Умение слушать. Правила эффективного слушания
Успешность общения людей в профессиональной сфере, как и вне ее, зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника или оратора, произносящего монолог. Слушать собеседника, а также человека, произносящего монолог, можно по-разному, разными будут и результаты слушания, понимания и действий в соответствии с услышанным и понятым, причем понятым с той или иной степенью адекватности сказанному. Известно, что "слушать" и "слышать" — это не одно и то же. Факт этот отражен в русском языке самим наличием этих двух разных слов, которые и обозначают эффективное и неэффективное слушание.
Слушание — сложный процесс, требующий психологических и интеллектуальных усилий, серьезных затрат энергии, наличия навыков и общей культуры общения. Потому-то неумение слушать — оказывается основной причиной неэффективного общения, порождает недоразумения, ошибки и проблемы в коммуникативной акции.
Достижение целей коммуникации требует избегать типичных ошибок слушания. Дело в том, что ошибки эти невольно создают барьеры в общении, осложняя взаимное понимание, выработку решений, отвечающих интересам обеих сторон. К таким ошибкам со стороны слушающего (в данный момент общения), можно отнести следующие: перебивание собеседника, поспешные выводы, поспешные возражения, непрошенные советы.
Перебивание собеседника во время его сообщения допускают большинство людей. Причем чаще всего руководители перебивают подчиненных, а мужчины — женщин. Для устранения возникшего при этом коммуникативного барьера, рекомендуется тут же восстановить ход мыслей собеседника, принеся извинение и предложив продолжить диалог.
Негативны по своим воздействиям на процесс и итоги общения также поспешные выводы. Они провоцируют собеседника занять оборонительную позицию, а это неизбежно и сразу же создает преграду для продуктивного общения.
Поспешные возражения, которые возникают при несогласии с высказываниями говорящего, как и предыдущие ошибки слушания, не могут не влиять отрицательно на ход и результаты коммуникации. Потенциальный слушатель на деле перестает, как должно, быть внимательным, автоматически, бессознательно переключается на формулирование возражения и ждет очереди высказаться. Осложняют и затрудняют, снижая эффективность общения, и непрошенные, а потому неуместные советы. Они не только бесполезны, но и вредны, поскольку обычно их дают люди, не способные оказывать реальную помощь.
Таким образом, избегать ошибок слушания – это одно из важных правил эффективного слушания. Но есть и другие: не уходить от ответственности за результат общения, за который, очевидно, отвечают обе стороны общения; сосредоточиться на том, о чем идет речь в данном акте общения; выражать понимание сообщений говорящего; придерживаться одобрительной установки по отношению к говорящему. Конечно, слушать, причем слушать внимательно, надо и самого себя.
Письменная речь. Оформление письменных студенческих работ
Получение профессии и профессиональная деятельность осуществимы лишь в речевом общении, в пребывании человека то в качестве оратора, то слушателя. Поэтому будущему агроному, как и инженеру, предстоит не только глубоко освоить соответствующие специальные дисциплины, но и научиться искусно владеть речью – устной и письменной. Речь – это язык в действии. Языком же называют систему знаков и правил их употребления.
Литературный язык, являющийся высшей формой национального языка, имеет две формы — устную и письменную. Устная речь получает выражение в произносимых вслух словах, она всегда предназначается собеседнику-слушателу или группе слушателей. В отличие от устной, письменная речь обращена к читателям. Ее понимание становится возможным только при условии строгого соблюдения грамматических правил данного языка, глубоко продуманного построения речи, наличия строгого плана, тщательного подбора слов. Другими словами, письменная речь должна отвечать весьма строгим требованиям. Она является регламентированной, причем строже, чем речь озвучиваемая, устная речь. Ведь в речи, изложенной письменно, как ни жаль, не удается воспользоваться невербаликой, которая существенно помогает понять смысл звучащей речи. Средства выражения письменной речи беднее средств устной. В письменной речи под рукой оказываются только слова, и только в словах удается выразить весь смысл речи. Вот почему письменная речь требует основательного знания языка, наличия богатого лексикона, словаря, точного и правильного мышления, исключающего двусмысленности написанного.
Обучение в вузе состоит и в подготовке с последующей защитой письменных – контрольных, курсовых и дипломных - работ, написания рефератов и эссе. Поскольку все они суть разновидность письменной речи, все сказанное о ней выше авторам надлежит неукоснительно выполнять. Кроме того, каждый тип такой работы оформляется принятым в вузе образом. А именно, рукопись работы снабжается титульным листом, с него как раз работа начинается, и в котором указывается полное наименование вуза (в случае обучения в филиале - с добавлением географического наименования филиала), дисциплина и тема исследования, авторские данные – фамилия, имя, отчество (полностью), факультет, специальность, курс, дата и город, где находится вуз, должность, фамилия и инициалы преподавателя. Текст письменной работы начинается с плана, включающего основные вопросы темы, а также введение, заключение, объемом около страницы каждое, список использованной литературы. Следует помнить и строго выполнять функции каждого фрагмента письменной работы, введения, заключения и основной части рукописи. Их назначение и требования, которым они должны соответствовать прописаны в специальных методических пособиях. Каждую письменную работу будущий профессионал должен выполнять максимально самостоятельно, излагая текст своими словами. Использование мыслей других авторов должно сопровождаться сносками и ссылками на использованное чужое произведение. Если мысль цитируется, она заключается в кавычки, если перефразируется, в ссылке помечается знаком «см». Использование материалов из Интернета допустимо с обязательным указанием автора статьи или книги, названия издания, электронного адреса, по которому размещен использованный Вами материал. Механическое включение фрагментов статей или иных изданий из интернета без ссылки на них, не допускается. Такая работа требует основательной переработки, обеспечения самостоятельности написания, а потому получает отрицательную рецензию и к защите не допускается.