Принципы современной грамматики
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Значительную часть курса «Современный русский язык» составляют грамматические разделы – «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис» (3-6 семестры). Каждый из этих разделов имеет собственную историю в русистике и традиции преподавания в школе, и в вузе, при этом они часто не согласованы, «грамматичны» в разных смыслах. Настоящий учебный комплекс предполагает хотя бы в минимальной степени преодолеть несогласованность, проводя, насколько это возможно, единую грамматическую линию, демонстрируя студентам единство подхода к различным грамматическим объектам – слову, предложению, тексту.
Главная цель курса «Современный русский язык» состоит в формировании у студентов современного лингвистического мировоззрения и – в соответствии с ним – реалистических представлений об устройстве и специфике своего родного языка – объекте их исследования и преподавания. Исходя из этого, студент должен ставить перед собой задачи:
- приобрести навыки анализа устройства слова и предложения, более сложного, чем практикуемый в школе;
- усвоить современные лингвистические идеи, понять их историю и связь с общенаучным контекстом;
- получить основные ориентиры в лингвистической – справочной и научной литературе;
- сформировать представления о нерешенных проблемах изученных разделов языковедения и перспективах их развития.
Настоящие методические указания построены таким образом, чтобы помочь студенту в решении этих задач. В ч. 1 представлен раздел «Морфемика и словообразование», ч. 2 и 3 посвящены морфологии и синтаксису.
Предлагаемая в методических указаниях информация структурирована следующим образом:
1) содержание дисциплины, включающее в себя темы лекционных занятий с обсуждаемыми вопросами;
2) методические указания и материалы для анализа к практическим и семинарским занятиям
3) методические указаниядля самостоятельных занятий;
4) темы, методические указания и образцы лабораторных работ.
Для каждого практического раздела предлагается литература по обсуждаемым вопросам.
Завершают методические указания «Контрольные вопросы и задания для самостоятельной подготовки», где формулируются вопросы а) теоретические, предполагающие осмысление фактов теории, идей, их истории, соотношения, терминологии и т. п.; б) практические, направленные на анализ реальных фактов языка, умение пользоваться всеми видами справочной лингвистической литературы, весьма разнообразной на сегодня. Особое место занимают среди них вопросы, назовем их условно «школьные»: они могут возникать и реально возникают в школе, редакции и просто «на улице». Умение отвечать на такие вопросы отличает филолога-профессионала от человека, «бессознательно» хорошо владеющего языком.
Список литературы включает три раздела: справочная литература, обязательная и дополнительная. К каждой теме даются конкретные работы из этого списка в условном сокращении, дополнительные отмечается значком «*».
Объем литературы и задания ориентированы на программу-максимум, на то, чтобы в поле зрения студента оказалась большая часть важнейших идей и фактов, находящихся в распоряжении современной русистики. Сократить этот объем в каждом из случаев не составит труда.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс, традиционно именуемый «Словообразование», соотносится с двумя дисциплинами современной лингвистики – морфемикой и словообразованием, или дериватологией. Первую составляют проблемы членимости слова на значимые узнаваемые части – морфы, типология морфем, вопросы парадигматики и сочетаемости. Вторая изучает только слова производные и их отношения к производящим в разных аспектах. Обе эти лингвистические дисциплины едины в том, что обращены к внутреннему устройству слова. Поэтому их можно было бы назвать «внутренней грамматикой слова». В противоположность им морфология – «внешняя грамматика слова» – изучает объединения слов (категория, типы, классы, парадигмы), смысловые основания данных объединений, а также их формальное выражение – технику, грамматические способы.
Словообразование интенсивно развивалось с середины 50-х годов, в ходе этого развития было высказано много идей, объясняющих устройство не только производных слов, до и русского слова вообще. Здесь предпринимается попытка привести композицию курса в соответствие с логикой научного осмысления объекта, преодолевая в некоторой степени «экспансию» словообразования.
Особенность прочтения курса, представленного в рабочей программе, состоит в его повороте к функциональности, т.е. в настойчивом обращении к вопросу, какие смысловые задачи позволяет решать тот или иной элемент языковой структуры, чему он служит. В связи с этим в курс введены некоторые понятия современной семантики. Кроме того (что важно подчеркнуть именно в ч. 1), появляются «сквозные» понятия, к которым приходится обращаться неоднократно. Например, понятие актанты рассматривается в морфемике в связи с фразеологичностью многоморфемного слова, в морфологии – в связи с семантикой падежа, и в дальнейшем, в синтаксисе, при анализе структуры событийной пропозиции. Такое выравнивание понятийного аппарата всех разделов грамматики должно способствовать, по замыслу, формированию единых грамматических представлений, без чего невозможно понимание этого сложного, но все-таки единого языкового механизма.
III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Грамматика
Морфемика
Дефектные» морфы
Идеи М.В. Панова о степенях членимости и ее последствия для типологии морфем. Квазиморфы: суффиксоиды (М.В. Панов); радиксоиды, или связанные корни (Г.О. Винокур); префиксоиды (Е.А. Земская). Вопрос о «флексоидах» и постфиксоидах.
Субморфы, или «разжалованные» морфы. Субморфы суффиксального типа (В.Г. Чурганова), префиксального (В.В. Лопатин). Вопрос о субморфах радиксального, флексийного, постфиксального типа.
Морфонология
История формирования морфонологии. Идеи Бодуэна де Куртенэ о неофонетических и палеофонетических звуковых чередованиях (1876) и отнесенность последних в ведение грамматики (1899). Н.С. Трубецкой как основатель морфонологии (1929), первый опыт описания морфонологической системы русского языка (1934, публикация 1987). Обсуждение проблем морфонологии и ее статуса в работах фонологов Московской школы – А.А. Реформатского, М.В. Панова (1941-1970). Введение морфонологии как части словоизменения в академическую грамматику, включение ударения в число ее средств (В.А. Редькин, 1966). Морфонология как часть словообразования в концепции Е.А. Земской (1973), расширение репертуара средств морфонологии за счет введения в него интерфиксации, усечения и наложения морфем. Расширение границ морфонологии – Лопатин (1977). Морфонология как часть раздела словообразование в [Грамматике, 1980]. Описание морфонологии глагольного словоизменения – Н.Е. Ильина [1980]. Разнообразие морфонологических решений при реализации одной морфемной структуры (Е.В. Красильникова, 1981).
Итоги развития морфонологии. Морфонология – раздел морфемики, не знающий границ словоизменения и словообразования; парадигматическая морфемика. Множественность морфонологических решений в языке, вариантность. Нормативный аспект морфонологии. Неединственность морфонологических интерпретаций.
3. Словообразование
3.1. Словообразование, или дериватология, как грамматика производных слов
Система деривационных отношений в лексике. Понятия деривации (Е. Курилович) и мотивации (М. Докулил). Высокая степень мотивированности русской лексики (сопоставительные данные В.Г. Гака).
Словообразовательная пара как элементарная единица словообразования: дериват (мотивированное, производное слово), мотиватор (мотивирующее, производящее), мотивация (деривация) как их отношение. Критерий мотивированности слова. Типы мотивированных слов по способу существования в языке: узуальные, потенциальные, окказиональные. Лакуны в словообразовательной системе. Явление множественной мотивации.
3.2. Основные понятия словообразования. Проспективный и ретроспективный подходы
к исследованию словообразовательной системы
Словообразовательный тип (словообразовательная модель). Регулярность и продуктивность словообразовательной модели.
Ретроспективный (от деривата) и проспективный (от мотиватора) подходы к изучению словообразовательной системы русского языка. Традиционность ретроспективного и новизна проспективного подхода. Два типа описания и два типа словарей: мотивационный и словообразовательный.
Словообразовательная парадигма (набор кодериватов) – инструмент изучения деривационного потенциала слов разного типа. Конкретная и типовая словообразовательная парадигма. Словообразовательная цепь. Словообразовательное гнездо – комплекс цепей и парадигм.
Мотивация
Классификация мотивации по содержанию и объему понятий, выражаемых мотиватором и дериватом.
Идея М. Докулила о типах мотивации: мутация, модификация (смысловая и стилистическая), транспозиция. Идея Е. Куриловича о лексической и синтаксической деривации (номинализация).
Избирательность мотивации: дериваты многозначных слов; метафорическая мотивация как частный случай мутации, идея о дифференциации денотативного и сигнификативного в производном слове.
Вопрос о соотношении объемов понятий, выражаемых мотиватором и дериватом: полнообъемная и периферийная мотивация.
Деривация
Деривация как преобразование мотиватора в плане выражения. Виды деривации по конкретному «объекту» преобразования: морфема, слово, группа слов.
Деривация, преобразующая слово безотносительно к его морфемной структуре. Семантическое словообразование (Ю.Д. Апресян). Изменение синтагматики слова. Изменение парадигматики слова: адъективация, субстантивация, десубстантивация, адвербиализация.
Морфемное словообразование. Типы морфов, участвующих в преобразовании мотиватора: суффикс, префикс, постфикс, флексия. Преобразование морфемной структуры мотиватора – операции, сводящиеся к тому, чтобы прибавить, отнять, заменить морфему. Суффиксация, десуффиксация, транссуффиксация. Аналогичные операции с другими морфемами. Вопрос о деривационной роли флексии. Комбинация морфем в словообразовании, комплексные морфемы (конфиксы, или циркумфиксы).
Усечение как способ словообразования, игнорирующий границы морфемы..
Деривация, преобразующая группу слов.
Сращение – соединение слов без их формальных видоизменений (сопровождающееся изменением парадигматики). Сложение – соединение корневых морфем с помощью интерфиксации и единого аффиксального оформления. Аббревиация. История аббревиации. Типы аббревиатур – инициальные (буквенные) и абброморфные; контаминации. Два способа заимствования аббревиатур. Словарь сокращений. Деривационные возможности аббревиатур. Универбация.
3.5. Словообразовательная структура и словообразовательный потенциал частей речи
Система частей речи в современном русском языке. Номинативный (семантический) и словоизменительный класс. Лексико-семантическая группировка частей речи и семантический прототип.
Словообразовательная структура части речи. Соотношение морфемной и словообразовательной структур.
Словообразовательный потенциал части речи как реализация ее семантического потенциала.
Внутричастеречное и межчастеречное словообразование. Роль мотивационных отношений в реализации словообразовательного потенциала части речи. Типовая словообразовательная парадигма как единица описания словообразовательного потенциала (Е.А. Земская).
Словообразовательный потенциал существительного. Конкретные и абстрактные существительные как словообразовательная база.
Словообразовательный потенциал глагола. Процесс и событие как семантические доминанты глагола и мотивация. Валентности глагола и их реализация в мотивации. Регулярность глагольного словообразования.
Словообразовательный потенциал прилагательного. Характеристики свойства как семантического прототипа прилагательного и их развитие в адъективном словообразовании.
«Классификационная» и «гнездовая» структуры языка как аналоги типологической и генетической классификации языков.
3.6. Прошлое и будущее морфемики и словообразования
Этимология и этимологизирование. «Народная этимология» как стихийное формирование прозрачной внутренней формы слова.
Понятие внутренней формы слова и его отношение к морфемике и словообразованию. Внутренняя форма языка (В. фон Гумбольдт). Теоретические и философско-языковые основания понятия. Содержание, внутренняя и внешняя формы языка в теории В. фон Гумбольдта. Язык как реализация духа нации. Внутренняя форма языка как его категориальный строй.
Внутренняя форма слова (А.А. Потебня). Слово и образ. Внутренняя форма слова как синтез морфемного и словообразовательного, синхронии и диахронии. Различение словообразовательной и когнитивной модели. Гипотетичность внутренней формы слова.
Внутренняя форма слова как мотивационный компонент его значения (Г.О. Винокур).
Современные тенденции в словообразовании. Когнитивный подход в словообразовании. Падежная грамматика (Ч. Филлмор) и производное слово. Словообразование и текстовые ряды слов. Эпидигматические отношения в дискурсе. Понятие детерминационного ряда. Типы отношений в детерминационных рядах.
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРАКТИЧЕСКИМ И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Грамматика
Морфемика
V. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Контрольные вопросы
1. Принято думать, что словообразовательный анализ должен предшествовать морфемному. Логика нашего курса приводит к обратному. Попытайтесь изложить все «за» и «против» обеих точек зрения. Ср. свои рассуждения с аргументами в статье [Богданов, 1983].
2. Морфемика как автономная сфера. Морфемика «в интересах» словообразования. Морфемика «в интересах» морфологии. Попытайтесь охарактеризовать три названных понятия, разграничив их объекты, цели, результаты.
3. Чем можно объяснить тот факт, что в русском морфиконе при более чем 500 суффиксах всего несколько постфиксов? (Сосчитайте их).
4. Познакомьтесь с понятием супплетивизма. В чем проблематичность понятия «супплетивное словообразование»?
5. В школьной грамматике и РГ (С. 126) грамматический показатель инфинитива квалифицируется как флексия. Попытайтесь восстановить логику такого заключения. Докажите, что в соответствии с такой логикой следует признать флексией и показатель компаратива. Какие грамматические формы должны быть переосмыслены тогда?
6. Познакомьтесь с кн. [НРЛ-81] или предшествующими выпусками этой серии и, проведя анализ группы слов, например, на одну букву, выясните, какие деривационные механизмы служат неологии? Как они конкурируют? Найдите в книге иллюстрации к вашему исчислению комбинированных типов словообразования.
7. С чем связана продуктивность разных типов сложения в неологии? Каковы возможности аббревиации в разговорной речи и профессиональной речи?
8. Какой реальный удельный вес аббревиатур в русском лексиконе? Какие нормативные и «вкусовые» проблемы возникают в связи с этим?
9. В какой речевой сфере наиболее активно усечение как тип словообразования?
10. Дайте деривационную характеристику индивидуальных образований данного текста: «Кабычегоневышлисты» пугают нас тем, что гласность может превратиться в анархию... Кабычегоневышлистская болезнь «потери лица» чаще всего ведет именно потере лица (Е. Евтушенко).
11. В чем отличие слов рыбак и рыболов в плане деривации и мотивации? Чем мотивировано слово рыболовецкий?
12. Производное ли слово копейка? Покажите на его примере различие словообразовательного и этимологического анализа. К каким словарям вы обратитесь?
13. Используя название одного из рассказов И. Бунина «Несрочная весна», докажете, что узнавание морфемной структуры слова не гарантирует его правильного понимания.
15. В 1987-1988 гг. в широкий обиход вошли слова неформал, индивидуал, зафиксировано официал (Коме. правда, 1988. 23 июля), маргинал (Нов. время. 1988. № 34). Какие последствия это может иметь для русского морфикона, морфемной типологии русского слова?
16. В речи недостаточно грамотных людей можно услышать формы задохнулася, уложилася, умываюся. Объясните эти факты с позиций морфонологии. Сформулируйте правило распределения алломорфов. При затруднениях справьтесь: РГ. С. 127.
17.Как вы объясните просторечные варианты слов аванец (аванс) и четверик (четверг)?
18. Дети спросили учительницу, почему пишется большинство, но нищенство. Попытайтесь объяснить, использовав понятие интерфикса (вопрос сообщен В.Ф. Краснокутской).
19. На ценнике одного московского магазина написано «Сыр тартузский». Дайте объяснение этой ошибки с позиций морфемики.
19. Ученик 7 класса спросил, чем отличается белесый от белый. Как бы можно было ответить? В компетенции лексики или морфемики ответ на этот вопрос?
20. Как вы объясните студенту, для которого русский язык неродной, его ошибку, когда о фильме он говорит невкусный?
21. Почему школьники часто пишут прилагательное юный с двумя н? Как объяснить им, почему они ошибаются, и как избежать этой ошибки?
22. Разбирая слова изоляция и агитация, школьник выделял два суффикса – -яция и -ация. С чем связана ошибка? Как объяснить ее школьнику?
23. При словообразовательном анализе слова хорошеть школьник указывает в качестве мотиватора прилагательное хороший. В чем состоит ошибка? Как объяснять ее автору, не вводя понятия «критерий Винокура»? В чем необычность этого мотиватора? Ср. свое толкование с толкованием этого факта в [РГ. С.136].
25. В слове сэкономленный школьник выделил сегмент -л- и квалифицировал его как суффикс прошедшего времени. В чем состоит его ошибка и как ее объяснить ребенку?
26. Сформулируйте различие понятий «нулевая морфема» и «нулевой морф». Приведите примеры слов, в морфемной структуре которых было бы и то и другое.
27. В. наш оборот сравнительно недавно вошло слово менеджер (его нет в СТ). Опишите его деривационный потенциал, построив словообразовательное гнездо. Воспользуйтесь материалами НС.
28. Сделайте морфемный анализ слова вульгарный, учитывая следующий пример: ...Неотесанность перешла к нам как бы в кровь. Она нас огрубила, овульгарила (А. Эфрон).
29. Как вы охарактеризуете статус сегмента -кратия в современном морфиконе, учитывая появление на страницах прессы таких слов, как этнократия, наркократия, а также окказиональные бандократия, логократия?
30. Каково соотношение слов бюрократия — бюрократ в дериватологическом аспекте?
31. Дайте лингвистический комментарий к юмористическому произведению, помещенному в «Собеседнике»[1988. С. 36]:
Я задаю вопросы
Мама не пускает меня гулять.
Кто она? Непускальщица?
Я отказываюсь от обеда, капризничаю и реву. Кто я? Капризорев?
Папа ставит меня за это в угол. Кто он? Уголоставщик?
Пока я стою в углу, они обвиняют друг друга в моем плохом воспитании. Кто они? Обвинщики?
Мама кричит на папу и топает ногой. Кто она? Крикотоптальщица?
Папа молча бьет тарелку за тарелкой об пол. Кто он? Тарелкобивец?
Наша семья ссорится. Но разве мы – семьессорщики? (О. Кургузов)
32. Как бы вы охарактеризовали языковые приемы, используемые в оформлении газетных заголовков В садах Саддама, Заманила вас Манила; ПроРАБЫ стандарта; Не плачь, Плачидо, Мина от Минфина, Пломба для апломба; Какой восТОРГ;
33. Как следует называть охотников на сурков? «Сконструируйте» слово с таким значением и сравните с данными словарей. Придумайте сами задачи такого рода – «на словообразовательные синтез».
34. В СМ в одном гнезде даются слова скорбь, прискорбие и оскорбление. Согласны ли вы с таким пониманием? Аргументируйте свое решение.
35. В СТ слово рефлексия дано в гнезде «рефлекс». Попытайтесь проверить такое решение с помощью критерия Винокура.
36. В текстах современной периодики можно встретить варианты рефлектировать / рефлексировать, апокалиптический / апокалипсический. Объясните природу такого рода «разночтений». К какому из вариантов склоняетесь вы? Почему?
37. В последние годы «взрыв» активности проявляет суффикс -изац(ия) – люмпенизация, финляндизация, деинтеллектуализация, гуманитаризация, деэтнизация, космополитазация и т.д. Назовите его русский аналог и попытайтесь сконструировать русские соответствия хотя бы приведенных здесь слов.
38. В прессе практически параллельно используются слова кувейтяне (Правда. 1990. 20 окт.) и кувейтцы (Лит. газета. 1990. 17 окт.), саудовцы (Правда. 1990. 20 окт.) и саудийцы (Комс. правда. 1990. 18 окт.). Прокомментируйте этот факт с позиций морфемики, дериватологии и нормативной грамматики.
39. Как звучит прилагательное от имени «киоск»? Возможны ли варианты?
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 1. Морфемный анализ слова
с морфонологическим комментарием
Найдите текст и выделите в нем все членимые слова. Определите их морфемную структуру и охарактеризуйте морфонологические явления, сопоставляя свои результаты с данными СМ.
Образец
Поликлиника для фикусов
Лечебница для растений создана в венгерском городе Дьер. Цветоводы – владельцы домашних цветов приносят сюда заболевшие растения или вызывают «скорую помощь» на дом. Специалисты не только помогают различными средствами заболевшим растениям, но и дают консультации, как избежать заболеваний (Сов. Россия. 1987. 20 дек.).
В данном тексте 22 слова, обладающих морфемной членимостью. Из них 7 имеют простейшую морфемную структуру «корень + флексия»: фикусов, городе, цветов, скорую, помощь, средствами, дают. Остальные слова имеют более сложную морфемную структуру:
– «корень + суффикс + флексия»:
1. Лечебница – ‘лечебное учреждение’;
леч – ‘восстанавливать здоровье’,
еб – субморф/интерфикс,
ниц – ‘помещение’,
а – Им. п., ед. ч.
2. Растений – ‘организмов, обычно развивающихся в неподвижном состоянии, питающихся неорганическими и органическими веществами почвы и воздуха, и способных создавать органические вещества из неорганических (СО)’;
раст – ‘увеличиваться в размере, количестве, развиваться’,
е – вокализирующий интерфикс,
н – консонантизирующий интерфикс,
и[j] – суффикс существительного,
Æ – Род. п., мн. ч.
3. Создана – ‘построена, организована’.
созда – ‘построить, организовать’ (ср. СО: ‘Сделать существующим, произвести, основать’);
н – суффикс краткого причастия;
а – ж. р., ед. ч.
4. Венгерском – ‘имеющем отношение к Венгрии’,
венгер – этноним,
ск – ‘имеющий отношение к тому, что обозначено корнем или предшествующими морфемами’,
ом – Предл. п., м. р., ед. ч.
5. Владельцы – ‘хозяева’;
влад – ‘иметь, быть хозяином’,
е – вокализирующий интерфикс,
л(ь) – консонантизирующий интерфикс
(ь)ц – ‘лицо, характеризующееся процессом, свойством или отношением, обозначенным в корне’
ы – Им. п., мн. ч.
6. Домашних – ‘относящихся к дому’;
дом – ‘близкое человеку пространство’,
а – субморф флексийного типа (ср. дома)
ш – консонантизирующий интерфикс,
н – ‘относящийся к тому, что обозначено корнем’,
их – Род. п., мн. ч.
7. Специалисты – ‘люди, владеющие специальными знаниями и умениями’
специ – ‘исключительный, отдельный’
ал – интерфикс
ист – ‘лицо, характеризующееся по виду деятельности’,
ы – Им. п., ед. ч.
8. Консультации ‘советы специалистов’
консульт – ‘обмен специальной информацией’
а – вокализирующий интерфикс
циj – суффикс существительного
и – Вин. п., мн. ч.;
8. Заболеваний – ‘болезней’.
(за) – субморф префиксального типа
бол – ‘нарушение здоровья’
е – вокализирующий интерфикс
ва – суффикс несовершенного вида,
н – консонантизирующий интерфикс
и<j> – суффикс существительного
Æ – Р. п., мн. ч.
– «префикс + корень + флексия»:
1. Приносят ‘носят в какое-либо место’;
при – ‘внутрь или кому-нибудь’,
нос ‘перемещать пешим ходом без контакта с поверхностью’,
ят <ат> – 3 л., мн.ч.
2. Вызывают ‘приглашают к себе’
вы – ‘из, наружу’
зыв – ‘побуждать в знаковой форме приблизиться к себе’
а – вокализирующий интерфикс
<j> – консонантизирующий интерфикс
[ут] – 3 л., мн. ч,
– «префикс + корень + суффикс»:
1. Избежать – ‘избавиться, спастись от чего-нибудь’ (СО);
из – ‘наружу’,
беж – ‘удалиться’,
а – вокализирующий интерфикс,
ть – суффикс инфинитива.
– «префикс + корень + суффикс + флексия»:
1. Различными – ‘разнообразными, всевозможными (СО)’;
раз – ‘деление на части, распределение по частям, по местам, по поверхности’ (СО),
лич – связанный корень ‘сопоставление’ (ср. сличить, отличить),
н – суффикс прилагательного,
ыми – Тв. п., мн.ч.
2. Заболевшим ‘начавшим испытывать болезнь’;
за – ‘начать’,
бол’ – ‘неприятное телесное ощущение; нарушение здоровья’,
е – вокализирующий интерфикс,
вш – суффикс действительного причастия прошедшего времени,
им – Дат. п., мн. ч.
– «корень + корень + флексия»:
1. Цветоводы ‘специалисты по выращиванию цветов’;
цвет – ‘орган размножения покрытосеменных растений; растения с ярко выраженным таким органом’,
о – соединительная гласная (интерфикс),
вод – ‘лицо, практически занимающееся явлением, обозначенным корнем’,
ы – И.п., мн. ч.
2. Поликлиника ‘больница с большим количеством амбулаторных и стационарных отделений’;
поли – ‘много’ (этимологически ‘город’),
клиник – ‘больница’,
а – И.п., ед. ч.
В проанализированных словах представлены следующие дефектные морфы: нулевая флексия – растений, помощь; заболеваний; радиксоиды – ПОЛИклиника, разЛИЧный (ср. отличный, приличный); субморфы префиксального типа – СОздана, ПОмогают, ЗАболевааие; суффиксального – лечЕБница (ср. учеба), средСТВа (ср. богатство).
Отмечаю морфонологические явления: чередования – лечебница (к/ч), город (д/д'), вызывать (о/ы/о/), помощь (г/щ), избежать (г/ж), владельцы (e/o); интерфиксация – «разуплотняющую» стечение согласных – лечЕБница, вокализирующая основу – владЕльцы, заболЕвшие, растЕние; консонантизирующая основу – домаШние, вызыва<j>ут, помога<j>ут, да<j>ут; соединяющая корни – цветОводы.
Сопоставление результатов анализа с данными СМ показывает: Слов поликлиника, фикус, помощь, специалист, консультация в словаре нет, следовательно, авторами словаря они признаются нечленимыми, тогда как об обратном как будто бы говорит наличие слов клиника, специальный, помогать, консультировать (в СМ имеется в виду членимость не слова, а основы). Характерно, что в СТ помощь дается как производное в гнезде мочь, а консультация как производное от консультировать. См. также толкование специалист в СЕ: ‘Человек, обладающий специальными знаниями в какой-то отрасли науки или техники’. Расходится с СМ анализ слова растение: рас-т-ени-е, тогда как у меня раст-е-н-и<j>-е: для сегмента -т- никакой функции определить не удается, он есть во всех репрезентациях данной основы (см.: СМ!) и чередуется с нулем звука -рос (ср.: замерз, греб) и щ – (выращивать); сегмент -е- можно признать интерфиксом, вокализрующим основу (темой), ср.: заживлЕние, прибавлЕние, переживАние; сегмент -н- также можно признать интерфиксом, но консонантизирующим основу, ср. слова подобие, бы-т-и<j>-е без –н-. Более детально членю слово владелец, в отличие от СМ выделяю в нем интерфикс -л-, консонантизирущий основу, ср.: пеВец, жиЛец, кормиЛец. Аналогично со словом домашний, где СМ выделяет суффикс ‑ашн-, а я наряду с суффиксом прилагательного -н- субморф флективного типа -а- (ср.: дома), и консонантизирующий основу интерфикс -ш-, ср.: киноШник, доминоШник, кисиШник.
Образец
Поликлиника для фикусов
Лечебница для растений создана в венгерском городе Дьер. Цветоводы – владельцы домашних цветов приносят сюда заболевшие растения или вызывают «скорую помощь» на дом. Специалисты не только помогают различными средствами заболевшим растениям, но и дают консультации, как избежать заболеваний (Сов. Россия. 1987. 20 дек.).
В данном тексте из 30 знаменательных слов 15 мотивированных. При этом обнаружены следующие типы мотивации: транспозиция – 6 слов:
– венгерском – Венгрия ‘имеющий отношение к Венгрии’;
– домашних – дом ‘имеющий отношение к дому’;
– помощь – помочь ‘процесс, также обозначаемый глаголом помочь’;
– консультации – консультировать ‘процесс, также обозначаемый глаголом консультировать’;
– заболеваний – болеть ‘процесс, также обозначаемый глаголом болеть’),
модификация – 4 слова:
– поликлиника – клиника ‘многопрофильная клиника’ (этимологически ‘городская клиника’);
– приносят – носят ‘носят в какое-либо место или кому-либо’;
– вызывают – зовут ‘зовут приехать (прийти) из какого-либо места по важному поводу’;
– заболевшие (заболеют) – болеют ‘начавшие (начнут) болеть’;
мутация – 5 слов:
– лечебница – лечат ‘место, где лечат’;
– растений – расти ‘предмет живой природы, характеризующийся тем, что он растет’;
– цветоводы – цветы (ед. цветок) ‘лица, занимающиеся разведением цветов’;
– владельцы – владеть ‘лица, которые владеют’;
– специалисты – специальный ‘лица, обладающие специальными знаниями и умениями’.
Деривационная характеристика слов.
В данном тексте представлен только морфемный способ словообразования:
суффиксация: леч/еб/НИЦа – леч-ат; раст/ен/Иjе – раст-ут; владе/ль/Цы – владе/j/-у; дом/аш/Них – дом;
префиксация: ПОЛИклиника – клиника; ПРИносят – носят; ЗАболевшие – болевшие; ВЫзыв/аj/ут – зовут;
радиксация: цветоВОДы – цветы;
конфиксация: ЗАболе/ва/н/ИЙ – боле-ют;
транссуффиксация: консульт/а/ЦИи – консульт/ир/Уют; специалИСТы – специальНый; венгерСКом – ВенгрИJа;
трансфлексизация: помощьÆ – помог–ут.
Отмечаю явления множественной мотивации: слово венгерский может быть также мотивировано словом венгр, слово приносят – словом принесут; вызывают – вызовут (ср. СТ); взаимной мотивации в случаях помощь – помогут, консультации – консультируют.
Результаты анализа совпадают с данными словаря Тихонова, за исключением случаев, которые можно было бы объяснить следующим образом.
В СТ для 5 слов предложены иные мотиваторы, чем в моей работе: венгерский – венгр (у меня Венгрия); приносят – принесут (носят); вызывают – вызовут (зовут); цветоводы – цвет (цветы); заболевания – заболевают (болеют). Три первых случая можно объяснить явлением множественной мотивации (см. выше). Для слова цветовод, по моему мнению, слово цвет не может быть мотиватором, поскольку «не срабатывает» критерий Винокура. Слово заболевание не содержит семантического компонента «начало», поэтому его мотиватором не может выступать слово заболевать, имеющее эту семантику. Различается с СТ деривационный анализ слова поликлиника. В СТ словообразовательный элемент поли- оценивается как корень, я же определяю его как префикс. Это различие связано с позиционной и семантической идентификацией морфем. Хотя элемент поли- не встречается в словах без «других» корней и всегда занимает позицию перед ними, его значение тождественно значению корня мног-, что, по-видимому, позволяет авторам словаря оценить его как корень. С известной долей осторожности можно говорить о поли- как префиксоиде – корне в позиции префикса (см. раздел 3. рабочей программы).
Сопоставление с данными морфемного анализа показывает, что не все слова, обладающие морфемной членимостью, мотивированы. Из слов, обладающих простейшей морфемной структурой, производно только слово помощь, деривационно представляющее собой результат трансфлексизации.
VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ
Грамматика
Морфемика
Дефектные» морфы
Обратите внимание на два обязательных условия существования «полноценного» морфа – наличие в морфиконе и функция в слове. Несоблюдение каждого из них дает особый класс «дефектных» морфов – квази- и суб-.
Также обратите внимание на терминологическую омонимию: суффиксоидом именуют а) системно ущербные (Е.А. Земская) и б) полифункциональные (Н.М. Шанский) морфы. Какое из этих прочтений предпочтительно для термина «суффиксоид» на ваш взгляд? Познакомьтесь с понятием «аффиксоиды» в КС и сформулируйте свое отношение к нему.
Литература. Земская, 1981. С. 151-157, 173-174; 1989. С. 260-267; *Лопатин, 1977. С. 41-62; КС.
Морфонология
Обратите внимание, как в ходе формирования морфонологии «смещалось» положение языковых фактов в рубрикации лингвистических дисциплин.
От «первоначального накопления» фактов современная морфонология переходит к определению условий варьирования морфемы, т.е. к изучению функционального аспекта морфонологии. Докажите это утверждение фактами.
Попытайтесь выявить среди морфонологических операций такие, которые действуют «в угоду» звуковому строю, словарю, норме.
Покажите диалектику парадигматических и синтагматических отношений морфем в сфере морфонологии.
Литература. Земская, 1981. С. 165-186; 1989. С.276-290; РЯ. С. 150; РГ. С. 413-452; *Ильина, 1980. С. 7-27; *Красильникова, 1981; КС.
Словообразование
9. Словообразование, или дериватология,
как грамматика производных слов
Обратите внимание на отличие нашего определения дериватологии от распространенного представления о ней как о науке о том, как делаются слова. В чем принципиальное различие?
Заметьте, как пополняется багаж ваших лингвистических понятий: наряду с парадигматическими и синтагматическими вы теперь знаете о деривационных отношениях. Они обнаруживаются на всех уровнях (см. тему: «Деривационная парадигма предложения» в будущем году).
Будьте внимательны при словообразовательном анализе, не принимайте за синхронные деривационные связи исторические (см.: свидетель, медведь). Учитывайте исторический процесс, именуемый декорреляцией.
Литература. Земская, 1981. С.133-136, 157-164; 1989. С.237-242, 345-349, 353-357; Тимофеев, 1981; СТ. С.36-46; КС.
10. Основные понятия словообразования. Проспективный и ретроспективный подходы к исследованию словообразовательной системы.
Познакомьтесь с МС и СТ. Подумайте о том, как они могут быть испол