График (расписание) на рабочую неделю
Форма 1
Рекомендации по заполнению основных видов учетной и отчетной документации
1. Годовой план работы
Планирование всего объема работы определяется психологом в соответствии с профилем конкретного образовательного учреждения. План утверждается в начале учебного года руководителем образовательного учреждения.
Структура плана может быть представлена с распределением основных мероприятий по видам деятельности (форма 1).
График (расписание) на рабочую неделю
График рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую неделю (форма 2).
Форма 2
Журнал учета видов работы
Психолог ведет документацию по психодиагностической, консультационной, индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работе, а также просветительской, экспертной и организационно-методической. Журнал учета видов работы позволяет отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-психологом образовательного учреждения в течение года. Благодаря наличию всего объема информации психолог может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные.
В журнале предлагается отводить определенное количество страниц на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Запись работы можно оформлять в соответствии с формами 3–10. Предлагаемые формы могут содержать и другую информацию, необходимую психологу для анализа деятельности.
Диагностика
– Если диагностика производится групповым способом, то в п. 2 журнала указывается категория группы (например: 6 «Б» класс) и прикладывается список диагностируемых.
– Методики диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, применяются несколько методов. В предлагаемой форме регистрации деятельности (форма 3) можно не указывать, какие именно методики были использованы в конкретном случае. В то же время рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик (форма 4).
Форма 3
Форма 4
Консультирование
– В графе «характер консультации» указывается первичная, повторная.
– В ситуации анонимного обращения рекомендуется применять кодирование информации.
– В примечании делаются необходимые пометки (например, направление к более узкому специалисту и т.п.) (форма 5).
Форма 5
Форма 6
Форма 7
Работа по программе __________________________________
Просветительская работа
Просветительская работа может проводиться в виде (форме) лекций, семинаров, выступлений на методических объединениях, родительских собраниях и т.д. (форма 8).
Форма 8
Экспертная работа
К экспертной работе относится участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации (форма 9).
Форма 9
Форма 10
Форма 11
В целом проведено за ___________________ (период)
Примерная структура отчета
1. Общие задачи и направления деятельности в ___________ учебном году.
2. Анализ профессиональной деятельности по направлениям.
2.1. Диагностическая работа.
2.2. Коррекционная и развивающая работа.
2.3. Консультативная работа с детьми, родителями, педагогами.
2.4. Профилактическая работа.
2.5. Медико-психолого-педагогические консилиумы.
2.6. Просветительская работа.
3. Методическая работа.
3.1. Участие в работе методического объединения.
3.2. Разработка и/или апробация диагностических, коррекционных и развивающих программ.
3.3. Состояние кабинета, пожелания к его усовершенствованию.
4. Повышение квалификации.
4.1. В текущем учебном году ____________________________________.
4.2. Потребность в повышении квалификации на будущий учебный год ____________________________________________________________.
5. Анализ актуальных проблем профессиональной деятельности.
6. Перспективные направления работы на следующий учебный год.
7. Мероприятия в общешкольный план работы ____________________.
В качестве промежуточной отчетности рекомендуется составлять статистическую справку (форма 11) за отчетный период, установленный в образовательном учреждении (четверть, триместр, полугодие или год).
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ
от 1 марта 1999г.
№3
Минобразованием России в результате обмена информацией как с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, так и с руководителями государственных и муниципальных образовательных учреждений системы общего профессионального образования установлено:
- неэффективное использование рабочего времени педагога-психолога при существующих нормативных документах, регламентирующих его деятельность;
- отсутствие возможности постоянного и систематического повышения своей профессиональной компетенции, что приводит к снижению эффективности деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различных типов и видов;
- при существующей организации деятельности педагога-психолога происходит быстрая профессиональная дисквалификация его как специалиста, вследствие чего в отдельных регионах Российской Федерации отмечается заметная текучесть психологических кадров.
Исходя из вышеизложенного, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, как у всех категорий педагогических работников образовательных учреждений (Закон Российской Федерации "Об образовании", статья 55, пункт 5), из них:
- индивидуальная групповая работа с обучающимися воспитанниками, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся воспитанников составляет 24 часа в неделю;
- подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации (см. Приложение), затраты времени на повышение профессиональной компетенции педагога-психолога составляют 12 часов в неделю, что не требует обязательного присутствия педагога-психолога в образовательном учреждении.
Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога как критерий оценки эффективности его деятельности.
Заместитель министра Е.Е ЧЕПУРНЫХ
Приложение
к Инструктивному письму Минобразования РФ
от 1 марта 1999
№ 3
ФОРМА № 5А (продолжение)
Психосоциальная ситуация развития
Актуальный конфликт, время его возникновения
Оценка социальной ситуации в учреждении образования
Оценка семейной ситуации
Психологическая защита (ощущения, фантазии, деятельность, контакты)
Самооценка
Ситуация в семье
Совместные занятия дома с ребенком________________________
Взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками_________
Взаимоотношения родителей с учреждением образования______
Отношения в семье______________________________________
Тип семейного воспитания_________________________________
ФОРМА № 5Б (продолжение)
Психологические данные
Интеллектуальные особенности_____________________________
Личностные характеристики________________________________
Зона ближайшего развития_________________________________
Мотивация_______________________________________________
Интересы, представления о будущем________________________
Медицинские данные
Рекомендовано:__________________________________________
Психологическое заключение:______________________________
ФОРМА № 5В
На основании психолого-медико-социального заключения рекомендовано: |
Посещение коррекционных занятий |
Специалист |
За прошедший период произошли следующие изменения: |
Рекомендации педагогу: |
С рекомендациями ознакомлен |
Педагог |
Рекомендации родителям: |
С рекомендациями ознакомлены |
мать |
отец |
ФОРМА № 6 (обязательна)
Программа работы педагога-психолога с группой
_________________________________________________ (какой)
1. Составлена психологом Ф.И.0.
2. Описание класса (группы):
• психологическая характеристика детей;
• общая характеристика работы педагога в этом классе (группе).
3 Цели программы (прописать конкретные цели и задачи работы с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то прописать и эти задачи).
4. Этапы реализации программы по месяцам.
5 Планируемые результаты психологической работы в классе (группе) в виде, допускающем их экспертную проверку:
ФОРМА № 6А (продолжение)
Результаты психологической работы в классе (группе)
В классе (группе) были проведены следующие диагностические исследования:
Время проведения | Тест | Название исследуемой тестом характеристики |
1.2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
Время проведения | Название тренинга | Тема занятий |
1.3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
Время проведения | Тема занятий | Цель занятий | Участники |
1.4. Название форм индивидуальной работы с детьми.
Время проведения | Тема занятий | Цель занятий | Ф.И.0. ребенка (если это была работа с отдельными детьми) |
Перечень полученных результатов работы с классом (группой) в виде, допускающем их понимание и использование теми, кто еще работает или будет работать с этим классом.
Рекомендации к дальнейшей работе с этим классом (группой).
Анализ опыта реализации данной программы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.
Дата Подпись психолога
ФОРМА № 7
(обязательна для учреждений специального образования)
Коррекционная работа
2000 г
Фамилия___________________Имя__________________________
Учреждение образования
Класс (группа)___________________________________________
Мнение специалиста (индивидуальная коррекция)
Сильные стороны ребенка | Слабые стороны ребенка |
Динамика коррекционного обучения
За прошедший период с _______ по_______ произошли следующие изменения_______________________________________________
Рекомендовано:
Форма № 8
(обязательна для учреждений специального образования)
Программа коррекционно-развивающих занятий
I.Пояснительная Записка 1. Актуальность, цель программы | в виде, позволяющем определить ее значимость для работы с данным контингентом (в учреждении образования) |
2. Задачи | в виде, определяющем пути достижения цели участниками занятий |
3. Адресат | с кем будут проводиться занятия (участники: дети, взрослые, учителя и т. д.) |
4. Содержание | в виде, раскрывающем содержание разделов |
II.Тематический план занятий по следующей схеме:
Тема | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний) |
III.Список литературы | Указывается литература, которую могут использовать участник группы |
Ведущий
Форма № 9
(обязательна для образовательных учреждении, реализующих авторские, инновационные программы)
Требования к авторским программам
Критерии оценки авторских программ:
- Научно-практическая новизна.
- Научная обоснованность.
- Актуальность и перспективность.
- Практическая направленность.
- Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.
- Представленность результатов апробации.
Перечень представляемых документов:
I. Программа:
1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные категории обучающихся, ожидаемые результаты.
2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них.
3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.
4. Список литературы, которую могут использовать обучающие, обучаемые и которую использовал автор. II. Примерный тематический план.
Направления защиты программы:
- Обоснование выбора курса.
- Цели и задачи курса.
- Содержание курса.
- Ожидаемые результаты.
- Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с другими курсами).
ФОРМА № 10 (рекомендована)
Аналитический отчет о работе педагога-психолога
- Цель, объект, предмет исследования. Построение гипотезы. Выбор психодиагностических методик. Разработчик, диагност.
- Представление результатов исследования.
- Анализ полученных данных
- Выводы и рекомендации.
ФОРМА №11 (рекомендована)
Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
1. Анализ состояния психологической службы (структура, кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.).
2. Обобщенный анализ результатов социопсихологического мониторинга, проводимого в соответствии с планом профилактической работы учреждений образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем проведенным обследованиям в учреждениях образования в форме таблиц, графиков, гистограмм; дискета).
3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого педагогами-психологами муниципальной психологической службы.
4. Анализ результатов мониторинга ведения курса "Основы жизненного самоопределения" в рамках регионального компонента, "Здоровый образ жизни", "Основы самопознания", "Половое просвещение" и других курсов, направленных на развитие личностной и эмоционально-волевой сферы.
5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогами-психологами муниципальной психологической службы (прилагаются обобщенные результаты обследований детей до, и после проведения коррекционно-развивающей работы в виде таблиц, графиков, гистограмм; дискета).
6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их возникновения, задачи и методы их решения.
7. План работы на следующий учебный год.
8. Перспективы развития службы.
Форма 1
Рекомендации по заполнению основных видов учетной и отчетной документации
1. Годовой план работы
Планирование всего объема работы определяется психологом в соответствии с профилем конкретного образовательного учреждения. План утверждается в начале учебного года руководителем образовательного учреждения.
Структура плана может быть представлена с распределением основных мероприятий по видам деятельности (форма 1).
График (расписание) на рабочую неделю
График рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую неделю (форма 2).
Форма 2
Журнал учета видов работы
Психолог ведет документацию по психодиагностической, консультационной, индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работе, а также просветительской, экспертной и организационно-методической. Журнал учета видов работы позволяет отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-психологом образовательного учреждения в течение года. Благодаря наличию всего объема информации психолог может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные.
В журнале предлагается отводить определенное количество страниц на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Запись работы можно оформлять в соответствии с формами 3–10. Предлагаемые формы могут содержать и другую информацию, необходимую психологу для анализа деятельности.
Диагностика
– Если диагностика производится групповым способом, то в п. 2 журнала указывается категория группы (например: 6 «Б» класс) и прикладывается список диагностируемых.
– Методики диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, применяются несколько методов. В предлагаемой форме регистрации деятельности (форма 3) можно не указывать, какие именно методики были использованы в конкретном случае. В то же время рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик (форма 4).
Форма 3
Форма 4
Консультирование
– В графе «характер консультации» указывается первичная, повторная.
– В ситуации анонимного обращения рекомендуется применять кодирование информации.
– В примечании делаются необходимые пометки (например, направление к более узкому специалисту и т.п.) (форма 5).
Форма 5