Объяснение учителем значения межпредметных связей в учебном процессе.
Вышеперечисленные педагогические пути I этапа осуществления межпредметных связей в учебной теме тесно связаны между собой, один является продолжением другого. Успешная реализация I этапа является необходимой предпосылкой для осуществления II этапа изучения учебной темы на межпредметной основе.
На II этапе реализуются следующие педагогические пути:
1. Широкая ориентация школьников в содержании подтемы, к изучению которой они приступают: конкретизация ведущего положения, которое предстоит раскрыть на межпредметной основе; постановка перед учащимися конкретных учебных целей и освещение основных путей их достижения с помощью межпредметных связей
2. Применение учителем системы вопросов, заданий и учебных задач, носящих, как правило, проблемный, эвристический характер. Так, при раскрытии первого ведущего положения темы «Клетка» на межпредметной основе «цепочка» зависимостей: строение вещества, химического элемента, их свойства, их биологическая роль – становится ключом в рассмотрении этого ведущего положения (См. Табл.2).
3. Поиск школьниками необходимых и существенных опорных межпредметных знаний. Этот путь хорошо вскрывает движущие силы превращения дидактической модели межпредметных связей в факт овладения, установления этих связей учащимися. Осуществление межпредметных связей в процессе раскрытия ведущих положений учебной темы наиболее эффективно, когда необходимые и существенные для раскрытия этих ведущих положений темы связи используются при преодолении противоречий, возникающих в учебном процессе, когда учащиеся убеждаются в том, что эти противоречия можно разрешить путем использования знаний из других предметов.
4. Применение в ситуации затруднения определенных приемов, как то: «учитель – образец деятельности для учащихся», «приближение» к учащимся необходимых опорных знаний и «подсказка» в решении межпредметных связей, при выполнении межпредметных заданий и при ответе на вопросы. Определяя средства и пути помощи школьникам в ситуации затруднения при осуществлении межпредметных связей, я исходил из 3 уровней анализа задачи, выявленных в работах К. А. Славской, чьей книгой я пользовался при написании этой работы:
I. учащийся сам извлекает нужное знание для решения задачи из прошлого опыта.
II. нужное знание «приближено» к учащемуся в виде вспомогательной задачи, предлагаемой учителем в нужный момент.
III. учащемуся предлагается только один элемент знания в виде «подсказки».
Итак, в процессе овладения учащимися инструментом межпредметного синтеза, когда реализация познавательных потребностей затруднена, на начальной стадии этой работы возможен следующий путь: «учитель – образец деятельности для учащихся - «приближение» - «подсказка» - самостоятельная работа школьников. В дальнейшем, по мере овладения учащимися механизмом установления межпредметных связей, звенья этой цепи будут убывать в направлении слева на право, но этот процесс не будет прямолинейным: в нем будут и возвраты и перестановки местами некоторых элементов приведенной цепочки соотношения педагогического руководства учителя и самостоятельной работы школьников.
5. Постоянное упражнение учащихся по развитию самостоятельности в установлении межпредметных связей: поиск необходимых опорных знаний, развитие организационных умений по осуществлению межпредметных связей. Этот педагогический путь II этапа тесно связан с уже рассмотренными путями, непосредственно вытекает из них и продолжает их.
6. Применение гибких форм взаимодействия участников педагогического процесса по реализации межпредметных связей: проведение межпредметных письменных работ, семинаров, конференций, экскурсий; координация деятельности учителей – установление многосторонних и разноплановых контактов между ними.
Убедившись в наибольшей эффективности системы условий, определяемых первой методикой, в ее потенциальных возможностях обеспечить осуществление межпредметных связей на высоком уровне, в дальнейшем, при изучении темы «Возникновение жизни на Земле» и нескольких других, классы 9-2 и 9-3 также были переведены на обучение по этой методике. Особенностью данной методики была ее постоянная корректировка от темы к теме. Взаимодействие учителя и учащихся продолжало носить динамический характер с учетом совершенствования подготовленности школьников к работе по осуществлению межпредметных связей.
О том, что качество знаний учащихся от темы к теме возрастало, свидетельствует Рисунок 1. Как видно из рисунка, рост числа ответов на синтезированные вопросы, отнесенные к I и II уровням, во всех экспериментальных классах непрерывен от темы к теме. Большой скачек наблюдается в 9-2 – 9-3 классах при переводе их на первую методику. В дальнейшем наблюдается непрерывный рост и одновременное сближение от темы к теме между 9-1 и 9-2 – 9-3 классами. В 9-к классе заметного роста не наблюдается, а, начиная с 3-й темы, происходит снижение ответов, отнесенных к I – II уровням. В среднем, во всех экспериментальных классах 91% ответов на синтезированный вопрос 5-й темы отнесены к I-II уровням и только 10% в 9-к классе, т.е. рост в экспериментальных классах по сравнению с контрольными составил 81%.
Какие же можно сделать выводы по представленным материалам созидательного этапа опытной работы?
1. Организация учебного процесса по осуществлению многосторонних межпредметных связей на уровне ведущих идей носит поступательно развивающий характер. Движущей силой в осуществлении межпредметных связей является противоречие между возникающей проблемой и возможностью ее решить на базе одного учебного предмета.
2. Каждая учебная тема, подтема, изучаемая на широкой межпредметной основе, представляет собой очередной этап в организации работы по установлению межпредметных связей. Каждый такой этап является условием и результатом дальнейшего развития дидактических средств по их реализации, качественного развития знаний школьников, повышение профессионального мастерства учителей.
3. Осуществление межпредметных, внутрипредметных и внутрикурсовых связей в их органическом единстве обеспечивает доступность изучаемых учебных предметов, внутреннюю и внешнюю преемственность и логическую последовательность на различных ступенях обучения.
18.Подготовка учителя к преподаванию курса социально-политических дисциплин.
Главное в подготовке к уроку — осмысление цели, задач, содержания, структуры и хода урока вплоть до деятельности учащихся, которая стимулируется, управляется и контролируется учителем.
Различают два этапа в процессе подготовки учителя к уроку: предварительный, непосредственный.
Предварительная подготовка к уроку учителя включает в себя:
1) изучение специальной, методической, психолого-педагогической литературы;
2) тщательное знакомство с учебными планами, программами; 3)разработку индивидуального (авторского, собственного)
плана или конспекта урока.
Для более тщательной и эффективной подготовки к уроку учитель должен всегда быть в курсе современного состояния и развития той области знаний, которую он преподает. Не будет полной подготовка к уроку с привлечением литературы, написанной и изданной давно. Наука не стоит на месте, она пополняется новыми открытиями и достижениями. И учитель должен обо всем этом знать, чтобы донести знания до учащихся.
Учитель обществознания должен систематически и повседневно анализировать различные педагогические явления и факты из своей практики. Это позволяет ему выявлять положительные и отрицательные моменты в организации и проведении различных видов работы с учащимися, устанавливать причины успеха или неудачи и давать обоснованную оценку эффективности своей работы. Все это поможет каждый последующий урок сделать лучше предыдущего. Кроме всего указанного, начинающему учителю не будет лишним заранее продумать, каких учащихся и по какому материалу спрашивать, учитывая при этом индивидуальные особенности класса.
Важной для начинающего учителя будет самостоятельная проработка всех заданий, которые будут им предложены учащимся. Это поможет учителю не запутаться, не допустить ошибки при проведении урока, вовремя заметить ошибку учащегося.
Кроме вопросов, которые должны быть обязательно рассмотрены па уроке, учителю необходимо проработать и вопросы, которые могут возникнуть в ходе урока. Ведь часто урок складывается совсем не так, как планировал учитель, поэтому к неожиданностям и отклонениям от плана учитель должен быть всегда готов, хотя истинное мастерство учителя заключается именно в том, чтобы вести урок в том русле, в каком он запланирован. Часто учитель разрабатывает собственную программу проведения уроков -авторскую. В таком случае учитель также соблюдает все требования, предъявляемые к подготовке к уроку, но здесь ему предоставляется большая свобода.
Алгоритм анализа урока
1. Тема урока, количество часов, отводимых па изучение.
2. Цели урока (образовательные, воспитательные, развивающие), его ценностные ориентиры.
3. Тип урока, форма учебного занятия, этапы урока, время, затрачиваемое на структурные единицы урока; равномерность распределения учебной нагрузки.
4. Отбор содержания, логика структурирования и методика изучения учебного материала, выполнение требований стандарта и программы.
5. Использование тематических модулей (укрупненных дидактических единиц), "блочное" конструирование темы.
6. Деятельность учителя по формированию знаний и умений учащихся, наличие адекватных содержанию методических приемов и средств обучения, личностно-ориентированного преподавания.
7. Организация познавательной деятельности учащихся, их активность, использование заданий на трех уровнях познавательной самостоятельности.
8. Применяемые формы и виды проверки знаний и умений учащихся, наличие дифференцированного подхода в обучении, индивидуальных учебных заданий.
9. Реализация межпредметных и внутрикурсовых связей по сквозным проблемам курса для конструирования содержательной и процессуальной сторон обучения.
10. Подготовка учителем дидактических материалов, их роль в достижении целей урока, формировании знаний, умений, приемов учебной работы.
11. Результаты урока: реальные достижения, качество ответов учащихся, оценка их работы.
12. Объем домашнего задания, его виды.
13. Нерешенные методические проблемы урока.
Анализ современного урока целесообразно проводить по всем четырем его аспектам:
— мотивационно-ориентационному (мотивационная готовность к уроку; точность, доходчивость объяснения целей и задач урока; стали ли эти цели личностно значимыми для учеников; нацелена ли деятельность учителя на развитие индивидуальности учащихся);
— содержательному (соответствие материала требованиям программы, целям и задачам урока, взаимосвязь материала с субъектным опытом учащихся, формирование системного представления (межпредметные и внутрипредметные связи), практическая направленность материала);
— методическому (применение интерактивных форм обучения; создание условий для проявления самостоятельности; индивидуализация обучения);
— оценочно-результативному (проведение рефлексии; внимание не только на правильность ответа, но и на его оригинальность, рациональность путей и способов выполнения).
Начинающему учителю целесообразно предложить алгоритм конспекта урока:
1. Тема урока.
2. Тип урока, форма учебного занятия.
3. Задачи (цели) урока.
4. Ценностные ориентиры.
5. План объяснения нового материала.
6. Основные факты, понятия, теоретические положения, идеи.
7. Основные умения .
8. Возможности реализации межпредметных и внутрикурсовых связей.
9. Вопросы и задания для учащихся.
10. Материалы для учителя (таблицы, схемы, фрагменты источников и пр.).
11. Литература для учителя.
Также необходимо проанализировать требования, предъявляемые к современному уроку: 1) дидактические:
— определение целей, задач, формы и типа урока, его места в общей системе уроков;
— определение содержания урока в соответствии с требованиями программы и целями урока;
— выбор методов, приемов и средств обучения;
— использование интерактивных образовательных технологий (как еще говорил А. Дистервег о том, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить);
— связь обучения с жизнью, способствование тому, чтобы урок был направлен на подготовку школьников к жизни в современном обществе;
2) психологические:
— самоорганизованность учителя: его подготовленность к уроку, настрой, поведение, внешний вид;
— создание ситуаций успеха ("Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха", считает К. В. Бардин);
- определение стиля урока;
- организованность учащихся: их отношение к учению;
- учет возрастных особенностей детей (как сказал Ж. Ж. Руссо, "Зачем приспосабливать ребенка к системе образования, не лучше ли приспосабливать эту систему к ребенку");
3) гигиенические: соблюдение правил школьной гигиены и режима для школьников, не допуская перегрузки.
При подготовке к уроку будущему учителю важно проанализировать отличия современного урока и урока традиционного типа, определиться с целями и желаемыми результатами.