Конечная цель любого педагогического исследования.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью разнообразных методов:

– педагогическое наблюдение;

– исследовательская беседа;

– изучение школьной документации;

– изучение продуктов деятельности учащихся;

– педагогический эксперимент;

– изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов;

– социологические методы исследования;

– методы математической статистики;

– теоретический анализ педагогических идей и т. д.

Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется достаточно часто, практически в любом педагогическом исследовании. Это очевидно, так как любое педагогическое явление необходимо наблюдать для накопления и фиксирования материала, который необходим для дальнейшей работы.

Исследовательская беседа. С помощью этого метода ученые выявляют отношение как воспитанников, так и воспитателей к тем или иным методам работы, что в дальнейшем помогает скорректировать данные методы и получить более высокий результат.

Изучение школьной документации и продуктивной деятельности учащихся направлен на изучение школьной документации и продуктов школьной деятельности.

Педагогический эксперимент. Сущность данного метода заключается в проверке разработанныхтеорий и гипотез в созданных условиях. Если гипотеза или теория дает положительное подтверждение на практике, исследователь дает соответствующие теоретические обобщения и выводы. В зависимости от поставленных задач различают несколько видов эксперимента: – констатирующий – проводится в начале исследования; – созидательно-преобразующий – заключается в том, что ученые разрабатывают гипотезы исследования; – контрольный – основан на проверке полученных результатов и подведения итогов.

Естественный – занимает особое место в методике педагогических исследований. Этот метод заключается в том, что анализируемый объект или явление изучается в привычном для испытуемого окружении, не нарушая обычного хода деятельности ни преподавателя, ни учащегося. Изучение и систематизация педагогического опыта новаторов. Этот метод основан на изучении и анализе работ лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что не всегда известно в педагогике то, к чему можно подойти только эмпирически, т. е. опытным путем. Если данные новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одного педагога. Метод математической статистики используется для анализа полученного в ходе процесса исследования фактического результата. Теоретический анализ педагогических идей дает возможность делать научные обобщения по важным направлениям, по вопросам обучения и воспитания, а также находить новые закономерности, где их невозможно выявить с помощью эмпирических способов исследования.

1.3. Сравнительно- сопоставительный анализ дидактикиУчебно-воспитательная система М.П. Щетинина.

Автор Концептуальная основа Принципы Методы Достоинства Недостатки
М.П. Щетинина. Гуманная педагогика идет на смену не оправдавшей себя авторитарной педагогике. Когда ученика заставляют учиться, подавляется творческий потенциал личности ребенка. Цель гуманной педагогики - создать среду, в которой расцветает личность, творчество, индивидуальность. Преимущество этой методики Михаил Петрович Щетинин доказал на практике. Авторитарная педагогика слаба тем, что человек получает отрывочные, не связанные друг с другом сведения из разных областей знаний, не формирующие целостного гармоничного восприятия мира, целостного мировоззрения. Школа Щетинина позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал личности ребенка, не просто получить на основе глубоких знаний целостное представление об окружающем мире, но и применить их в реальной жизни. образования основывается на следующих принципах:гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;свобода и плюрализм в образовании;демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.   Новаторская методика М.П. Щетинина построена на создании комплексного образовательного пространства, который включает в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности; атмосферу свободного познания и воплощения полученных знаний. Руководимый им «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» является идейным продолжением «школы-мастерской» А.С. Макаренко. В центре всего педагогического процесса – духовно-нравственное развитие. Задача школы нового типа – воспитание гармоничной самостоятельной личности, обладающей всеми необходимыми знаниями, навыками, умениями и активной социальной позицией. В рамках лицея М.П. Щетинина объединены несколько видов программ, последовательно раскрывающих творческий потенциал учащихся: собственно образовательная, художественная, музыкальная, хореографическая, спортивная и трудовая. Обучение предметным дисциплинам ведется методом «погружения» - концентрированного изучения каждого отдельного предмета в течение определенного срока. В течение года ученики совершают до четырех «погружений» в каждый предмет, усваивая знания по усложняющейся схеме: от ориентировочного представления до творческого. «Предметные» уроки чередуются с «образными» (музыка, живопись) и «двигательными» (хореография, спорт, труд). Успевающие ученики становятся помощниками педагога и помогают в проведении занятий. Взаимообучение и коллективная творческая деятельность одна из отличительных черт новой модели образования. Индивидуальный подход к ученику позволяет отказаться от классно-урочной системы в пользу разновозрастных групп, где каждый обучается в своем индивидуальном темпе, без принуждения и отметок. Поощряется самостоятельное проведение учениками научных исследований, раскрывающих междисциплинарные связи и формирующих целостное восприятие мира. Если бы у меня спросили: “Есть липервокирпичик, причина причин,энергоисточник развития личности?”, я быответил: “Есть! Это чувство собственногодостоинства, своей значимости среди людей”.А двигателем развития можно было бы назватьуспех в той или иной деятельности. Успех,пусть самый малый, в конкретном нужномлюдям деле и есть начало расцвета личности.   Определяющее значение при этом имеетлюбимое дело, к которому “лежит душа”, вкотором “я” раскрывается и утверждаетсянаиболее успешно. Поэтому первоочереднаязадача школы наряду с обучением основамнаук – предоставить каждому ученикувозможность иметь любимое дело.   Школа-комплекс открыла для ребят множествопутей к самоутверждению в добрых делах,направив их энергию поиска себя в руслоподлинного расцвета личности. Ученик,включенный в разностороннюю деятельность,проходит через цепь поражений и удач, а нетолько через одни победы или поражения.Жизнь в школе воспитывает в ребенкебойцовский характер, волю, оптимизм,стремление преодолеть трудности. Познаваяуспехи и поражения, он становится чутким куспехам и неудачам товарищей. В нем крепнетоснова доброго, ценнейшее качество –сопереживание, способность прийти напомощь. По сути, это школа интернатского типа, она представляет собой обособленный комплекс жилых и учебных корпусов. Ученики постоянно проживают на территории школы, иногда выезжая домой. Строительство, обслуживание, ремонт и эксплуатация помещений и всей территории осуществляется самими учащимися - это отличный способ приобрести все необходимые для жизни навыки (и чему никак не учат в обычных школах).    Занятия в школе проводятся круглый год. Часть учеников проживает в школе постоянно, в специально построенных корпусах.   Обучение основывается на принципе отказа от стандартных систем образования. Практикуется метод погружений, в котором изучение различных предметов разделено по дням. Это очень хорошая техника - учитывая постоянные жалобы учеников обычных школ, что "скакать" с одного предмета на другой просто невозможно!


2. Система образования Республики Беларусь и Франция

Государство Беларусь Франция
Компоненты системы образования Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений равного типа и уровня. Внутри этой системы существует взаимосвязанное множество подсистем, определяемых целями обучения, возрастом обучающихся, содержанием образования и т. д. Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах: • приоритетности образования; • обязательности общего базового образования; • осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; • доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; • преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; • национально-культурной основы образования; • приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; • научности; • экологической направленности образования; • демократического характера управления образованием; • светского характера образования. Национальная система образования включает: • участников образовательного процесса; • образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; • учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; • государственные органы управления образованием, включающие Ми­нистерство образования Республики Беларусь, управления и отделы обра­зования местных исполнительных и распорядительных органов. Образование подразделяется на основное и дополнительное, включа­ет в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляе­мой государственными и частными учреждениями образования. Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни: • дошкольное образование; • общее базовое образование; • общее среднее образование; • профессионально-техническое образование; • среднее специальное образование; • высшее образование; • послевузовское образование.   Начальное образование является преимущественно интуитивным и практическим. «Интуитивным в том смысле, что оно базируется, прежде всего, на естественном здравом смысле, на силе очевидности, на врожденной способности человеческого разума схватывать если не все истины, то, во всяком случае, наиболее простые и существенные из них»3. Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет (если у ребенка нет проблем с учебой) и делится на курсы: подготовительный (СР), начальный 1-й год (СЕ1), начальный 2-й год (СЕ 2), средний 1-й год (СМ 1), средний 2-й год (СМ 2). Начальное образование французы получают совершенно бесплатно и в обязательном порядке. Большинство детей уже с 2-3 лет посещают так называемые «материнские школы» (scolesmaternelles, т.е. детские сады), в которых педагоги и психологи 3-4 года готовят их к начальной школе. «Обучение в начальной школе является практическим: никогда нельзя упускать из вида, что учащиеся начальной школы не могут терять время на праздничные пения, на ученые теории и на схоластические диковины».4 Дети занимаются 27 часов в неделю (с 9-12 часов и с 14 по 17 часов), четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают. Школы обучают смешанные классы – девочек и мальчиков вместе, несмотря на то, что все еще можно увидеть на старых зданиях надписи «Школа для мальчиков» и «Школа для девочек». Самым важным предметом в школе является французский язык. На подготовительном курсе усилия учителя направлены на то, чтобы научить ребенка читать. На элементарном курсе (начальном) закрепляется и совершенствуется техника чтения и расширяется словарный запас. Но главная цель обучения французскому языку в начальной школе – научить учащегося писать грамотное и ясное сочинение. Это вершины, к достижению которых, стремятся по этапам. Вначале учащиеся составляют отдельные предложения, затем пытаются связать их. На втором году среднего курса (т.е. на пятом году обучения) учащиеся составляют небольшие письменные сочинения; для этого проводят специальные уроки. Затем сочинения проверяются учителем, и несколько работ представляется на обсуждение класса. Дети должны обнаружить грамматические и стилистические ошибки, а также предложить свои варианты улучшения фраз и речевых оборотов
Принципы государственной политики Главные принципы нашей государственной политики: планомерность, социальная справедливость, последовательность, постепенность, преемственность. Главные принципы государственной политики нашей страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. На протяжении всего периода президентских полномочий принципы планомерности, последовательности, постепенности и преемственности выражаются в следующем: В экономике мы идем от того, что есть: не ломаем, не разбрасываем, не уничтожаем. Сильная, эффективная государственная власть, политическая стабильность в нашей стране - важнейшие условия государственного курса на эволюционное и поступательное развитие национальной экономики, последовательной интеграции в мировую экономику. Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры. Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры. Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в: - гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности; - гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие; - гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека; - гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование; - гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения; - гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам. Франции базируется на следующих принципах: 1) сохранение всеобщего избирательного права; 2) созранение и разделение законод и сипол ветвей власти; 3) судебная власть остается независимой; 4) правит-во несет ответственность перед парламентом; 5) формирование новых отношений с колониями. Основное отличие конституции Франции от других парламентских режимов состоит в том, что избрание Президента республики происходит всеобщим прямым голосованием и превращает егов подлинного главу испол власти.   Парламент состоит из 2-х палат:   1) Нижняя палата «Национальное собрание» - состоит из 570 депутатов, срок полномочий 5 лет, избирательный возраст 23 года, депутаты состоят в политических партиях, руководит бюро и председатель, выборы прямые гражданами.   2) Верхняя палата «Сенат» - состоит из 321 члена, срок полномочий 9 лет, каждые 3 года 1/3 состава меняется – ратация, руководит председатель и бюро, имеет политические фракции. Палаты парламента неравноправны. Решающая роль в исполнении главных парламентских функций принадлежит национальному собранию, избираемому населению непосредственно. Сенат обладает в законодательном процессе только правом отлагательного вето. Парламент имеет право: 1) ратифицировать важнейшие международные соглашения; 2) выносить вотум недоверия правительству; 3) объявление войны; 4) формирование конституционного совета; 5) формировать палату правосудия; 6) формирование суда республики. В структуру француского парламента входят комиссии: постоянные, по 6 комиссий в каждой палате; специальные для рассмотрения конкретных законопроектов; комиссии по расследованию Совместным руководящим органом обеих палат парламента яв-ся совещание председателей. В деят-ти парламента активно работают партийные партии: правые (ОПР – объединения в поддержку республики) и левые (социалисты).
Уровни образования Центр выступает координатором международного взаимодействия учреждений высшего образования Республики Беларусь и других стран. С 2017 года Центр организует проведение дистанционного обучения по программе повышения квалификации «Методика преподавания русского языка как иностранного». Целью дистанционного обучения является знакомство с современными подходами к организации обучения русскому языку как иностранному; с принципами, средствами, методами, формами организации учебной деятельности иностранных слушателей; с содержанием курса русского языка как иностранного в системе образования; с современными технологиями обучения русскому языку как иностранному. Порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства в учреждения высшего образования Иностранные граждане могут поступать в учреждения высшего образования для получения образования: за счет средств бюджета или на платной основе – в соответствии с международными договорами Республики Беларусь; на платной основе – по результатам итоговой аттестации при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения высшего образования; на платной основе – по результатам собеседования, устанавливающего уровень владения языком, на котором осуществляется образовательный процесс. · Начальное образование ребенка во Франции · Как получают среднее образование · Обучение в лицее · Вузы во Франции · Особенности французского образования · Образование для граждан другой страны Французское обучение начинается с 6 лет ребенка. Обязательным для каждого гражданина Франции оно будет до 16 лет. Образование можно определить по главным принципам — прежде всего это свобода выбора учебного заведения, возможность бесплатного получение и сохранения нейтралитета во время обучения.Все годы, которые человек проводит за получением знаний, можно разделить на несколько ступенейдошкольное образование во Франции – как правило, это детский сад, куда детки поступают в возрасте 3-4 года, а затем они переходят в начальные классы, достигнув 5 лет.среднее образование во Франции — это процесс получения образования в колледже или лицее.высшее образование во Франции – где студент по итогу получит диплом бакалавриата, окончательно утверждающий специализацию.  
Виды(типы) учреждений   1. Учреждения образования подразделяются на следующие типы 2. Учреждения общего среднего образования, учреждения профессионально-технического образования, учреждения среднего специального образования, учреждения высшего образования, учреждения специального образования, учреждения дополнительного образования взрослых, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения относятся к учебным заведениям. 3. Учреждения образования соответствующего типа с учетом особенностей организации образовательного процесса подразделяются на виды, определяемые настоящим Кодексом. 4. Положение о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом. Положения о суворовском училище и о кадетском училище утверждаются Президентом Республики Беларусь. 5. Учреждения образования могут реализовывать образовательные программы основного образования, образовательные программы дополнительного образования, образовательные программы специального образования, программы воспитания. Образовательные программы, программы воспитания, которые могут реализовывать учреждения образования соответствующего вида, устанавливаются настоящим Кодексом. 6. Учреждения образования могут быть государственными и частными. 7. Учреждения образования, осуществляющие подготовку кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, гражданской авиации, специализированные лицеи, суворовские училища, кадетские училища, средние школы и профессионально-технические училища, находящиеся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, специальные учебно-воспитательные учреждения и специальные лечебно-воспитательные учреждения могут быть только государственными. 8. Тип и вид учреждения образования определяются при его создании в соответствии с реализуемыми образовательными программами и (или) программами воспитания. 9. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения учреждения образования создаются в порядке, установленном законодательством. Создание филиала учреждения образования республиканской формы собственности подлежит согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь, коммунальной формы собственности – с местным исполнительным и распорядительным органом. Типовое положение о филиале, представительстве и ином обособленном подразделении учреждения образования утверждается Министерством образования Республики Беларусь. 10. Учреждению профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования взрослых может быть предоставлен статус ведущего учреждения образования в соответствующей системе образования и (или) отрасли. Положение о порядке признания учреждения образования соответствующего типа ведущим учреждением образования в соответствующей системе образования и (или) отрасли утверждается Правительством Республики Беларусь. По решению Президента Республики Беларусь учреждению высшего образования может быть предоставлен статус ведущего учреждения образования в системе дополнительного образования взрослых. 11. Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Кодексом, положением о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования, иными актами законодательства, уставом учреждения образования.   Наиболее значительной категорией кредитных учреждений являются коммерческие банки. Эти банки чаще всего организованы в форме акционерных предприятий. Их деятельность заключается в приеме бессрочных вкладов для предоставления краткосрочных кредитов. Однако они могут расширить сферу своей деятельности: 1) приобретая капиталы в виде вкладов или займов; 2) предоставляя займы на более длительный срок, 3) принимая участие в капитале других предприятий; 4) организуя эмиссию и размещение ценных бумаг; 5) осуществляя управление имуществом за счет клиентуры. Стратегия банка состоит в том, чтобы как можно дешевле приобрести капитал, продать капитал и услуги по наиболее высоким ставкам, снизить риск потерь, выбирая надежных клиентов, осваивая разнообразные операции и рынки ссудного капитала. В деятельности коммерческого банка можно выделить 5 основных функций:   • формирование ресурсов;   • управление собственными активами;   • управление платежными средствами;   • межбанковские операции;   • оказание финансовых и прочих услуг.   Во французских банках собственный капитал складывается из двух частей - это базовые и дополнительные средства. Наряду с собственным капиталом в пассивы банка включаются привлеченные средства - депозитные и недепозитные. Кредитные операции являются самой большой группой статей банковских активов. Наиболее распространенные виды кредитования: для финансирования текущих эксплуатационных нужд предприятий, их инвестиций и расходов частных лиц на потребление и инвестирование.   Инвестиционные банки являются специальными организациями, предназначенными для помощи предприятиям в финансировании их вложений и способными осуществлять долгосрочные и среднесрочные операции. К этой категории банков относятся:   • частные банки, которые специализируются на финансовых консультациях, управлении имуществом, а также международном перемещении капиталов французских предприятий (например, "Эропеэн дэ банк а Пари");   • промышленные банки, подразделяющиеся на деловые банки, предназначенные для участия в деятельности предприятий, и банки долгосрочного и среднесрочного кредита, выдающие займы и собирающие вклады для помещения средств в предприятия.
Задачи системы образования Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают: • подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира; • обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей, нравственно-правовых норм общественного поведения; • воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе. В настоящее время усиливается направленность системы образования на потребности человека и ценности национальной и мировой культуры, обеспечение условий для непрерывного образования. На уровне дошкольного воспитания обеспечивается развитие детей и подготовка их для обучения в школе. На уровне общего среднего образования реализация потребностей учащихся и их родителей возможна за счет: • усиления дифференциации содержания основного и дополнительного образования; создания специализированных школ и классов, гимназий, лицеев; • включения в содержание обучения новых дисциплин (экологии, экономики, основ права и др.); • применения новых форм и технологий обучения и воспитания. В системе профессионально-технического и среднего образования юноши и девушки получают профессии и специальности соответствующего уровня. В вузах учет потребностей и интересов обучающихся обеспечивается внедрением двухступенчатой подготовки специалистов, вариативных и гибких учебных планов и программ, развивающих образовательных и информационно-компьютерных технологий, что представляет новые возможности для личности при выборе профессии, достижении более высокого уровня профессионального образования и адаптации к динамично меняющимся условиям рынка труда. Основные формы школьного самоуправления представлены во Франции административным советом, педагогическими группами, педагогическим советом и советами классов. Высшим коллегиальным органом управления школой является административный совет, регулирующий жизнь учебного заведения. Его деятельность определена рядом законодательных актов (Decret 85-924 du 30 aout 1985; Loid’oriantation 1989). В зависимости от масштабов учебного заведения административный совет состоит из 24 или 30 членов: это представители территориальных властей, администрации школы, выборные представители школьного персонала, родителей и учеников. В настоящее время этот коллегиальный орган правомочен принимать решения по широкому кругу вопросов, касающихся: - определения принципов, в рамках которых используется на практике автономия учебного заведения в области преподавания и воспитания; - утверждения плана работы учреждения; - регулярного отчета о педагогической работе, в котором ежегодно подводятся итоги выполнения плана работы, указываются достигнутые результаты и цели на будущее; - решения организационных вопросов, утверждения правил внутреннего распорядка; - утверждения бюджета и финансового отчета учреждения; - согласия на заключение договоров. Административный совет вправе высказывать свое мнение и любые пожелания относительно деятельности учебного заведения. Глава учреждения консультируется с советом по вопросам, относящимся к общей административной работе. Все решения, касающиеся школьной жизни, утверждаются административным советом по предложению руководителя школы
Основные тенденции и направления развития системы образования Национальная система образования РБ включает: дошкольное образование; общее среднее образование; внешкольные формы образования; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научных и научно-педагогических кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров; самостоятельное образование граждан. В систему образования Республики Беларусь входят различные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учpеждения; общеобpазовательные (базовая и средняя школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы- интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.); пpофессионально-технические и высшие пpофессионально-технические училища; сpедние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования — Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения. В настоящее время учебные заведения системы высшего образования РБ делятся на четыре типа. Основными типами высших учебных заведений являются: — классический университет; — профильный университет или академия; — институт; — высший колледж. Классические и профильные университеты, а также институты относятся к высшим учебным заведениям университетского типа. В настоящее время общеобразовательная школа состоит из трех ступеней: начальная школа (4 года), основная, или базовая (5 лет), старшая школа (2 года). Обучение начинается с 6 лет. На 3-й ступени обеспечивается завершение общеобразовательной подготовки учеников с помощью дифференцированного обучения. В апреле 1999 г. правительством Беларуси была утверждена Программа развития социальной системы образования до 2010 г. В ней предусматривается переход к обязательной 10-летней школе в качестве базовой. Учащиеся будут иметь возможность получать среднее образование в двух вариантах: или через 2 последних лицейских класса (11-й и 12-й), или через профессиональное образование, которое теперь осуществляется в профтехучилищах, техникумах, колледжах. Французская система образования достаточно сильно отличается от российской. Во Франции двухгодичная учеба на степень бакалавра считается лишь первой ступенью высшего образования, и ее проходят еще в лицее. После лицея есть возможность пойти в университет либо на двухгодичные подготовительные курсы в высшую школу. Университеты принимают всех желающих без ограничений, но в течение первого года обучения проводится строгий отбор. Если студент не успевает по каким-либо дисциплинам, его отчисляют. Так, на физических факультетах отсев часто составляет 60%. Франция – одна из немногих европейских стран, где права иностранцев на обучение ничем не отличаются от прав местной молодежи, обучение в высшей школе либо практически бесплатно, либо вполне разумно в стоимости. После двухгодичного обучения в университете студенты сдают экзамены и получают диплом об общем университетском образовании (Diplomed'etudesuniversitairesgenerales, DEUG) или диплом о научно-техническом университетском образовании (Diplomed'etudesuniversitairesdesciencesettechniques, DEUST). Еще два года обучения в университете и студент обладатель степени магистра. Наряду с государственной системой действует система частного образования

Наши рекомендации