Технологическая схема современного занятия

Технологическая карта занятия – форма планирования учебного занятия, организационный инструмент, который поможет педагогу эффективно управлять учебной деятельностью, достичь максимального образовательного результата. Технологическая карта отличается от традиционного конспекта формой и позволяет сконцентрировать содержание всего занятия. Четкая структура карты даёт видение взаимосвязей этапов, методов, приемов и содержания занятия.

Технологические карты индивидуальны, так как разрабатываются педагогом самостоятельно, исходя из его уровня творческих возможностей, квалификации; уровня обученности и обучаемости учащихся, уровня сформированности навыков и способов деятельности учащихся, обеспеченности образовательного процесса необходимым учебным оборудованием и современными средствами обучения. Умение конструировать технологическую карту играет важную роль в педагогической деятельности. Польза этого умения очевидна, т.к. педагогу приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога. Правильно составленная технологическая схема позволит определить место каждого занятия в учебном курсе и позволит ответить на следующие вопросы:

· Какие цели (новые знания, умения, навыки) должны быть достигнуты при изучении данной темы?

· Какие организационные формы обучения соответствуют содержанию учебного материала и уровню подготовки детей?

· Какую роль играет данная тема в учебном курсе?

· Какими знаниями, умениями, навыками овладеют дети в результате изучения темы?

· Какие формы контроля знаний, умений и навыков целесообразны?

Варианты технологических карт приведены в приложении.

Анализ учебного занятия.

В настоящее время огромное внимание уделяется качеству образовательной деятельности. Приведенные далее схемы анализа и самоанализа занятий в учреждении дополнительного образования детей помогут педагогу оценить занятие, проанализировать свой практический опыт педагогической деятельности, осмыслить проблемы, приблизиться к решению частных вопросов собственной педагогической практики.

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но можно выделить общие критерии анализа современного занятия.

Результативность •Экономное расходование времени занятия; •объем, прочность знаний и умений; •положительный уровень межличностных отношений; •вклад в формирование личностных качеств учащихся.
Структура занятия •Совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Особое внимание поиску оптимальных содержания и методов обучения таким, как: •комплексное планирование дидактических и воспитательных задач; •выделение в содержании занятия главного; определение последовательности и оптимальное распределение времени; дифференцированный и индивидуальный подход; •создание необходимых материально-технических условий.
Активизация познавательной деятельности детей Такая организация познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемные методы обучения, самостоятельные работы и др.).
Самостоятельность и творчество •Создание условий для самостоятельной работы; •обучение приемам самостоятельной работы; •обучение самостоятельному применению знаний и умений.

Памятка педагогу дополнительного образования для самоанализа занятия.

• Назовите тему и цель занятия. Какова степень достижения целей занятия?

• Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы?

• Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли
при этом индивидуальные особенности детей?

• Удалось ли выбранными приемами сформировать у детей мотивацию учебной (исследовательской, практической) деятельности на данном занятии?

• Насколько оптимальными для реализации целей занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности?

• Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия (теоретической и практической)?

• Удалось ли правильно определить формы и приемы контроля,
добиться его эффективности?

• Удалось ли правильно построить свое выступление и ответить
на вопросы учащихся?

• Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной
деятельности на занятии с позиции целевой установки?

• Какова реальная степень достижения целей данного занятия
и чем она обусловлена?

• Ваши дальнейшие действия.

Схема самоанализа занятия

1. Общие сведения:

• краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;

• характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

2. Тема учебного занятия:

• место в учебном курсе;

• степень сложности вообще и конкретно для данной группы.

3. Цель учебного занятия в образовательном, воспитательном
и развивающем аспектах.

4. Содержание учебного занятия:

• соответствие содержания его цели;

• дидактическая обработка содержания;

• как учебный материал развивает творческие способности детей;

• создание на занятиях условий для развития устойчивого интереса к обучению;

• формированию каких знаний и умений содействует материал.

5. Тип учебного занятия:

• какой тип занятия избран;

• место занятия в учебном курсе;

• способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями.

6. Структура учебного занятия:

• этапы учебного занятия;

• их последовательность;

• главный этап занятия и его характеристика;

• обеспечение целостности занятия.

7. Методы обучения:

• соответствие применяемых методов цели занятия;

• эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей;

• результативность используемых методов.

8. Система работы педагога:

• умение организовать работу детей;

• управление группой; определение объема учебного материала
для обучающихся;

• поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности общения и др.);

• роль педагога в создании микроклимата на занятии.

9. Система работы учащихся:

• организованность, активность;

• отношение к педагогу, способность сосредотачиваться на конкретном предмете, уровень усвоения знаний и умений; умение творчески применять знания и умения.

10. Общие результаты учебного занятия:

• выполнение запланированного объема;

• степень реализации цели занятия;

• общая оценка результатов и эффективности занятия;

• рекомендации по улучшению качества учебного занятия.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»

Конспект занятия

В детском объединении

«Талантливые ручки»

Педагог дополнительного образования:

Хордыкова М.И.

Тамбов

Тема: «Эти чудесные цветы»

Время и место проведения: 11 ноября 2014, 14.00; МБУДО ЦДОД, кабинет № 15.

Участники занятия: обучающиеся детского объединения «Талантливые ручки»

Год обучения: 1год обучения

Цель: овладение приемам изготовления цветов из лен­точного материала

Задачи:

Обучающие:

Ø научить навыкам работы лентами;

Развивающие:

Ø формировать у обучающихся образное мышление и твор­ческое воображение;

Воспитательные:

Ø воспитание трудолюбия, взаимопомощи, сотрудничества.

Материалы, оборудование, инструменты к занятию:

Нитки, ленты, иголка, ножницы, скотч, цветные бусины. Образцы цветов из лент, репродукции картин с изображением цветов, произведение П. И. Чайковского «Вальс цветов», картинка с изображе­нием гладиолуса, индивидуальные кар­точки с изображением цветов (разрезанные на части), цветы с названием станций, изображения насекомых.

План занятия:

1. Этап:организационный этап.(2 мин.)

Задача: Организация начала занятия.

Содержание: Приветствие.

Сообщение темы.

2. Этап: проверочный этап.(10 мин.)

Задача: Подготовка детей к работе.

Содержание: Сообщение познавательных сведений.

3. Этап: основной этап. (60 мин.)

1) Подготовительный (подготовка к освоению нового содержания).

Задача: Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание: Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.

2) Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучений.

Содержание: использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей.

3) Практическая работа.

Задача: Применение полученных знаний на практике.

Содержание: Применение приемов, заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно.

4. Этап: контрольный этап. (12 мин.)

Задача: Целевой обход.

Содержание: Заключительный инструктаж педагога.

5. Этап: итоговый этап. (6 мин.)

1) Подведение итогов.

Задача: Анализ и оценка успешности достижения цеи, определение перспективы последующей работы.

Содержание: Педагог совместно с детьми подводит итоги занятия.

2) Рефлексия.

Задача: Мобилизация детей на самооценку.

Содержание: Самооценка детей, своей работоспособности, психологического настроения, причин некачественной работы, полезность учебной работы.

Ход занятия.

Наши рекомендации