Проектирование урока комбинированного типа
Требования к уроку комбинированного типа | Формируемые универсальные учебные действия | Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии | |
Объявление темы урока | Познавательные общеучебные, коммуникативные | Ведение проблемного диалога. Мозговой штурм | |
Сообщение целей и задач | Регулятивные, целеполагания, коммуникативные | Ведение проблемного диалога, мозговой штурм, корзина идей | |
Планирование | Регулятивные планирования | Работа с картой урока, презентации, инсерт | |
Практическая деятельность учащихся | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся. Работа по решению проектных задач. Проведение ролевых игр. Работа с учебником, модульная технология, кейс-метод. Применение словарей, справочников, ИКТ-технологий | |
Осуществление контроля | Регулятивные, контроля (самоконтроля), коммуникативные | Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определенным критериям, образцам). Формирующее оценивание. Рефлексия | |
Осуществление коррекции | Коммуникативные, регулятивные, коррекции | Использование памяток. Организация взаимопомощи | |
Оценивание учащихся | Регулятивные, оценивания (самооценивания), коммуникативные | Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определенным критериям) | |
Итог урока | Регулятивные, саморегуляции, коммуникативные | Проведение рефлексии с применением тонких и толстых вопросов, вопросов, опорного конспекта | |
Домашнее задание | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Дифференциация заданий. Применение творческих заданий, практико-значимых заданий. |
Технологическая карта — обеспечивает эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ п соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщенность.
Структура технологической карты включает:
• название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
• цель освоения учебного содержания;
• планируемые результаты (личностные, предметные, мета-предметные, информационно-интеллектуальную компетентность и универсальные учебные действия);
• метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
• основные понятия темы;
• технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
• контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
• реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий па данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
• освободить время для творчества — использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
• выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
• решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т.д.);
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;
• обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
19.Психолого-педагогические вопросы обществоведческого образования.
Как и все наше общество, образование переживает в настоящее время сложный период обновления. Одной из основ этого обновления является гуманизация образования — обращение его к личности человека (ученика, учителя). Это находит свое выражение как в содержании школьных программ, так и в методах педагогической работы.
Противоречия и трудности не могли миновать обществоведческое образование. К их числу относятся, в частности, следующие:
а) между задачей гуманизации образования, требованиями обращения к личности человека и реальной практикой обучения, не ориентированной на личность ученика — инициативную, свободную, ответственную;
б) между необходимостью включения в содержание образования всех элементов культуры: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения, и действующими программами и учебниками, в которых представлены 1—2 элемента: знания, оценочные суждения;
в) между новыми идеями, содержанием и приемами обучения и отсутствием у учителей необходимой подготовки к преподаванию новых курсов обществозиания, наличием в профессионально-педагогическом сознании инновационных барьеров, инерционностью содержания образования в школе.
На наш взгляд, в этих противоречиях наиболее выражен психологический компонент, связанный с усилением внимания к личности ученика и учителя, с гуманизацией содержания курса.