Инструкционная карта практического занятия №12
Тема: Функциональные стили и типы литературного языка.
Цели:
- образовательная – научиться различать функциональные стили речи, ознакомиться с основными характеристиками каждого функционального стиля;
- развивающая – развивать логическое мышление, память, способность к анализу; формировать навыки самоконтроля; умение из текста выделять главное и обобщать полученный материал;
- воспитательная–воспитывать культуру речи студентов: соблюдать речевые нормы русского литературного языка.
ПРАКТИКУМ.
Задание 1. Определите, к каким стилям относятся приводимые ниже тексты. Укажите их особенности. В какой сфере общения используется каждый из них?
1. Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни отца /подпись/.
2. Легко сказать: пиши! На это нужен навык, нужна какая-то сноровка. Конечно, это вздор, но все-таки нужно! Вот я! Говорить я, хоть до завтра, а примись за письмо, и бог знает, что выходит. А ведь не дурак, кажется. /А. Островский/.
3. Твердое тело, состоящее из большого числа маленьких кристалликов, называется поликристаллическим. Одиночные кристаллы называют монокристаллами.
4. Как передает наш корреспондент, правительство Эстонии выделило 1 миллион евро на поддержку реэмиграции некоренных жителей. Материальную помощь в размере 100 евро получат только гражданские лица.
5. В Тбилиси на улице Георгия Товстоногова состоялось торжественное открытие мемориала имени бывшего режиссера БДТ. На мраморной табличке значится, что «с 1915 по 1946 гг. В этом доме жил великий режиссер». На мероприятии присутствовал президент Межгосударственной конфедерации театральных деятелей.
6. Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закрутился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, по дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собою солому, стрекоз и перья, поднялась к небу и затуманила солнце. (А. П. Чехов.)
7. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром…
8. Подтверждаем получение Вашего письма № 764 от 02 ноября 2012г., в котором Вы запрашиваете нас о дате проведения научной конференции. Сообщаем, что она состоится 21 декабря 2012г. Надеемся, что Вы примите в ней активное участие.
9. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон…
Задание 2. Выделите в составе синонимов общеупотребительные, книжные, разговорные слова. Какие из членов синонимического ряда относятся к внелитературным элементам (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова)? Какие из слов имеют эмоционально-экспрессивную окраску? За справками обращайтесь к толковым и синонимическим словарям.
а) Бессмысленный,глупый, дурацкий, идиотский; б) бить, избивать, колошматить, лупить, мутузить, дубасить, костылять; в) болтун, балаболка, пустобрёх, трепач, трепло; г) дорога, путь, стезя; д) думать, мыслить, мозговать, кумекать; е) местный, здешний, тутошний; ж) свергнуть, низвергнуть, низложить, свалить, сбросить; з) сильный, мощный, могучий, могутный, дюжий; и) печалиться, кручиниться; к) лоб, чело; л) губы, уста;
м) палец, перст.
Задание 3. Распределите слова по группам: нейтральные, высокие, сниженные. По толковым словарям проверьте наличие у слов дополнительных стилистических помет. Какие из этих слов имеют также ограничения по употреблению в конкретных стилях русского литературного языка?
Сад, берег, разгильдяй, головушка, дом, стол, день, работяга, трава, носатый, ручища, говорить, умничать, старикашка, воздух, стена, стезя, повествовать, негативный, чинуша, держава, чаяния, белый, огонь, языкастый, человечишка, книга, тетрадь, роща, крепыш, разиня, сумерки, туман, ручей, рассвет, хапуга, злюка, верзила, разглагольствовать, рифмач, виртуоз, стяг, зодчий, повергать, военщина, вечерком, балбес, реять, отчий, голубить.
Задание № 4 Напишите текст на свободную тему. (объем 70 слов)
Вариант 1В публицистическом стиле.
Вариант2В научном стиле.
Вариант 3В официально-деловом стиле.