Возникновение и становление педагогической профессии.
Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога
Научный закон и его классификация
Территориальная организация общественного производства складывается под влиянием законов, являющихся частью общей системы экономических законов развития общества.
Прежде всего, что такое научные законы, исследование которых составляет задачу всякой науки, в том числе и науки о размещении производства?
Научным законом (природы и общества) называется объективная, т. е. существующая вне нашего сознания, независимо от воли и желания людей, постоянная, повторяющаяся, необходимая и существенная связь между явлениями различного порядка.
Законы природы и общества существуют независимо от того, познаны они наукой или нет. Человечество сравнительно недавно открыло законы внутриядерной энергии, однако они существовали и будут существовать всегда.
Научный закон — выражение объективной связи явлений и называется научным потому, что эта объективная связь познана наукой и может быть использована в интересах развития общества. Научный закон выражает постоянную, повторяющуюся и необходимую связь между явлениями и, следовательно, речь идет не о простом совпадении двух рядов явлений, не о случайно обнаруженных связях, а о такой причинно-следственной их взаимозависимости, когда одна группа явлений неизбежным образом порождает другую, являясь их причиной.
Экономические законы разделяются на общеэкономические, являющиеся едиными для всего хозяйства, т. е. общими для всех его отраслей, и специальные, или частные законы, свойственные только отдельным отраслям или сферам общественного производства (только промышленности, сельскому хозяйству, транспорту или только отдельным их отраслям — металлургии, машиностроению и т. д.).
Специальные (частные) законы, действующие в отдельных отраслях и сферах, представляют собой особую форму проявления общеэкономических законов, т. е. являются результатом перевоплощения, видоизменения последних. Это перевоплощение общих в специальные, или частные, законы обусловлено качественным своеобразием каждой конкретной отрасли и сферы общественного производства (особенностью технологии, экономики, организации производства и др.).
Законы территориальной организации общественного производства — один из видов специальных (частных) экономических законов, особенность которых состоит в том, что они являются пространственным проявлением общеэкономических законов
Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога
Возникновение и становление педагогической профессии.
Профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности человека. Педагогическая профессия – одна из самых древних на земле. Способность к научению, присвоению и использованию чужого опыта – специфически человеческая способность. Возникновение педагогической профессии и связано с появлением потребности развивающейся человеческой общности в трансляции социального опыта от старшего поколения к младшему. Причем первоначально, у древних народов, не существовало собственно педагогической деятельности и профессии. Функцию социализации – приобщения детей к социальному опыту выполнял на самой ранней стадии культурного развития человечества единственный институт социального воспитания – семья. Она заботилась о том, чтобы ребенок овладел различными умениями и навыками, обеспечивающими его жизнедеятельность. Как правило, этим занимался старейшина племени. Коренное разделение труда между мужчиной и женщиной постепенно вынуждает предоставить мужчинам обучение военному делу и охоте, а женщинам – обучение приготовлению пищи и одежды, построению жилья. Однако данную деятельность нельзя назвать педагогической, поскольку воспитание и научение осуществлялись в ходе другой деятельности, посредством подражания младших старшим. Вот как описывает данный процесс, сохранившийся в существующем и поныне в Австралии первобытном племени, В.Кабо: «Уже в раннем возрасте мальчики и девочки из племени бандибу начинают помогать родителям и учатся всему, что умеют делать взрослые. Нередко можно увидеть девяти-десятилетнего мальчика, вооруженного маленькой метательной палицей, терпеливо поджидающего, когда стая птиц опустится рядом с ним, чтобы метнуть в нее свою палицу и поразить какую-нибудь из птиц. Ведь он уже мужчина, будущий охотник, он должен учиться выдержке, терпению, наблюдательности, ловкости – всем тем качествам, которыми должен обладать настоящий охотник»
Вместе с практической подготовкой к жизни возникает другая сфера жизни – духовная, связанная с объяснением и истолкованием мира, окружающего человека, и заботой о приспособлении его к миру духов. Хранителем знания был особый класс людей: шаманы, знахари и другие жрецы и кудесники. Деятельность этой специфической касты педагогов была направлена на обучение основной массы религиозным церемониям и обряда и на подготовку будущих священнослужителей.
Первые школы собственно и представляют собой кастовые школы, цель которых – обучение немногих избранных, их умственное развитие и образование.
Развитие человечества: появление экономических отношений и политической организации общества, развитие земледелия и т.д. приводят к возникновению института образования. В наиболее развитых древних цивилизациях – Китай, Греция, Рим – появляется элементарное образование для свободных граждан и высшее образование для избранных. Наибольшего расцвета достигла система образования в Древней Греции. Само слово «педагог» – (от греч. paidogogos - детоводитель) обозначало руководителя мальчика, который не занимался его обучением, а выполнял функцию нравственного надзора за ним дома и вне дома, всюду сопровождал его и отводил к учителям. В Древней Греции создается система различных школ: элементарных, гимнастических, музыкальных. Достигшие юношеского возраста молодые люди из состоятельных и знатных семей продолжали свое образование в гимназиях, в школах риторов и философов. В Древнем Риме учителями назначались наиболее образованные государственные чиновники. В средние века педагогами, в основном, были священники. Появление университетов, а затем широкой сети учительских семинарий приводит к тому, что педагогическая профессия постепенно становится массовой.
К числу специалистов-педагогов, профессионально занимающихся педагогической деятельностью, сегодня также можно отнести: педагога-психолога, социального педагога, гувернера, воспитателя детского дома, организатора досуга детей, воспитателя группы продленного дня, вожатого и т.д.
Характерной особенностью современного этапа развития педагогического образования является интеграция: стремление преодолеть узкую специализацию учителя и предоставить ему возможность приобрести одновременно несколько специальностей, например: учителя русского языка, литературы и мировой художественной культуры т.д. Это не только вызвано изменениями в содержании образования и появлением новых предметов, но и предоставляет ему возможность реализовать свой творческий потенциал или самоопределиться в одной из специальностей.