры одеваться.
2. Механизм приспособления - адаптация к условиям. Например:
а) техническое развитие музыканта - адаптация технических приёмов к условиям исполнительского аппарата данного человека. Невозможно буквально скопировать технику педагога (например, если педагог - колоратурное сопрано, а ученик - бас; или если педагог-пианист - крупный мужчина с большими ладонями, а ученица - хрупкая девушка с маленькими пальцами и узкой ладонью). Поэтому задача педагога - помочь ученику обнаружить ресурсы собственного исполнительского аппарата.
б) адаптация знаний к условиям практики. Чтобы решить задачку по гармонии, недостаточно знать правила соединения аккордов. Нужен навык в решении задач.
в) отличие поведения человека в ситуации контроля от поведения в ситуации отсутствия контроля. К примеру, маленькие дети по-разному себя ведут в присутствии и отсутствии взрослых. То же можно сказать и о студентах на контрольных работах - в присутствии педагога поведение иное, чем в ситуации его отсутствия.
Механизм самовоспитания и саморазвития.
Самостоятельное определение целей и путей своего становления. Обычно формируется к подростковому возрасту.
Тема 2. Понятие о воспитании. Концепции воспитания
План
1.Сущность, цели, содержание, организация воспитания
2.Закономерности и принципы воспитания
3.Методы воспитания
4. Концепции воспитания.
1. Сущность, цели, содержание, организация воспитания
Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность.
Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей развития и образования.
Цель воспитания– определяющая характеристика воспитательного процесса, она выражает общую устремленность воспитания, это будущее, на достижение которого направлены главные усилия. «Цель воспитания не только в том, чтобы заставлять людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистыми, но и любить эту чистоту; не только быть справедливыми, но и алкать и жаждать справедливости» (Дж. Рескин).
Любое воспитание всегда целенаправленно.Цели воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. История педагогики показывает, что в разные исторические эпохи, в разных странах, у разных народов были свои цели воспитания. Они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Я. А. Коменский считал, что воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Английский философ и педагог Дж. Локк утверждал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести дела мудро и предусмотрительно». Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. В современном мире существует многообразие целей воспитания, определяемых потребностями развития общества и зависящих от таких факторов, как темпы социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников. В российском современном образовании в качестве одной из приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоническое развитие личности.
Под содержанием воспитания понимают специально отобранную и признанную обществом систему элементов объективного социального опыта человечества (взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения), которые надо усвоить и которые соответствуют поставленным целям и задачам.
Стратегия воспитания определяет общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания и базируется на общей концепции воспитательной работы. Воспитательный процесс в образовательном учреждении должен быть по своей сущности, содержанию и организации адекватным единой концепции воспитания, принятой в Российской Федерации.
Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности в подчиненных структурах и с каждым конкретным человеком. Она вырабатывается на правовой основе в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов воспитания.