Профессиональная идентичность и профессиональное становление личности в работах отечественных и зарубежных ученых
Профессиональная идентичность личности напрямую с профессией человека. Именно профессия задает содержание профессиональной идентичности. При этом важно указать, что профессиональная идентичность – одна из самых востребованных социальных идентичностей человека.
Важно понимать, что становление профессиональной идентичности регулируется двумя базовыми потребностями личности:
- потребностью принадлежать к группе;
- потребностью в уникальности собственного «Я», самобытности, уверенности и независимости.
Ученые также выделяют три основных аспекта в процессе формирования профессиональной идентичности человека: этапы, уровни и статусы.
Несмотря на то, что процесс становления профессиональной идентичности является частным случаем для каждого отдельного индивида, он в то же время имеет свои специфические характеристики, которые обусловлены влиянием хода профессионализации на личность. Среди таких характеристик выделяют:
- Изменение соотношения между Я-реальным и Я-идеальным. В его основе лежит снятие противоречия между желанием и реальностью. Согласно мнению сторонников «теории индивидуальности в профессиональной психологии» Л. Тайлера и Д. Сьюпера для человека очень важно иметь профессию, которая даст ему социальную роль, соответствующую его представлениям о самом себе. Таким образом, профессиональные предпочтения и профессиональная реализация приводят человека к ответу на вопрос «Кто я?».
- Эмоциональные состояния, которые переживает человек в процессе профессиональной деятельности. В ходе овладения профессией профессиональная идентичность прочно закрепляется в структуре самосознания и самоотношения, тем самым определяя основные эмоциональные состояния зрелого человека. Профессиональная идентичность основывается на удовлетворенности профессией, которая, в свою очередь, связана с чувством радости.
- Отношение к профессиональной деятельности значимых других. Это имеет отношение к деловым связям, которые зависят от социальных ролей. Человеку необходимо не только найти профессиональную идентичность на основе деловых отношений, но и уметь ее постоянно поддерживать. Найти такую идентичность означает реструктурировать собственные ожидания и согласовать их с принятым социальным порядком, а поддерживать – то есть, иметь желание и возможность принимать участие в упорядоченном социальном взаимодействии, при этом сохраняя собственную индивидуальность [36].
В отечественной психологии понятие профессиональной идентичности стало использоваться сравнительно недавно, несмотря на то, что вопросы профессионального самоопределения и становления давно находились под прицелом советских ученых. В работах таких великих ученых, как С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, вместо этого внимание уделялось конструкту самосознания [8]. Исследованием же проблем профессиональной идентичности позже занимались Л. Б. Шнейдер, Е.А. Климов, Ю. П. Поваренков, Э. Ф. Зеер, Д.И. Завалишина, Н.Л. Иванова и многие другие.
Проблема профессиональной идентичности напрямую связана с двумя вопросами – это «профпригодность» и «профессиональная готовность». Под профпригодностью понимается соответствие личностных особенностей человека той деятельности, которую он осуществляет. То есть, другими словами, насколько его качества (например, знания, привычки, религиозные взгляды, дееспособность, гражданские качества и многое другое) подходят для того, чтобы успешно справляться с выбранным видом работ. Можно сказать, что понятие профпригодность – связано с человеком только в контексте заданной ситуации, связанной с его деятельностью. Если говорить о профессиональной готовности, то здесь появляется множество других критериев. Например, удовлетворенность трудом, успешность овладения профессией, взаимоотношения в коллективе [46].
Многие авторы, в числе которых – Е.П. Ермолаева, В.И. Павленков, понимают профессиональную идентичность в первую очередь как компонент личной идентичности, обеспечивающий профессиональную адаптацию человека в обществе [13].
В отечественной психологии профессиональная идентичность традиционно изучалась в рамках исследований, посвященных самосознанию и самоотношению. В частности, Е.А. Климов в качестве признаков, свидетельствующих о готовности человека к профессиональной деятельности, указывает степень сформированности у него таких психических регуляторов, как «образ объекта», то есть – субъективный образ профессии, «образ субъекта», то есть – образ Я-самосознания, и «образ субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений», то есть – профессиональное самосознание личности [35].
Большинство исследователей также сходятся во мнении, что достижение высокого уровня профессиональной идентичности является ничем иным, как переходом от внешних источников мотивации для осуществления индивидом профессиональной деятельности к источникам внутренним [15].
Стоит начать рассмотрение профессиональной идентичности с вопроса о периодизации профессионального становления личности. Среди различных исследователей в качестве единиц для описания профессионального становления используются стадии, периоды, уровни и фазы.
Е. А. Климов выделил следующие фазы профессионального становления:
1. Фаза оптации (период профессионального самоопределения, планирование профессионального жизненного пути – например, сюда входит выбор учебного заведения).
2. Фаза профессиональной подготовки (период получения необходимых знаний и навыков в выбранной профессиональной области).
3. Фаза адаптации (привыкание к профессии; индивид совершает первые шаги в осуществлении выбранной профессиональной деятельности, осваивает нормы, требования и технологии будущей деятельности).
4. Фаза интернала (человек уже работает в выбранной профессиональной области и успешно осуществляет свою деятельность, обладает всеми необходимыми навыками и знаниями, получает от работы удовлетворение).
5. Фаза мастера (помимо опыта и умения, присутствующих в предыдущей фазе, такой человек уже обладает специальными умениями и качествами, которые основывают его индивидуальный профессиональный стиль).
6. Фаза авторитета (человек является мастером своего дела, имеет определенную известность среди круга людей данной профессиональной области, руководители и коллеги принимают его мнение во внимание).
7. Фаза наставничества (авторитет и уникальные умения субъекта привлекают к нему подражателей и коллег, которые желают перенять его опыт; для самого человека процесс обмена опытом является перспективой дальнейшего профессионального развития) [18].
Отечественный исследователь Э. Ф. Зеер выделил следующие стадии профессионального становления личности:
- формирование профессиональных намерений (осознанный выбор профессии);
- процесс профессиональной подготовки (то есть, освоение системы необходимых для осуществления профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, а также – формирование профессиональной необходимых качеств личности);
- профессионализация (период адаптации в профессии, самоопределения, развитие необходимых свойств и качеств личности, необходимых для дальнейшего развития в профессиональной деятельности);
- мастерство (то есть, качественная реализация профессиональной деятельности, способность к творчеству) [1].
В целом, процесс становления профессиональной идентичности заключается в овладении человеком определенной профессией и погружением его в профессиональную среду.
Теперь же обратимся к исследованиям, посвященным упорядочиванию формирования профессиональной идентичности.
Л. Б. Шнейдер выделила всего четыре стадии формирования профессиональной идентичности:
- осознание ближних и дальних профессиональных целей. На данной стадии человек еще не обладает профессиональным опытом, поэтому его идентичность – не является выраженной;
- усвоение знаний, осознание возможностей, приобретение опыта. На этой стадии идентичность уже выражается, однако – является пассивной;
- реализация выбранных профессиональных целей на практике, формирование индивидуального стиля и круга профессиональных контактов. Здесь идентичность уже переходит в активную стадию;
- свободное выполнение профессиональной деятельности, повышение уровня притязаний, профессиональное совершенствование, ощущение значимости своей деятельности и контактов, формирование желания передачи. На данном этапе идентичность становится устойчивой [47].
При этом, согласно Л.Б. Шнейдер, становление профессиональной идентичности возможно лишь при соблюдении нескольких условий:
- прецедентного: то есть, наличие абсолютно подобных или сходных, таких же элементов той же системы (собственно идентификация);
- интердиктивного: наличие других, не таких же элементов, принадлежащих иной системе (собственно отчуждение);
- юстициального: наличие транслятора информации о существовании этих систем (возможность отличать одно от другого) [47].
Н. С. Пряжников предложил следующую иерархию в достижении профессиональной идентичности:
1. Осознание ближних и дальних профессиональных целей, желание развиваться в выбранной профессиональной области, желание освоить все трудовые функции и овладеть профессией в полном объеме. На данном этапе индивид находится в процессе определения структуры профессиональных отношений и ищет свое место в них. Профессиональная идентичность не выражена, субъект на данном этапе является «мечтателем» и его соответствие профессии устанавливается в модальности «хочу».
2. Субъект усваивает основные знания и узнает требования профессии, получает представление о будущей деятельности, находится в процессе осознания собственных возможностей, осуществляет деятельность по предоставленному образцу. На данном этапе человек устанавливает профессиональные контакты, потихоньку входит в профессиональное сообщество. Он уже знает о том, насколько соответствует собственной профессии. Профессиональная идентичность на данной стадии уже выражена, но при этом является пассивной.
3. Человек на практике реализует поставленные профессиональные цели, способен самостоятельно и осознанно выполнять деятельность, находится в процессе формирования индивидуального стиля деятельности. Профессиональное общение происходит более интенсивно, сформирован определенный круг профессиональных контактов. Соответствие индивида и профессии устанавливается в модальности «могу. Профидентичность на данном этапе переходит в активную стадию, человека можно охарактеризовать как «умелого».
4. Субъект способен свободно осуществлять свою профессиональную деятельность, при этом постоянно повышая сложность решаемых задач. У человека на данной стадии профессиональной идентичности есть стремление постоянного самосовершенствования в выбранной области, а также – творческий подход к работе. Он осознает важность своих профессиональных контактов, осознает собственную неповторимость. Здесь у субъекта появляется желание делиться полученным профессиональным опытом. Его соответствие собственной профессии определяется в модальности «делаю». Профессиональная идентичность приобретает устойчивый характер, человека на данной стадии можно охарактеризовать как «творческий» [34].
В то же время Ю. П. Поваренков указывает на то, что профессиональная идентичность проявляется и реализуется в ходе профессионального становления личности в нескольких формах. Во-первых, она является целостным эмоциональным состоянием или чувством, во-вторых – она является основной тенденцией и критерием становления личности как профессионала, и, в-третьих, она проявляется как источник обратной связи для субъекта, позволяющий ему контролировать уровень собственного профессионального развития и адекватно оценивать степень реализации его профессиональных ожиданий [33].
Н. А. Голиков называет профессиональную идентичность «важнейшим фактором профессионального развития и долголетия». Он также указывает, что это многослойна психологическая реальность, которая включает в себя различные уровни сознания, имеющие индивидуальные и коллективные, а также онтогенетические и социогенетические основания [10].
Обратившись к работам зарубежных исследователей, можно найти иные способы структурирования процесса профессионального становления личности и формирования профессиональной идентичности.
Согласно воззрениям Э. Эриксона, с чьим именем связывают введение понятия идентичность в психологию, при формировании профессиональной идентичности человек проходит через все те же этапы, что и при процессе социализации. Они включают в себя доверие, автономию, инициативность, достижение, идентичность, интимность, творчество, интеграцию [49].
Зарубежный исследователь Э. Тэшвел в то же время выделил всего три этапа формирования профессиональной идентичности:
- социальная категоризация. На данном этапе индивид упорядочивает свое социальное окружение тем способом, который имеет для него смысл;
- социальная идентификация. На данном этапе человек уже помещает себя в ту или иную категорию;
- социальная идентичность. Происходит полное социальное отождествление личности [32].
Э. Гинцберг описал процесс профессионального развития личности в виде последовательности фаз, которые отличаются друг от друга содержанием и формой преобразования индивидуальных импульсов человека в собственные профессиональные желания и стремления.
Позже Д. Сьюпер на основе работ Ш. Бюлера создал теорию профессионального развития личности, которая включает в себя пять основных этапов. В основе его модели лежит представление о необходимости осознания личностью собственных наклонностей и способностей, которые, в свою очередь, формируют профессиональную Я-концепцию человека.
1. Этап роста (от рождения до 14 лет). На данном этапе с помощью игр и примерения на себя различных ролей, человек выясняет, что ему нравится и что у него хорошо получается. Приобретенные на данном этапе интересы влияют на дальнейшее развитие профессиональной карьеры.
2. Этап исследования (от 15 до 24 лет). На данном этапе молодые люди анализируют собственные наклонности, способности, ценности и возможности, рассматривая различные варианты профессиональной карьеры. К концу данного этапа человек, как правило, определяется с профессией и приступает к ее освоению.
3. Этап упрочнения карьеры (от 25 до 44 лет). Человек старается занять прочное положение в выбранной профессиональной области, получает дополнительное профессиональное образования и знания и развивает себя как профессионала.
4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет). Человек сохраняет устойчивым то положение в профессиональной деятельности, которое он занял на предыдущем этапе.
5. Этап спада ( от 65 лет и больше). Профессиональные возможности человека постепенно снижаются, и в итоге профессиональная деятельность прекращается [57].
Э. Фромм в своих исследованиях понимает профессиональную идентичность как единство человека и деятельности, которую он выполняет. То есть, то, чем занимается субъект, является им самим. Фромм указывает на то, что идентичность появляется в ходе развития личности и является чувством принадлежности человека к какой-либо целостной структуре, его осознанием себя в качестве части данной системы и понимание положения, которое он в ней занимает. По мнению Фромма, человек с достигнутой идентичностью сам является тем, с чем он себя идентифицирует: «Иметь идентичность - быть, а не иметь» (Э. Фромм, Иметь или быть, 2010). Наличие такой идентичности, по его мнению, помогает человеку избежать тревог, сомнений и неуверенности, которые порождаются страхом потерять то, что имеешь. В таком случае никто не сможет лишить индивида чувства идентичности.
Как мы видим, существуют различные подходы к изучению профессиональной идентичности и процессу ее формирования.
1.3. Особенности формирования профессиональной идентичности у студентов
В настоящее время общество постоянно предъявляет новые требования к студентам в области их профессионального развития. Если в советское время решение о профессиональном определении принималось человеком перед поступлением в вуз и на протяжении всей жизни изменялось редко, то сейчас в условиях динамического развития общества, многие студенты даже на последних курсах, не имею четкой идентификации с определенной профессиональной группой. А, следовательно, не обладают представлением о собственном месте в окружающем мире. Из-за многообразия профессий, обилия новых профессиональных отраслей, появившихся вследствие развития информационных технологий и почти безграничной свободы выбора, процесс становления профессиональной идентичности оказывается все более сложным для учащихся вузов.
Условия окружающего мира очень сильно влияют на уровень профессиональной идентичности, ведь важным моментом в понимании сущности идентичности по Э. Эриксону является историчность данного понятия. То есть, она вовсе не является личным результатом студента или его достижением. Важно понимать, что каждый человек включен в поток социальных изменений, и, соответственно, исследование его профессиональной идентичности должно происходить в зависимости от трех взаимодействующих компонентов: связи человека с его социальной ролью в обществе, направляющих его деятельность образов, соответствующих идеологии его времени и его личной жизненной истории [50].
В 2015 году портал Career.ru, специализирующийся на подборе вакансий для молодых специалистов, провел исследование с целью выявить процент студентов, разочаровавшихся в профессии. В исследовании приняли участие 2112 студентов ВУЗов и молодых специалистов. В результате выяснилось, что каждый пятый студент в России (21%) на протяжении нескольких лет обучения разочаровывается в выборе собственной профессии. Более того, чем выше курс, тем больше разочаровавшихся молодых людей. Если на 1 и 2 курсах недоволен выбором собственной профессии лишь каждый десятый студент, то к выпуску уже около 25% обучающихся разочаровываются в собственной профессии. Аналогичная картина складывается и среди тех, кто доволен специальностью – с каждым годом обучения количество «довольных» снижается с 44% на первом курсе до 20% - на последнем. По данным портала, чаще всего разочарование студентов связано с тем, что специальность не оправдывает ожидания молодых людей (56% опрошенных), а саму профессию они при поступлении представляли себе совсем иначе (28%). Важно также, что 23% обучающихся в причинах разочарования указывают низкий уровень получаемого ими образования [52].
Снижение уровня профессиональной идентичности студентов объясняется процессом прохождения их через кризисы профессионального становления личности.
Так, многие исследователи, среди которых .В. Жижина, Ю.П. Поваренков, Э.Э. Сыманюк, О.А. Шевчук и другие отмечают, что в процессе получения профессионального образования в высших учебных заведениях, основные кризисы приходятся на 2 и 4 курсы обучения.
В частности, М.В. Жижина и О.А. Шевчук объясняют кризис, возникающий у обучающихся на 2 курсе связан с тем, что именно к этому времени у студента пропадает ощущение новизны профессии и происходит некое привыкание к обстановке. В этот момент он начинает осмысливать свой профессиональный выбор и задаваться вопросами о его правильности. В том случае, если в процессе этого анализа он приходит к неутешительным выводам о собственных профессиональных возможностях и способностях, то эмоциональная энергия кризиса смещается на одну из других областей его жизни. Исследователи также указывают, что кризис второго года обучения играет очень важную роль в динамическом процессе профессионального становления личности. Характерными чертами кризиса могут стать снижение академической успеваемости, потеря целенаправленности профессионального развития и видимых профессиональных перспектив, снижение уровня привлекательности для человека получаемой им специальности.
При этом ученые отмечают, что данный кризис имеет и множество положительных сторон. Он может стимулировать студента к изменениям и дает ему возможности для перехода на следующий уровень понимания собственной профессии. В случае, если студент находит благоприятный выход из состояния кризиса, его мотивация в профессиональном развитии получает более прочную мотивацию [14].
Отечественный ученый В.Т. Лисовский [26] также отмечает, что вопрос о правильности выбора вуза и специальности часто возникает у студентов на 2 и 3 курсе. По его мнению, в большинстве случаев окончательное решение о выборе профессионального пути приходится на конец 3 курса обучения. при этом он указывает, что именно в это время также часто принимается и решение студентом о том, что он не будет работать по специальности после окончания обучения.
Л.Д. Столяренко в причинах кризиса, возникающего у студентов в процессе обучения называет переход от восторженного первичного восприятия учебы к более скептическому. В последующих курсах, в отличие от первого, студенты уже обращают внимание на вузовский режим, систему преподавания, которая может им не нравиться, отдельные личности преподавателей, которые также часто играю важную роль в формировании представления студентов о предстоящей профессиональной деятельности [6].
Э. Ф. Зеер, основываясь на идеях Л.С. Выготского, в своем исследовании выделил основные кризисы профессионального становления личности. Он предложил учитывать три основных фазы: предкритическую, критическую и посткритическую. Для нас наибольший интерес представляет именно критическая фаза, поскольку именно в ней у студентов появляются внутренние противоречия и конфликты относительно представлений о себе как о профессионале. Зеер в данной фазе выделил следующие типы конфликтов, которые характерны для студентов:
1) мотивационный (студент теряет интерес к учебе, не видит перспектив дальнейшего профессионального развития, теряет профессиональные ориентиры и установки относительно собственного будущего);
2) когнитивно-деятельностный (студент не удовлетворен качеством обучения и способами, с помощью которых он получает профессиональные знания в вузе);
3) поведенческий (у студента возникают противоречия в социальных межличностных отношениях, он недоволен своим положением в социально-профессиональном плане, недоволен положением, которое занимает в группе) [16].
Обратившись к современным зарубежным исследованиям, можно увидеть мнение, что одним из важнейших факторов формирования профессиональной идентичности является взаимодействие студентов с профессионалами. Многие авторы указывают на то, что неформальное общение с представителями будущей профессии, возможность принимать участие в профессиональных сообществах, проходить практику в организациях помогает им приобрести профессиональную идентичность. Благодаря такому взаимодействию, у студентов появляется возможность не только примерить на себя будущую профессиональную роль, но и приобрести для себя наставников, на которых они смогут равняться в ходе своего профессионального развития [56].
Кроме того, это также помогает студентам получить обратную связь относительно уровня своего профессионального развития и получить подтверждение со стороны собственного самоощущения, получить принятие профессиональной группой. Аткинсон также указывает о важности создания максимально комфортного «педагогического пространства», в котором у студентов формируется профессиональная идентичность. Это не только атмосфера, в которой происходит обучение в вузе, взаимодействие с преподавателями и сокурсниками, но и дополнительные группы по профессиональным интересам, в которых может принимать участие студент. Наличие «педагогического пространства» дает студенту возможность осмыслить свои предыдущие сценарии жизни, которые они представляли, и избежать проективной идентификации с представлениями своих друзей и семьи о его профессии, которые часто являются стереотипными и далекими от реальности [53].
Если обратиться к изучению формирования профессиональной идентичности с социологической точки зрения, то можно увидеть основные факторы, влияющие на данный процесс. Например, социологи отмечают следующие факторы, влияющие на прохождения человеком кризиса идентичности в современном мире:
1. Существенные изменения социальной структуры общества, исчезновение определенных социальных классов, существовавших в советское время, более яркое социальных слоев в обществе и появление социальной стратификации.
2. Усложнение самой структуры социальных отношений. Привычные образцы взаимодействия между людьми меняются, поскольку растет разница между материальным положением людей, случаются резкие скачки на ступенях политической или экономической карьеры. Из-за этого меняются не только взаимоотношения между различными слоями общества, но и между отдельными людьми, из-за чего людям приходится действовать в системе неопределенности, что, в свою очередь, затрудняет процесс формирования идентичности и определения своего места в окружающем мире.
В результате, перед человеком встает множество препятствий, которые ему необходимо преодолеть, прежде чем определиться в одной из профессиональных групп и найти свою принадлежность к определенной профессиональной среде. Такими препятствиями становятся плюрализм мнений (вместо имевшей место ранее черно-белой картины мира), размытие представлений о «карьере» и «успехе», отсутствие стабильности и возможности устойчиво спрогнозировать свое профессиональное будущее [3].
Таким образом, можно заключить, что важные роли в формировании профессиональной идентичности студентов играют образовательная среда и качество получаемого образования, наличие взаимодействия студентов с представителями профессиональной области, в которой им предстоит трудиться, внешние социальные изменения и трансформация общественных отношений и другие факторы.
Проведя теоретическое исследование проблемы профессиональной идентичности, можно сделать следующие выводы:
1. Идентичность – это междисциплинарное понятие. В психологии существует множество теорий, описывающих структуру идентичности и механизмы ее формирования, при этом большинство исследователей сходятся во мнении, что идентичность являет продолжительным во времени представлением человека о самом себе, которое помогает ему сохранить психическое здоровье и успешно существовать в условиях социума.
2. Согласно концепции Э. Эриксона, идентичность обладает относительной устойчивостью, однако процесс формирования идентичности происходит на протяжении всей жизни человека.
3. Многие исследователи рассматривают профессиональную идентичность как часть личной идентичности. Профессиональная идентичность имеет непосредственную связь с такими понятиями как профессиональная пригодность и профессиональная готовность человека.
4. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов зависит от многих факторов, которые включают в себя социальное окружение, возможность взаимодействия с профессиональной группой, наличие комфортного педагогического пространства и другие.
Таким образом, можно заключить, что данный феномен изучался многими исследователями, однако, единого мнения относительно сущности понятия, этапов формирования профессиональной идентичности и ее развития у ученых нет. Тем не менее, данная проблема является чрезмерно важной для дальнейшего изучения, поскольку от формирования профессиональной идентичности человека во время обучения в вузе во многом зависит его дальнейшее развитие как профессионала.
Глава 2. Постановка программы конструирования и адаптации методики «Профессиональная идентичность студентов»