Как правильно подготовить доклад и презентацию

Любая научная работа заканчивается докладом на специальной научной конференции. Коллеги собираются, чтобы обсудить научные проблемы. На таких семинарах всегда делается доклад по определенной теме. Доклад должен содержать все части научно – исследовательской работы. Это ответственный момент для докладчика. Здесь проверяются знание предмета исследования, способности проводить эксперимент и объяснять полученные результаты.

Доклад вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.

Для приведения научных точек зрения необходимо давать ссылки на научную литературу. Ссылки на научные источники являются обязательным элементом работы. Необходимо сопровождать ссылками не только цитаты, но и любое заимствованное из источника положение или цифровой материал. Допускается приводить ссылки как отдельным списком на источники, так и в подстрочном примечании.

Доклад исследовательской работы должен быть выполнен аккуратно и грамотно, графические материалы (таблицы, графики, схемы, иллюстрации) должны наглядно демонстрировать положения разрабатываемой темы.

Использованная литература должна располагаться в следующем порядке: источники, справочные издания, монографии и статьи, адреса сайтов в алфавитном порядке по именам их авторов. Указываются фамилия и инициалы авторов, полное название используемого источника, место издания, наименования издательства, год издания, общее количество страниц.

Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. Иллюстрация обозначается словом «Рис.», которое помещают после поясняющих данных. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Если в работе одна иллюстрация, её не нумеруют.

Нумерация листов приложений должна быть сквозная, она является продолжением общей нумерации основного текста.

Доклад может содержать две части: текст и иллюстрации (Электронная презентация). Представление рисунков, таблиц, графиков должно быть сделано с помощью компьютера. В стандартной программе PowerPoint. Первый способ используется, когда вы защищаете работу перед небольшой аудиторией, можно показать картинки в тексте. Они хорошо видны с небольшого расстояния. Но при выступлении на конференции следует использовать специальные меры. Если рисовать на доске мелом, это значительная потеря времени. Каждая из частей доклада важна. Хорошо подготовленному тексту всегда сопутствует хорошая презентация. Если докладчик не нашёл времени хорошо подготовить текст, то у него плохо подготовлены и иллюстрации.

Схема доклада. С чего начать.Нужно хорошо понимать различие текста работы и доклада по ней.Доклад готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ реферата, тем более его чтение. Желательно составить схему подготовки устного выступления.

1. О чём говорить? Сформулируйте главную мысль: что же конкретное и важное я сооб­щу? О чём совершенно необходимо сказать?

2. Зачем говорить? Выходя к аудитории, не­обходимо осознавать цель своего выступле­ния: рассмотреть, доказать, определить, обнаружить.

3. Сколько говорить? Не более 8-10 минут. Не стоит утомлять присутствующих известным мате­риалом и мелочами. Больше внимания следу­ет уделить экспериментальной части и вы­водам.

4. Кому говорить? Если выступление проходит перед учащимися, речь не должна быть перегружена терминами, лучше все из­ложить доходчиво.

5. Как говорить? Выступая перед аудиторией, нужно говорить не очень быстро, четко, ясно, не понижать голос, не бубнить, не отворачиваться от аудитории, не извиняться, если произошли какие-то непредвиденные технические неполадки, например, во время компьютерной презентации.

6. Что говорить? Для реализации замысла речи и достижения цели нужны надёжные аргументы. Без них ваши голословные утверждения никого не убедят.

Композиция выступления на научно-практической конференции.Время доклада 7-10 минут. После доклада - вопросы слушателей и ваши ответы (2-3 минуты).

Все части выступления должны быть взаим­освязаны и составлять неразрывное целое. Чаще всего речь начинается с приветствия («Уважаемые члены жюри, исследователи, вашему внима­нию предлагаются результаты исследова­ния по теме ...»). Первые слова оратора должны быть просты, доступны, понятны и интересны; они должны привлечь внимание слушате­лей. Вы должны со­здать вызывающие научный интерес представление о теме и направле­нии речи.

1. Далее следует введение.В этой части необходимо обосновать необходимость проведения исследования и его актуальность. Другими словами, вы должны показать, что доклад достоин того, чтобы его слушали и обсуждали. Время для введения - примерно 1 минута. Объясните, почему важно исследовать данную тему. Чем интересен и значим выбранный объект с точки зрения науки, которой посвящен доклад. Заинтересуйте своих слушателей темой вашего исследования.

Необходимо рассказать, кто и где изучал эту тему ранее. Указать сильные и слабые стороны известных результатов.

2. Теоретическая часть.Эта часть обязательна в докладе, без теоретического обоснования работы обойтись нельзя. Необходимо показать сегодняшний уровень вашего понимания проблемы и на основании теории попытаться сформулировать постановку задачи. Покажите только основные соотношения и обязательно дайте комментарий. Скажите, что основная часть теории - в исследовательской работе. Время для этой части доклада - примерно 4 минуты.

3. Результаты работы.Перечислите основные, наиболее важные результаты работы. Поясните, что вы считаете самым важным и почему. Каким результатом можно было бы гордиться. Остановитесь на нём подробно. Расскажите, как он был получен, укажите его характерные особенности.

В заключение подводятся итоги всему сказанному, обобщаются мысли, произ­несенные в основной части, озвучивает­ся перспектива дальнейших изысканий. За­ключение должно быть кратким, сжатым и выражать главную мысль выступления.

Обязательно отрепетируйте текст доклада дома. Убедитесь, что Вы правильно распорядились отведенным для доклада временем.

Избегайте в выступлении:

1. Извинений. Признаний в том, что вы что-то забыли рассказать;

2. Длинных и медленных предложений;

3. Очевидных наблюдений;

4. Историй, не относящихся к предмету выступления.

Наглядно- иллюстративная часть.Эта часть касается электронной презентации, время которой входит в теоретическую часть. Необходимо заранее найти человека, который бы смог управлять проектором во время вашего выступления.

Правила оформления электронной презентации

1. Общие требования к смыслу и оформлению:

- Всегда необходимо отталкиваться от целей презентации и от условий прочтения;

Презентации должны быть разными - своя на каждую ситуацию. Презентация для выступления, презентация для отправки по почте или презентация для личной встречи значительно отличаются.

2.Общий порядок слайдов:

- Титульный лист с заголовком темы и автором исполнения презентации;

- План презентации (5-6 пунктов - это максимум);

-Основная часть (не более 10 слайдов);

- Заключения (выводы);

- Спасибо за внимание (подпись).

3.Общие требования к стилевому оформлению:

– Дизайн должен быть простым и лаконичным;

– Основная цель- читаемость, а не субъективная красота. При этом не надо впадать в другую крайность и писать на белых листах чёрными буквами - не у всех это получается стильно;

-Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух – трёх цветов;

-Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);

- Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета;

- Идеальное сочетание текста, света и фона: тёмный шрифт, светлый фон;

– Всегда должно быть два типа слайдов: для титульных, планов и т.п. и для основного текста;

- Каждый слайд должен иметь заголовок;

- Все слайды должны быть выдержаны в одном стиле;

- На каждом слайде должно быть не более 3-х иллюстраций;

- На каждом слайде не более 17 слов;

–Слайды должны быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов;

– На слайдах должны быть тезисы - они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, а не наоборот;

- Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись. Обычно анимация используется для привлечения внимания слушателей (например, последовательное появление элементов диаграммы).

-Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

После создания презентации и её оформления, необходимо отрепетировать её показ и своё выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближённой к реальным условиям выступления.

Наши рекомендации