Словом, методика преподавания – это учение о способах, формах, методах и средствах обучения и воспитания.
Но было бы неверно рассматривать методику только как сумму методов, приемов или организационных мер. Это наука, которая имеет свою теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней должен быть таким же, как к любой другой науке. Предмет методики преподавания – процесс обучения, его закономерности. На основе познанных закономерностей процесса обучения методика разрабатывает, с одной стороны, организационные механизмы, нормативные требования к деятельности педагогов, а с другой – средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса. Отсюда можно сделать вывод о многоуровневом характере методики преподавания.
Первый уровень – это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения). Второй уровень – учение (научная дисциплина) о методах обучения, закономерностях процесса обучения и воспитания. Третий уровень – учение о специфических способах, приемах, средствах по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин). Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.
Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплине. Задачей её является изучении закономерностей этого процесса обучения и установлении на их основе нормативных требований к деятельности преподавателей. Иначе говоря, методика есть совокупность определенных способов, средств и методов, через которые реализуются требования, предъявляемые к преподаванию. Сами же эти требования являются необходимыми для оптимизации процесса обучения, повышения его эффективности.
Методика преподавания призвана обеспечить:
высокий теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и доходчивость изложения материала.
Как совокупность определенных приемов, методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и ее методологией. Ведь процесс обучения строится таким образом, что повторяет в основных чертах, в общем, логику развития самой науки, реализую такой принцип развития познания, как совпадение исторического (реального процесса становления науки) и логического (воспроизведения его узловых моментов).
Некоторые преподаватели не придают должного значения методике преподавания, полагая, что методика преподавания есть искусство, явление сугубо индивидуальное, присущее каждому преподавателю и отражающее только глубину и особенности его понимания содержания науки. В такой позиции не учитывается, что методика преподавания такая же наука, вскрывающая закономерности процесса научения и использующая их для осуществления обучения наиболее рациональным и оптимальным образом. Опираться только на свой обыденный опыт, на личное усмотрение, и не использовать научную методику преподавания – значит существенно обеднять педагогический процесс, лишать его эффективности.
Поскольку методика имеет дело с закономерностями преподавания и изучением той или иной науки, она выступает как форма, при помощи которой в процессе изучения и обучения раскрывается содержание данной науки, ее значение для практики, ее связь с другими науками, ее воспитательное значение. Поэтому главным в методике являются те проблемы, которые обусловливаются содержанием и спецификой излагаемой науки. Методика призвана способствовать выработке такой последовательности, структуры, способов изложения материала, которые наилучшим образом отражают содержание данной науки, её современное состояние и тенденции развития. Овладеть методикой преподавания –значит свободно ориентироваться в содержании науки и воспроизводить это содержание в излагаемом материале в соответствии с закономерностями его преподавания и изучения.
Во-первых, успех учения зависит от доступности материала к пониманию, содержания материала, объема и системы преподавания.
Во-вторых, успешность зависит от опыта, знаний, методического мастерства педагога, его личностных характеристик.
В-третьих, - от контингента обучаемых (индивидуальных характеристик психического развития обучаемого, социально-психологический климат коллектива).