Результаты изучения предмета.
«Русский (родной) язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) Владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
· владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
· адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
· способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
· умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
· овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
· умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Говорение и письмо:
· способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
· умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
· умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
· способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
· владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
· соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
· способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
· способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
· умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
2) Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе – 175 ч, в 6 классе – 210 ч, в 7 классе – 140 ч, в 8 классе – 105 ч, в 9 классе – 105 ч.
Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.
Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешный переход на новый федеральный стандарт общего образования. Заказать книгу можно на сайте издательства.
Приложение 2
Примерный перечень вопросов,
которые могут быть рассмотрены в 2012/2013 учебном году на семинарах, заседаниях методических объединений учителей русского языка.
· Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка.
· Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках русского языка в условиях ФГОС.
· Формирование компетенций как проблема современной дидактики.
· Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (мастер-класс).
· Формирование мотивации учащихся к исследовательской деятельности на уроках русского языка (из опыта работы).
· Портфолио учителя-словесника.
· Как научить школьника учиться? (из опыта работы).
· Кейс-метод – новая педагогическая технология и новая парадигма деятельности учителя-словесника.
· Интерактивные технологии на уроках русского языка.
· Педагогическая поддержка одаренных детей на уроках словесности (мастер-класс).
· Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках русского языка.
· Реализация новых образовательных стандартов в новых УМК.
· ИКТ и творчество на уроке русского языка в контексте освоения стандартов нового поколения.
· Профессиональное развитие педагога. Участие в конкурсе как условие повышения квалификации учителя.
· Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инновационных форм методической работы. (Из опыта работы МО).
· Сетевое взаимодействие и использование социальных сервисов в профессиональной деятельности учителя.
· Использование информационных технологий в преподавании русского языка.
· ЕГЭ, другие формы мониторинга, итогового контроля и критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней (полной) школы по русскому языку. Анализ результатов ЕГЭ 2012 года.
· Формирование эмоционально привлекательной среды на уроках русского языка.
· Основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и обновленные цели обучения русскому языку в современной школе.
· Языковая картина мира, и как она отражается в грамматическом строе языка.
· Технологии повышения эффективности обучения русскому языку.
· Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка (мастер-класс).
· Текст как основная дидактическая единица в процессе обучения русскому языку. Виды учебных текстов, требования к их отбору.
· Особенности языковой личности современного школьника и формирование навыков культуры речи.
· Виды учебных лингвистических словарей, организация работы с ними в процессе обучения русскому языку.
· Системно-деятельностный подход как основа обучения орфографии и пунктуации.
· Опережающее задание и его возможности (Мастер-класс).
· Методы и приемы использования презентации на уроках русского языка (мастер-класс).
· Основные идеи уровневой дифференциации и особенности организации работы с сильными и слабыми учащимися на уроках русского языка.
· Основные приемы активизации врожденных языковых способностей ребенка, заложенные в различных УМК для 5-9 классов. (Из опыта работы).
· Основные формы межпредметной интеграции, использование их в современной практике преподавания предметов филологического цикла.
· Особенности структуры современного урока русского языка в рамках компетентностного обучения.
· Формирование коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций на уроках русского языка.
· Опыт преподавания русского языка как неродного в условиях поликультурной среды.
· Подготовка к части С (сочинение-рассуждение) на ЕГЭ. (Из опыта работы).
· Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка.