Муниципальная собственность.
В соотв. с ГК РФ (ст. 125 и 215) и ФЗ (ст. 51) органы МСУ от имени МО самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соотв. с Конституцией РФ, ФЗ и принимаемыми в соотв. с ними нормативно-правовыми актами МСУ.
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соотв. ГК РФ (ст. 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или др. МО.В соотв. со ст. 50 ФЗ в собственности МО может находиться:
1. имущество, предназначенное для решения установленных ФЗ вопросов местного значения;
2. имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, преданных органам МСУ, в случаях, установленных ФЗ и законами субъектов РФ;
3. имущество предназначенное для обеспечения деятельности органов МСУ и должностных лиц МСУ, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соотв. с нормативными правовыми актами представительного органа МО.
В ФЗ приводится разграничение имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и в собственности городских округов.
При разграничении собственности особенно важно учитывать тот факт, что собственность выступает как источник доходов и как инфраструктура для осуществления определенных задач. В связи с этим при разграничении собственности в обязательном порядке за органами МСУ должны быть закреплены имущественные объекты и земельные участки, которые составляют инфраструктуру предметов ведения МСУ.
На основании ч. 2 ст. 51 ФЗ органы МСУ вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов РФ и органам МСУ иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соотв. с ФЗаконами.
Исключительной компетенцией представительных органов МСУ является установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, в т.ч. порядка и условий приватизации муниципальной собственности. Представительные органы МСУ осуществляют контроль за деятельностью иных органов МСУ и должностных лиц МСУ по управлению и распоряжению МС.
42. Полномочия местного самоуправления можно подразделить на две группы:
1. “Собственные” полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признает за муниципальными образованиями государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
2. Отдельные государственные полномочия, которыми, могут законом наделяться органы местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется, согласно закону, только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом соответствующим законом определяются условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления данных полномочий. ,Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.1. Часть первая комментируемой статьи устанавливает виды важнейших предметов ведения органов местного самоуправления, родовой признак этих предметов ведения, а также в общих чертах - полномочия в решении вопросов местного значения. При этом необходимо обратить внимание на то, что включение названных вопросов в сферу деятельности муниципальных органов, безусловно, свидетельствует о их роли в данном отношении. Однако подобное не означает, что указанные органы "перекрывают" правомочия населения, сформулированные в ч.1 ст.130 Конституции. Будет правильно исходить из того, что они сохраняются у территориального сообщества, а муниципальные органы - его уполномоченные по управлению местными делами. Такой подход предопределяет ответственность и подконтрольность органов местного самоуправления населению, их тесное взаимодействие, возможность граждан востребовать те или иные вопросы для непосредственного решения.Муниципальные органы самостоятельно решают вопросы местного значения. Эта самостоятельность по-разному реализуется ими в соответствующих сферах, но в главном она предполагает, что органы местного самоуправления в рамках, установленных законом, действуют свободно, исключается санкционирование, подтверждение или отмена актов, принятых ими в пределах ведения (см. комм.к ст.12, ч.1 ст.130). В интересах дела данные органы координируют свою деятельность с органами государственной власти и иными муниципальными органами.В Конституции фиксируется ряд направлений деятельности органов местного самоуправления (ст. 40, 41, 43, 130, 131). В рассматриваемой части статьи дополнительно названы еще четыре. Одно из них - управление муниципальной собственностью. Указанная собственность принадлежит муниципальному образованию (см. комм.к ч.1 ст.130). От его имени правомочия собственника осуществляют прежде всего представительный орган местного самоуправления, который устанавливает порядок управления и распоряжения этой собственностью (ч.3 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995г. (СЗ РФ, 1995, N35, ст.3506), другие органы местного самоуправления в рамках их компетенции, а также на основе нормативных правовых актов и по их специальному поручению юридические лица и граждане (ч.2,3 ст.125 ГК).Органы местного самоуправления могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (ч.1,2 ст.125 ГК). Согласно упомянутому Федеральному закону они вправе в установленном порядке совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, любые сделки (ч.3 ст.29); создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации (ст.30); определять цели, условия и
7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
6.1. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:
1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;
2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.
7. Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации обюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
8. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.Статья 20. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
1. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
43. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ