Правила работы с электронными ресурсами

Новые электронные ресурсы и информационные технологии с каждым годом привлекают все большее внимание как студентов, так и специалистов. Теперь уже ни у кого нет сомнения, что глобальная сеть Интернет не только резко расширяет доступ к различным источникам информации, учебным и научным изданиям, оцифрованным в том или ином виде, но и революционизирует систему образования. Так как компьютер стал необходимым условием работы современного ученого, независимо от его специальности, то насущным вопросом эффективной научной деятельности становится перевод исходных текстовых и графических данных в электронную форму и умелое оперирование ими. Если некоторое время назад казалось, что для исследователей, не использующего в работе новую вычислительную технику, эти проблемы неактуальны, то ныне ситуация кардинально изменилась. Компьютеры стремительно проникают в различные сферы человеческой жизни. Причем сегодня некоторые виды информации стали более доступны через Интернет, чем традиционным путем.

Количество web-сайтов, содержащих научную информацию, неуклонно растет. В сети широко представлены электронные журналы различного профиля, обеспечен доступ к большому количеству исследовательских статей и книг, организуются многочисленные виртуальные "круглые столы", на которых ведутся дискуссии по актуальным направлениям современной науки. Интернет становится одним из основных источников профессиональной информации.
Вместе с тем, пользователь, нуждающийся в каком-либо историческом источнике, сталкивается с рядом проблем: как быстро найти нужный источник информации; как установить идентичность электронной версии и оригинала документа (источника), если мы "скачиваем" текст из Интернета; как цитировать фрагменты электронной копии (особенно если учесть, что соответствующий сайт может изменить адрес или вообще исчезнуть)?
Исходя из этих проблем, можно выделить несколько основных, требующих дальнейшеего рассмотрения аспектов:
- поиск документа в сети Интернет;
- выяснение степени достоверности электронного документа;
- копирование документа на компьютер пользователя;
- цитирование источника.

Поиск документа в сети Интернет.Практика использования Интернета показывает, что возможно два основных способа поиска информации.
- Во-первых, использование различных поисковых программ, или поиск с использованием ключевых слов.
- Во-вторых, постепенное составление своего каталога полезных серверов, своеобразной "URL-адресной книги".
Несмотря на большое количество поисковых программ, использование их связано с определенными трудностями. Работать с поисковыми системами рекомендуется, только точно зная название искомого документа. В случае,если необходимо найти не конкретный документ, а, например, документы какого-то тематического раздела, такой поиск будет менее удачен. Практика показала, что в случае неопределенности поиска, поисковая система Яndex удобнее остальных, так как с ее помощью поиск может осуществляться не только по совокупности заданных ключевых слов, но даже по одному или двум словам.
Наиболее эффективным представляется поиск источников информации на специализированных сайтах, одним из которых является и портал «ЭкономистЪ»,(http://economuch.com/) наиболее полно представляющий основные учебные и научные материалы, необходимые в образовательном процессе. К числу специализированных сайтов относится и библиотека Финансового университета ( http://elib.fa.ru/ ), представляющий обширный каталог ресурсов по всем направлениям подготовки ведущимся в нашем университете. Оба этих сайта, помимо собственных данных, содержат ссылки на различные тематические сайты исторической направленности. Удобство такого поиска также зависит от того, что документы на подобных сайтах структурированы по временному или территориальному критериям, связаны между собой ссылками.


Достоверность электронного документа.При определении достоверности электронного документа (источника) и степени его полноты, необходимо учитывать общие приемы внешней критики источника. Но специфика электронных документов вызывает необходимость обращать внимание на следующее:

· Внешний вид электронного источника. Как правило, сайты университетов или серьезные электронные библиотеки добросовестно относятся к процессу оцифровки печатных источников и научных материалов, чего нельзя сказать об огромном количестве частных сайтов. Если непосредственный текст электронного источника полон орфографических ошибок, имеет различные параметры шрифтов (размер, начертание) и т.п., такой документ должен вызвать сомнение в своей достоверности.

· Наличие ссылки на печатную версию документа, на тот источник, с которого оцифрован и по которому выверен электронный документ. Иногда источник, положенный в основу электронного издания, вовсе не указан, и тогда оно может частично или полностью потерять научную значимость.

· Наличие информации об издателе (создателе сайта или отдельного документа). В случае, если пользователь работает, например, с электронным журналом, необходимо найти информацию о редакции журнала, о членах редколлегии или о наличии печатной версии журнала. Если такая информация отсутствует, качество материалов журнала может быть поставлено под вопрос.

· Репутация сайта или его разработчика. Это прежде всего, зависит от того, кто готовит электронную версию текста (как и от обыкновенного книгоиздательства), зависит качество электронного издания. Имя разработчика нередко остается в тени, несмотря на то, что именно он может изменять содержимое ресурса, корректировать его и т.д. В среде пользователей - профессионалов в той или иной области науки - устанавливаются рейтинги электронных ресурсов (сайтов), которые достаточно точно отражают их качество. Серьезные пользователи обращаются к тем сайтам, авторы которых наиболее профессионально подошли к разработке электронных версий источников, учтя формирующиеся в последние годы критерии "компьютерного источниковедения".

Копирование электронного документа.Как правило, документы выкладываются на сайт в электронном формате html или в текстовых форматах doc, txt, rtf. Заархивированные материалы в форматах zip, rar встречаются реже. В последнее время все более широкое распространение (особенно за рубежом) для представления электронных документов в сети Интернет получает формат pdf. От формата документа напрямую зависят время копирования документа на компьютер и, соответственно, финансовые затраты. Если формат документа не указан непосредственно на его ссылке, посмотреть его можно либо в нижнем поле браузера при наведении на ссылку курсором, либо при непосредственном вызове документа через адресную строку браузера. В этом случае формат обозначается через последние буквы адреса до точки (например, адрес Соборного Уложения 1649 года, размещенного на сайте ИФ МГУ - http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm, следовательно, его форматом будет htm).
При копировании документа в формате htm или html рекомендуется применить следующий путь: <Файл> - <Сохранить как> - <Тип файла> - <Веб-страница, только HTML> или <Текстовый файл>. В этом случае скопируется только текст, что поможет избежать затрат времени, связанных с копированием графических элементов страницы. Если необходимо скопировать большое количество документов, ссылки на которые находятся на одной страницы, удобнее будет воспользоваться программами-менеджерами загрузки (downloadmanager) типа FlashGet, ReGetDeluxe, SpyGet и т.д., которые поддерживают одновременное копирование большого количества файлов и загрузку по частям.

Цитирование электронного документа.Проблема цитирования электронных материалов также стоит очень остро. Вскоре после того, как Интернет получил широкое распространение в России, студенты, преподаватели вузов и другие заинтересованные лица столкнулись с тем, что проверка цитаты или ссылки на страницу сайта, с которого получена та или иная информация, часто оказывается невозможной в силу того, что сайты меняют свои адреса, а иногда и вовсе прекращают существование.
Первый вопрос, который возникает в этой связи, заключается в том, возможно ли цитирование документа по электронной его версии. Если допустить, что это делать можно, то как сослаться на конкретную цитату из текста документа?
В печатном (бумажном) варианте предусмотрена постраничная нумерация текста. В его электронном аналоге она отсутствует. Пока нет стандартного типа обращений к изданиям в Интернете, проще всего снабдить электронное издание номерами страниц той книги, в которой источник был прежде опубликован. Но нумерация страниц все равно не решает проблемы, поскольку уже сейчас в Интернете появляются такие издания, печатных аналогов которым нет. Скорее всего, со временем придется отвлечься от существующей ныне стандартной системы ссылок, которая не подходит к электронным изданиям. Пока самым распространенным форматом и вариантом оформления источников в Интернете остается HTML, где чаще всего ссылки проставляются в соответствии с нумерацией страниц исходной книги, при этом страницы отделяются линиями, а слова могут быть разорваны.
Четкого стандарта ссылок на электронные источники пока нет. Но в литературе все чаще встречаются унифицированные ссылки на электронные документы или издания, приближенные к оформлению ссылок в печатных изданиях.

Правила оформления ссылок на электронные ресурсы.Правильно оформленные ссылки на электронные ресурсы просто необходимы при написании любой научной работы.

Следует помнить что к ним относятся любые электронные ресурсы удаленного доступа - это любая информация, размещенная на сайтах в интернете.

Оформление ссылок на электронные ресурсы составляются согласно ГОСТу 7.05 – 2008. Рекомендации данного ГОСТа далеко не всеми воспринимаются легко, чтобы упростить эту информацию, вам предлагаются правила оформления ссылок с примерами.

Последовательность оформления ссылок:

1. Оформление ссылок начинается с заглавия электронного ресурса - основного заголовка ссылки. Заглавие необходимо писать точно в таком же виде, в каком оно представлено в источнике, откуда была взята информация. Например: Презентация (метод представления информации).

2. Вторым правилом при оформлении ссылок является общее определение использованного материала, которое оформляется в квадратных скобках. Пример: [Электронный ресурс].

3. Оформление ссылок невозможно без параллельного заглавия, которое равноценно основному заглавию, но на иностранном языке. Пример: Презентация (метод представления информации) [Электронный ресурс] = Presentation (wayofpresentinginformation).

4. Также необходимо указать сведения, которые относятся к основному заглавию. Это информация, которая частично раскрывает и поясняет ваше основное заглавие. Перед этими сведениями нужно ставить двоеточие. Например: описание, конструкторы мультимедийных презентаций.

5. Оформление ссылок также должно содержать сведения об ответственности. Полученные сведения могут состоять из наименования организации или различных имен. Информацию необходимо указывать с сопроводительными словами или с небольшим текстом, указывающим на роль в создании использованного электронного ресурса. Например: ред. Коваленко Т. В.; web - мастер Столяров Н. В.

6. Информация об издании (сведения, относящиеся к изменениям и особенностям оригинала издания или предшествующего издания): Изд. 2-е, исправл. и доп.

7. Оформление ссылок также должно содержать обозначение вида электронного ресурса. Например: Электронный журнал, Электронные тестовые данные и т. д.

8. Объем ресурса. Указывается в круглых скобках. Пример: (27 файлов).

9. Место, имя и дата издания: М.: Диалектика, 2011. При отсутствии места издания, сведения об издании необходимо оформлять в квадратных скобках: [Москва].

10. Ссылки обязательно должны содержать примечания о режиме доступа – это полный адрес интернет–сайта и условия к его доступу: платный или свободный.

11. Примечания об основном заглавии источника. Например: Загл. с сайта Интернета.

12. Необязательно, но все-таки желательно, указывать при оформлении ссылок язык, на котором написана информация: Англ.

Пример правильно оформленной ссылки на электронный ресурс:

Википедия - Автовышка [Электронный ресурс]: база данных содержит описание и конструкторы мультимедийных презентаций. – Электронные данные (78 файлов, 145 тыс. записей). – М., [2013]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.ru. – Загл. с экрана.

Заключение

Мы рассмотрели основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты, специалисты при работе с электронными документами, в частности, с ресурсами сети Интернет. Нерешенными остаются сегодня и некоторые другие проблемы, затрудняющие работу с электронными ресурсами: это и несовершенство нормативно-правовой основы деятельности в сети Интернет, и отсутствие защищенности авторских прав, и проблема несанкционированного коммерческого использования ресурсов открытого доступа и многое другое. Мы сделали лишь небольшую попытку помочь студентам, которые только начинают путешествие по лабиринтам Интернета и хотят делать это корректно.

Наши рекомендации