Критерии оценивания результатов выполнения практических заданий
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
для студентов направления подготовки
«Профессиональное обучение (по отраслям)»
Челябинск 2017
Методические рекомендации включают тестовые задания,практические задания, список рекомендованных источников, вопросы к экзамену ипредназначены для подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения.
Составитель – кандидат педагогических наук, доцент Крапивина Е.А.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Практические задания | |
Критерии оценивания выполнения практического задания | |
Тестовые задания | |
Критерии оценивания результатов тестирования | |
Вопросы к экзамену | |
Критерии оценивания ответа на экзамене | |
Список рекомендованных источников |
ВВЕДЕНИЕ
Изучение закономерностей и особенностей психического развития человека в различные периоды его жизни является необходимой составляющей профессионального образования широкого круга специалистов. Особое значение возрастная психология имеет для подготовки специалистов психолого- педагогического профиля.
Для формирования у обучающихся практико-ориентированных учебных и профессиональных действий в каждую ключевую тему включена система заданий практического характера.
Задания для самостоятельной работы сформулированы таким образом, чтобы помочь обучающимся качественно организовать самостоятельную подготовку, в полной мере ознакомиться с содержанием дисциплины, успешно подготовиться к итоговой аттестации. Материалы включают в себя примеры из психологических исследований, литературные и жизненные иллюстрации, что облегчает восприятие теоретического материала и позволяет обратиться к собственному опыту обучающегося, связать теорию с практикой.
Эти же задания могут использоваться для осуществления тематического контроля (самоконтроля) после изучения конкретной темы. Кроме того, в методических рекомендациях содержатся вопросы для промежуточной аттестации (экзамена), отражающие наиболее значимые проблемы возрастной психологии.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1.
Сравните определения предмета возрастной психологии в работах ведущих отечественных и зарубежных психологов. С этой целью просмотрите психологические словари, учебники, проанализируйте оглавления и предметные указатели (обратите внимание на ключевые понятия), выделите общие и отличительные черты в трактовке понимания содержания возрастной психологии.
Задание 2.
Нарисуйте схему, отражающую связь психологии развития и возрастной психологии с другими науками.
Задание 3.
Просмотрите книги, периодические издания по психологии последних лет, выберите работу зарубежного или отечественного психолога, автор которой — приверженец психоаналитического подхода. Проанализируйте эту работу по следующим параметрам:
Ø Выделите основные исходные установки автора.
Ø Какие аспекты психического и личностного развития автор считает главными?
Ø Обозначьте те практические проблемы психического развития, образования и воспитания, которые предлагается решить в контексте психоаналитической теории.
Ø Что из прочитанного, на ваш взгляд, является наиболее ценным, что показалось новым, что сомнительным или непонятным?
Задание 4.
Законспектировать любой параграф из 7 главы книги Э. Эриксона «Детство и общество».
Задание 5.
Сравните обучение по законам классического обусловливания и оперантного научения.
Задание 6.
Какая особенность детского мышления проявляется в данных примерах? Какому возрасту (по Пиаже) она соответствует?
Ø Характерная особенность детского мышления проявляется при решении детьми задачи А. Бине «о трех братьях». Если в семье три брата (Митя, Вова, Саша) и Сашу спрашивают, сколько у него братьев, он отвечает правильно и называет двух своих братьев (Митя и Вова). Далее уточняют, сколько братьев у Мити, и, как правило, в этом возрасте ребенок ошибается: «Один, Вова».
Ø Дошкольникам показывали два равных по весу шарика из пластилина. Убедившись в том, что дети считали их одинаковыми, у них на глазах меняли форму одного шарика – раскатывали его в «колбаску». Затем детей спрашивали, одинаковое ли количество пластилина в шарике и в колбаске. Дети отвечали: «Нет, в колбаске больше, потому что она длиннее».
Задание 7.
Проанализируйте теорию развития высших психических функций Л.С. Выготского и заполните таблицу.
Таблица 1 Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
Методы исследования высших психических функций | |
Ведущие понятия теории | |
Позитивный вклад | |
Критическая оценка |
Задание 8.
Охарактеризуйте стадии развития морально-нравственного сознания человека по Колбергу. Приведите примеры поведения ребенка, подтверждающие и не подтверждающие эту теорию.
Задание 9.
Заполните таблицу, конкретизируя представленные группы факторов психического развития; напишите, что к ним относится.
Таблица 3 – Факторы психического развития
Социальный фактор | Биологический фактор | Внутренний фактор |
1… | 1… | 1… |
Задание 10.
Проанализируйте представленный исторический факт: какой необходимый фактор развития человека как личности отсутствует в данном случае? Какие важнейшие психологические категории свидетельствуют о несформированности человеческой психики? Почему даже соответствующие социальные условия не повлияли на их формирование в дальнейшем?
«В начале XX столетия индийский психолог Рид Сингх получил известие, что около одной деревни замечены два загадочных существа, похожих на людей, но передвигающихся на четвереньках. Их удалось выследить. Однажды утром Сингх во главе группы охотников спрятался у волчьей норы и увидел, как волчица выводит на прогулку детенышей, среди которых оказались две девочки - одна примерно восьми, другая - полутора лет. Сингх увез девочек с собой и попытался их воспитать. Они бегали на четвереньках, пугались и пытались скрыться при виде людей, огрызались, выли по ночам по-волчьи, ели сырое мясо. Младшая - Амала - умерла через год. Старшая - Камала - прожила до семнадцати лет. За девять лет ее удалось в основном отучить от волчьих повадок, но все-таки, когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Речью Камала по существу так и не овладела - с большим трудом она обучилась правильно употреблять всего сорок слов».
Задание 11
Какой тип общения демонстрирует ребенок, что требует ребенок, как построить взаимоотношения с ним?
Ребенок (8 месяцев) находится на руках у матери. Он протягивает свои ручки к часикам, приглашая полюбоваться ими. Мама улыбается и относит малыша в другое место. Ребенок начинает плакать.
Задание 12.
Проанализируйте по нижеописанному случаю особенности развития предметно-манипулятивной деятельности у детей раннего возраста.
Д.Б. Эльконин описывает, как его внук учился заводить ключиком игрушечный автомобиль. «Он брал в одну руку автомобильчик, а в другую ключ и направлял его в отверстие, все время поглядывая на меня. Вставив ключ, он не мог его повернуть и тогда обращался ко мне: «Дедик, сам»… Долгое время это действие производилось так, что Андрей выполнял все до заводки пружины, а затем бежал к кому-нибудь из взрослых и, подавая автомобиль со вставленным ключом, просил завести».
Задание 13.
Просмотрите психологические журналы за последние два-три года, выберите статьи по проблемам дошкольного детства. Какие статьи показалась вам наиболее интересными и актуальными? Подготовьте резюме одной из статей: какие методы исследования были использованы, какие выводы сделаны.
Задание 14.
Чем можно объяснить поступки первоклассников? Как должен поступать педагог в таких случаях, чтобы его действия эффективно повлияли на развитие личности ребенка и его взаимоотношения с одноклассниками?
На уроках в классе нередко можно услышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, а ей Валя так показала» или « Вера совсем не решила задачу» и т.п.
Задание 15.
О каких особенностях подростковой психики свидетельствуют приведенные ниже высказывания?
Ø «Так случилось, что после уроков на глазах одноклассников ученик 6-го класса Алеша попал под машину. И хотя в конце концов все оказалось не так страшно, дети пережили эмоциональное потрясение. Два-три первых дня были самыми сложными. Один из вечеров двенадцатилетнего Димы, приятеля Алеши, закончился бурными слезами и развернутым самоанализом. Начав с того, как ему жалко, что так все случилось, вспоминая детали того горестного дня, он неожиданно перешел на то, что волновало его в нем самом. Сравнивая себя то с одним, то с другим одноклассником, он приходил к выводу, что все у него не так, как он бы хотел. Тут была и тема его интеллектуальных способностей, его успешности в учебе; и тема «идеального друга», о котором он мечтает, но не находит среди своих приятелей; и тема образа себя в глазах других подростков, когда хочется выглядеть «крутым», «не дауном», но для этого надо говорить и делать такие вещи, которые сами по себе ему противны».
Ø «…Наружность моя, я убеждался, не только была некрасивой, но я не мог даже утешать себя обыкновенными утешениями в подобных случаях. Я не мог сказать, что у меня выразительное, умное или благородное лицо. Выразительного ничего не было – самые обыкновенные, грубые и дурные черты, глаза маленькие, серые, особенно в то время, когда я смотрелся в зеркало, были скорее глупые, чем умные…».
Задание 16.
В эксперименте старшеклассникам было предложено прочитать текст с незнакомыми словами. Затем их спросили, все ли понятно. Почти никто не пытался прояснить не понятное. С чем это связано? О каких возрастных особенностях юношеского возраста свидетельствуют результаты эксперимента?
Задание 17.
Законспектируйте статью Б.Г. Ананьева «Структура развития психофизиологических функций взрослого человека».
Задание 18.
Какова роль личностного фактора в процессе старения? Связаны ли когнитивные изменения в старости с особенностями личности?
Задание 19.
Попробуйте составить список проблем (вопросов), относящихся к области возрастной психологии, по Вашему мнению, наиболее актуальных или наиболее интересных.
Задание 20.
Охарактеризуйте кризисы личности на разных возрастных этапах по следующим показателям: причина кризиса, содержание кризиса, признаки (симптомы) кризиса, новообразования кризиса. Заполните таблицу.
Таблица 2 - «Характеристика возрастных кризисов»
Кризис | Причина кризиса | Содержание кризиса | Признаки (симптомы) кризиса | Новообразования кризиса |
Кризис новорожденности | ||||
Кризис 1 года | ||||
Кризис 3 лет | ||||
Кризис 7 лет | ||||
Подростковый кризис (12-16 лет) | ||||
Кризис 30-35 лет (кризис смысла жизни) | ||||
Кризис среднего возраста (40-45 лет) | · | |||
Кризис пожилого возраста (65-75 лет) |
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Категория возрастной психологии, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека и выводимая из конкретной теории развития и принципа ее периодизации, - это:
1) этап
2) кризис
3) психологический возраст
4) хронологический возраст
2. Возрастная психология как наука возникла:
1) в конце ХIХ в.
2) в середине ХIХ в.
3) в начале ХХ в.
4) в начале ХIХ в.
3. Среди выделенных в возрастной психологии трех основных стратегий исследований отсутствует стратегия:
1) наблюдения
2) констатирующего эксперимента
3) формирующего эксперимента
4) контент-анализа
4. Под развитием психики человека понимается развитие:
1) личности и познавательных процессов
2) инстинктов социального поведения
3) личностных деформаций
4) физиологических состояний и свойств
4. Предметом возрастной психологии являются закономерности:
1) психического развития человека на протяжении жизненного пути
2) процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях обучения и воспитания.
3) функционирования психики
4) поведения людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы
6. Возрастная психология изучает … человека.
1) психику
2) динамику психического развития
3) психические явления
4) психические свойства и процессы
7. Ведущая деятельность – это деятельность, в которой:
1) формируются личностные и психические новообразования возраста
2) ребенок получает удовольствие
3) ребенок проводит свое свободное время
4) происходит освоение социального опыта
8.В концепции Л.С. Выготского возрастные кризисы рассматриваются как:
1) негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью
2) нормативные явления, центральный механизм динамики возрастов
3) результат нарушения детско-родительских отношений
4) «болезни роста»
9. Зона ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) характеризуется как:
1) уровень потенциального развития
2) достигнутый уровень развития
3) степень сложности высказываний ребенка
4) степень сложности задач, предъявляемых ребенку ближайшим окружением (родителями, педагогами)
10. Такие симптомы как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм являются показателями кризиса:
1) новорожденности
2) 3 лет
3) 1 года
4) 7 лет
11. Такие психологические реакции как эмансипация, «отрицательная имитация», группирование, увлечения (хобби-реакция) возникают в ... возрасте.
1) дошкольном
2) младшем школьном
3) подростковом
4) юношеском
12. Чувство взрослости является психологическим новообразованием ... возраста.
1) дошкольного
2) младшего школьного
3) раннего юношеского
4) подросткового
13. Основное отличие, характеризующие отношения со сверстниками в юношеском возрасте по сравнению с подростковым, является:
1) расширение круга общения
2) приверженность компании сверстников
3) избирательность в общении
4) соревновательность и конкурентность
14. Возрастные границы кризиса средних лет:
1) 25+3
2) 30+2
3) 40+3
4) 55+3
15. Обострение противостояния инволюционных и эволюционных процессов характерно для ... возраста.
1) подросткового
2) юношеского
3) зрелого
4) старческого
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет, задачи возрастной психологии.
2. Закономерности, механизмы, движущие силы психического развития
3. Стратегии исследования в возрастной психологии
4. Методы исследования возрастной психологии.
5. Теории рекапитуляции в возрастной психологии
6. Психоаналитическая концепция развития (З.Фрейд, А.Фрейд)
7. Эпигенетическая концепция развития Э.Эриксона.
8. Когнитивные теории развития.
9. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского
10. Механизм психического развития ребенка: социальная ситуация развития и ведущая деятельность
11. Механизм психического развития ребенка: кризис развития, новообразования.
12. Закономерности психического развития ребенка.
13. Возрастная периодизация (критерии, стадии) в психоанализе.
14. Стадии развития интеллекта Ж.Пиаже.
15. Возрастная периодизация (Л.С. Выготский)
16. Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина
17. Психологические особенности периода новорожденности
18. Психологические особенности младенчества. Кризис 1 года.
19. Психологические особенности развития в раннем детстве. Психологический анализ кризиса 3 лет
20. Дошкольный возраст: социальная ситуация развития, новообразования.
21. Характеристика кризиса семи лет. Симптом потери непосредственности.
22. Социальная ситуация психического развития и ведущий тип деятельности ребенка в младшем школьном возрасте.
23. Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте как «источник» возникновения важнейших новообразований.
24. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.
25. Трудности подросткового возраста. Акцентуации характера подростка
26. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юности. Ведущий тип деятельности. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
27. Молодость как начальный этап зрелости. Установление интимности, личных близких связей с другим человеком - основная потребность зрелости. Специфика самореализации в профессиональной деятельности.
28. Психологическая характеристика зрелости. Нормативный кризис 30 лет.
29. Психологическая характеристика среднего возраста. Кризис середины жизни, его психологический смысл.
30. Старость в истории человечества. Возрастные задачи развития в старости.
31. Как известно возрастная психология использует такие методы исследования как наблюдение, эксперимент, социометрия, беседа, интервью, тестирование и т.д.Какие из перечисленных методов не имеют возрастных ограничений в применении? Обоснуйте свой ответ.
32. Доказательством действия каких факторов являются следующие примеры? В Индии, доктор Сингкх нашел в волчьей стае двух девочек, их назвали Амала (3,5 года) и Камала (5,5 года). Они не умели говорить, ходить на двух ногах, передвигались на четвереньках и т.д. В роду Бахов было 17 музыкантов в течение 4 поколений. Из них один гений – И.С. Бах, четверо – выдающиеся музыканты, остальные профессиональные.
33. Указаны основные признаки кризиса: 1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка); 2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то); 3) симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать. О каком кризисе идет речь? Перечислите другие закономерности этого кризиса.
34. Многие родители обеспокоены тем, слышит ли их новорожденный ребенок. Закономерны ли их опасения? Можно ли формировать речь, если ребенок не будет слышать?
35. Взяв карандаш и бумагу, Сережа сказал, что он нарисует солдата. Однако, когда рисунок был готов, мальчик заявил, что он нарисовал поезд. Закономерно ли подобное явление? Детям какого возраста оно особенно свойственно?
36. Витя (6 лет) в начале обучения в школе с трудом усваивал процесс письма. Его навыки письма очень медленно развивались. Мама, расспрашивая сына о школе, узнала, что он порой не слышит, что говорит учительница, часто не знает, что задано на дом. С чем может быть связано это явление? Как помочь Вите?
37. Из письма: «Моя 15-летняя дочь стала проявлять склонность к патологическому вранью – именно вранью, а не фантазированию. При этом она лжет часто не в собственных интересах (например, прячет от меня дневник, хотя учится неплохо). Никогда не говорит правду, куда идет вечером, хотя это может быть невинный визит к подружке. Что это значит, и как мне ее исправить?» Объясните поведение девочки исходя из особенностей подросткового возраста. Каковы варианты дальнейшего развития отношений мамы и дочери?
38. По данным исследований психологический портрет современного юноши следующий: только 16% выпускников школ имеют оптимальный уровень самосознания, который поможет им успешно социализироваться; у большинства старшеклассников неадекватная, незрелая самооценка и завышенный уровень притязаний. Опросы показали следующее: 2/3 старшеклассников в целом пессимистически оценивают собственное будущее. Какие особенности самосознания свидетельствуют об успешном решении задач развития в ранней юности? Как согласуются с выделенными закономерностями развития самосознания полученные в исследованиях данные?
39. В целях изучения возрастных особенностей самооценки на выборке из 100 испытуемых в возрасте от 36 до 60 лет было проведено исследование по методике М. Куна «Кто Я?» Получены следующие результаты. У мужчин категория семейных отношений уступает место увлечениям и деловой сфере. По сравнению с периодом ранней зрелости, у тех и других социальные контакты становятся менее упоминаемыми в сопоставлении с профессиональными интересами и увлечениями. Какими возрастными особенностями объясняются различия в самоописаниях испытуемых в возрасте ранней и средней зрелости? Как проявилась в самооценке специфика женского и мужского вариантов развития в зрелости?
40. Из письма: «Пару месяцев назад мы подобрали на улице собачку. Вся семья просто влюбилась в зверька. Но на время отпуска мы оставили его у моей мамы. Когда мы снова хотели забрать Тошу, мама стала умолять нас оставить его ей, потому что без него ей будет одиноко. Я все понимаю, но ради своих детей я отказала маме в ее просьбе, и с тех пор она нам больше не звонит». Проанализируйте ситуацию. Почему для пожилой женщины собака оказалась столь важна? Исходя из каких потребностей и мотивов действовали участники ситуации? Каким образом можно было разрешить данную ситуацию?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
для студентов направления подготовки
«Профессиональное обучение (по отраслям)»
Челябинск 2017
Методические рекомендации включают тестовые задания,практические задания, список рекомендованных источников, вопросы к экзамену ипредназначены для подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения.
Составитель – кандидат педагогических наук, доцент Крапивина Е.А.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Практические задания | |
Критерии оценивания выполнения практического задания | |
Тестовые задания | |
Критерии оценивания результатов тестирования | |
Вопросы к экзамену | |
Критерии оценивания ответа на экзамене | |
Список рекомендованных источников |
ВВЕДЕНИЕ
Изучение закономерностей и особенностей психического развития человека в различные периоды его жизни является необходимой составляющей профессионального образования широкого круга специалистов. Особое значение возрастная психология имеет для подготовки специалистов психолого- педагогического профиля.
Для формирования у обучающихся практико-ориентированных учебных и профессиональных действий в каждую ключевую тему включена система заданий практического характера.
Задания для самостоятельной работы сформулированы таким образом, чтобы помочь обучающимся качественно организовать самостоятельную подготовку, в полной мере ознакомиться с содержанием дисциплины, успешно подготовиться к итоговой аттестации. Материалы включают в себя примеры из психологических исследований, литературные и жизненные иллюстрации, что облегчает восприятие теоретического материала и позволяет обратиться к собственному опыту обучающегося, связать теорию с практикой.
Эти же задания могут использоваться для осуществления тематического контроля (самоконтроля) после изучения конкретной темы. Кроме того, в методических рекомендациях содержатся вопросы для промежуточной аттестации (экзамена), отражающие наиболее значимые проблемы возрастной психологии.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1.
Сравните определения предмета возрастной психологии в работах ведущих отечественных и зарубежных психологов. С этой целью просмотрите психологические словари, учебники, проанализируйте оглавления и предметные указатели (обратите внимание на ключевые понятия), выделите общие и отличительные черты в трактовке понимания содержания возрастной психологии.
Задание 2.
Нарисуйте схему, отражающую связь психологии развития и возрастной психологии с другими науками.
Задание 3.
Просмотрите книги, периодические издания по психологии последних лет, выберите работу зарубежного или отечественного психолога, автор которой — приверженец психоаналитического подхода. Проанализируйте эту работу по следующим параметрам:
Ø Выделите основные исходные установки автора.
Ø Какие аспекты психического и личностного развития автор считает главными?
Ø Обозначьте те практические проблемы психического развития, образования и воспитания, которые предлагается решить в контексте психоаналитической теории.
Ø Что из прочитанного, на ваш взгляд, является наиболее ценным, что показалось новым, что сомнительным или непонятным?
Задание 4.
Законспектировать любой параграф из 7 главы книги Э. Эриксона «Детство и общество».
Задание 5.
Сравните обучение по законам классического обусловливания и оперантного научения.
Задание 6.
Какая особенность детского мышления проявляется в данных примерах? Какому возрасту (по Пиаже) она соответствует?
Ø Характерная особенность детского мышления проявляется при решении детьми задачи А. Бине «о трех братьях». Если в семье три брата (Митя, Вова, Саша) и Сашу спрашивают, сколько у него братьев, он отвечает правильно и называет двух своих братьев (Митя и Вова). Далее уточняют, сколько братьев у Мити, и, как правило, в этом возрасте ребенок ошибается: «Один, Вова».
Ø Дошкольникам показывали два равных по весу шарика из пластилина. Убедившись в том, что дети считали их одинаковыми, у них на глазах меняли форму одного шарика – раскатывали его в «колбаску». Затем детей спрашивали, одинаковое ли количество пластилина в шарике и в колбаске. Дети отвечали: «Нет, в колбаске больше, потому что она длиннее».
Задание 7.
Проанализируйте теорию развития высших психических функций Л.С. Выготского и заполните таблицу.
Таблица 1 Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
Методы исследования высших психических функций | |
Ведущие понятия теории | |
Позитивный вклад | |
Критическая оценка |
Задание 8.
Охарактеризуйте стадии развития морально-нравственного сознания человека по Колбергу. Приведите примеры поведения ребенка, подтверждающие и не подтверждающие эту теорию.
Задание 9.
Заполните таблицу, конкретизируя представленные группы факторов психического развития; напишите, что к ним относится.
Таблица 3 – Факторы психического развития
Социальный фактор | Биологический фактор | Внутренний фактор |
1… | 1… | 1… |
Задание 10.
Проанализируйте представленный исторический факт: какой необходимый фактор развития человека как личности отсутствует в данном случае? Какие важнейшие психологические категории свидетельствуют о несформированности человеческой психики? Почему даже соответствующие социальные условия не повлияли на их формирование в дальнейшем?
«В начале XX столетия индийский психолог Рид Сингх получил известие, что около одной деревни замечены два загадочных существа, похожих на людей, но передвигающихся на четвереньках. Их удалось выследить. Однажды утром Сингх во главе группы охотников спрятался у волчьей норы и увидел, как волчица выводит на прогулку детенышей, среди которых оказались две девочки - одна примерно восьми, другая - полутора лет. Сингх увез девочек с собой и попытался их воспитать. Они бегали на четвереньках, пугались и пытались скрыться при виде людей, огрызались, выли по ночам по-волчьи, ели сырое мясо. Младшая - Амала - умерла через год. Старшая - Камала - прожила до семнадцати лет. За девять лет ее удалось в основном отучить от волчьих повадок, но все-таки, когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Речью Камала по существу так и не овладела - с большим трудом она обучилась правильно употреблять всего сорок слов».
Задание 11
Какой тип общения демонстрирует ребенок, что требует ребенок, как построить взаимоотношения с ним?
Ребенок (8 месяцев) находится на руках у матери. Он протягивает свои ручки к часикам, приглашая полюбоваться ими. Мама улыбается и относит малыша в другое место. Ребенок начинает плакать.
Задание 12.
Проанализируйте по нижеописанному случаю особенности развития предметно-манипулятивной деятельности у детей раннего возраста.
Д.Б. Эльконин описывает, как его внук учился заводить ключиком игрушечный автомобиль. «Он брал в одну руку автомобильчик, а в другую ключ и направлял его в отверстие, все время поглядывая на меня. Вставив ключ, он не мог его повернуть и тогда обращался ко мне: «Дедик, сам»… Долгое время это действие производилось так, что Андрей выполнял все до заводки пружины, а затем бежал к кому-нибудь из взрослых и, подавая автомобиль со вставленным ключом, просил завести».
Задание 13.
Просмотрите психологические журналы за последние два-три года, выберите статьи по проблемам дошкольного детства. Какие статьи показалась вам наиболее интересными и актуальными? Подготовьте резюме одной из статей: какие методы исследования были использованы, какие выводы сделаны.
Задание 14.
Чем можно объяснить поступки первоклассников? Как должен поступать педагог в таких случаях, чтобы его действия эффективно повлияли на развитие личности ребенка и его взаимоотношения с одноклассниками?
На уроках в классе нередко можно услышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, а ей Валя так показала» или « Вера совсем не решила задачу» и т.п.
Задание 15.
О каких особенностях подростковой психики свидетельствуют приведенные ниже высказывания?
Ø «Так случилось, что после уроков на глазах одноклассников ученик 6-го класса Алеша попал под машину. И хотя в конце концов все оказалось не так страшно, дети пережили эмоциональное потрясение. Два-три первых дня были самыми сложными. Один из вечеров двенадцатилетнего Димы, приятеля Алеши, закончился бурными слезами и развернутым самоанализом. Начав с того, как ему жалко, что так все случилось, вспоминая детали того горестного дня, он неожиданно перешел на то, что волновало его в нем самом. Сравнивая себя то с одним, то с другим одноклассником, он приходил к выводу, что все у него не так, как он бы хотел. Тут была и тема его интеллектуальных способностей, его успешности в учебе; и тема «идеального друга», о котором он мечтает, но не находит среди своих приятелей; и тема образа себя в глазах других подростков, когда хочется выглядеть «крутым», «не дауном», но для этого надо говорить и делать такие вещи, которые сами по себе ему противны».
Ø «…Наружность моя, я убеждался, не только была некрасивой, но я не мог даже утешать себя обыкновенными утешениями в подобных случаях. Я не мог сказать, что у меня выразительное, умное или благородное лицо. Выразительного ничего не было – самые обыкновенные, грубые и дурные черты, глаза маленькие, серые, особенно в то время, когда я смотрелся в зеркало, были скорее глупые, чем умные…».
Задание 16.
В эксперименте старшеклассникам было предложено прочитать текст с незнакомыми словами. Затем их спросили, все ли понятно. Почти никто не пытался прояснить не понятное. С чем это связано? О каких возрастных особенностях юношеского возраста свидетельствуют результаты эксперимента?
Задание 17.
Законспектируйте статью Б.Г. Ананьева «Структура развития психофизиологических функций взрослого человека».
Задание 18.
Какова роль личностного фактора в процессе старения? Связаны ли когнитивные изменения в старости с особенностями личности?
Задание 19.
Попробуйте составить список проблем (вопросов), относящихся к области возрастной психологии, по Вашему мнению, наиболее актуальных или наиболее интересных.
Задание 20.
Охарактеризуйте кризисы личности на разных возрастных этапах по следующим показателям: причина кризиса, содержание кризиса, признаки (симптомы) кризиса, новообразования кризиса. Заполните таблицу.
Таблица 2 - «Характеристика возрастных кризисов»
Кризис | Причина кризиса | Содержание кризиса | Признаки (симптомы) кризиса | Новообразования кризиса |
Кризис новорожденности | ||||
Кризис 1 года | ||||
Кризис 3 лет | ||||
Кризис 7 лет | ||||
Подростковый кризис (12-16 лет) | ||||
Кризис 30-35 лет (кризис смысла жизни) | ||||
Кризис среднего возраста (40-45 лет) | · | |||
Кризис пожилого возраста (65-75 лет) |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Выполнение заданий оценивается по нескольким критериям. Для получения «зачета» за выполненное задание необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3, № 4).