Технологическая схема современного занятия
Технологическая карта занятия – форма планирования учебного занятия, организационный инструмент, который поможет педагогу эффективно управлять учебной деятельностью, достичь максимального образовательного результата. Технологическая карта отличается от традиционного конспекта формой и позволяет сконцентрировать содержание всего занятия. Четкая структура карты даёт видение взаимосвязей этапов, методов, приемов и содержания занятия.
Технологические карты индивидуальны, так как разрабатываются педагогом самостоятельно, исходя из его уровня творческих возможностей, квалификации; уровня обученности и обучаемости учащихся, уровня сформированности навыков и способов деятельности учащихся, обеспеченности образовательного процесса необходимым учебным оборудованием и современными средствами обучения. Умение конструировать технологическую карту играет важную роль в педагогической деятельности. Польза этого умения очевидна, т.к. педагогу приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога. Правильно составленная технологическая схема позволит определить место каждого занятия в учебном курсе и позволит ответить на следующие вопросы:
· Какие цели (новые знания, умения, навыки) должны быть достигнуты при изучении данной темы?
· Какие организационные формы обучения соответствуют содержанию учебного материала и уровню подготовки детей?
· Какую роль играет данная тема в учебном курсе?
· Какими знаниями, умениями, навыками овладеют дети в результате изучения темы?
· Какие формы контроля знаний, умений и навыков целесообразны?
Варианты технологических карт приведены в приложении.
Анализ учебного занятия.
В настоящее время огромное внимание уделяется качеству образовательной деятельности. Приведенные далее схемы анализа и самоанализа занятий в учреждении дополнительного образования детей помогут педагогу оценить занятие, проанализировать свой практический опыт педагогической деятельности, осмыслить проблемы, приблизиться к решению частных вопросов собственной педагогической практики.
К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но можно выделить общие критерии анализа современного занятия.
Результативность | •Экономное расходование времени занятия; •объем, прочность знаний и умений; •положительный уровень межличностных отношений; •вклад в формирование личностных качеств учащихся. |
Структура занятия | •Совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Особое внимание поиску оптимальных содержания и методов обучения таким, как: •комплексное планирование дидактических и воспитательных задач; •выделение в содержании занятия главного; определение последовательности и оптимальное распределение времени; дифференцированный и индивидуальный подход; •создание необходимых материально-технических условий. |
Активизация познавательной деятельности детей | Такая организация познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемные методы обучения, самостоятельные работы и др.). |
Самостоятельность и творчество | •Создание условий для самостоятельной работы; •обучение приемам самостоятельной работы; •обучение самостоятельному применению знаний и умений. |
Памятка педагогу дополнительного образования для самоанализа занятия.
• Назовите тему и цель занятия. Какова степень достижения целей занятия?
• Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы?
• Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли
при этом индивидуальные особенности детей?
• Удалось ли выбранными приемами сформировать у детей мотивацию учебной (исследовательской, практической) деятельности на данном занятии?
• Насколько оптимальными для реализации целей занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности?
• Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия (теоретической и практической)?
• Удалось ли правильно определить формы и приемы контроля,
добиться его эффективности?
• Удалось ли правильно построить свое выступление и ответить
на вопросы учащихся?
• Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной
деятельности на занятии с позиции целевой установки?
• Какова реальная степень достижения целей данного занятия
и чем она обусловлена?
• Ваши дальнейшие действия.
Схема самоанализа занятия
1. Общие сведения:
• краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;
• характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.
2. Тема учебного занятия:
• место в учебном курсе;
• степень сложности вообще и конкретно для данной группы.
3. Цель учебного занятия в образовательном, воспитательном
и развивающем аспектах.
4. Содержание учебного занятия:
• соответствие содержания его цели;
• дидактическая обработка содержания;
• как учебный материал развивает творческие способности детей;
• создание на занятиях условий для развития устойчивого интереса к обучению;
• формированию каких знаний и умений содействует материал.
5. Тип учебного занятия:
• какой тип занятия избран;
• место занятия в учебном курсе;
• способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями.
6. Структура учебного занятия:
• этапы учебного занятия;
• их последовательность;
• главный этап занятия и его характеристика;
• обеспечение целостности занятия.
7. Методы обучения:
• соответствие применяемых методов цели занятия;
• эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей;
• результативность используемых методов.
8. Система работы педагога:
• умение организовать работу детей;
• управление группой; определение объема учебного материала
для обучающихся;
• поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности общения и др.);
• роль педагога в создании микроклимата на занятии.
9. Система работы учащихся:
• организованность, активность;
• отношение к педагогу, способность сосредотачиваться на конкретном предмете, уровень усвоения знаний и умений; умение творчески применять знания и умения.
10. Общие результаты учебного занятия:
• выполнение запланированного объема;
• степень реализации цели занятия;
• общая оценка результатов и эффективности занятия;
• рекомендации по улучшению качества учебного занятия.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
Конспект занятия
В детском объединении
«Талантливые ручки»
Педагог дополнительного образования:
Хордыкова М.И.
Тамбов
Тема: «Эти чудесные цветы»
Время и место проведения: 11 ноября 2014, 14.00; МБУДО ЦДОД, кабинет № 15.
Участники занятия: обучающиеся детского объединения «Талантливые ручки»
Год обучения: 1год обучения
Цель: овладение приемам изготовления цветов из ленточного материала
Задачи:
Обучающие:
Ø научить навыкам работы лентами;
Развивающие:
Ø формировать у обучающихся образное мышление и творческое воображение;
Воспитательные:
Ø воспитание трудолюбия, взаимопомощи, сотрудничества.
Материалы, оборудование, инструменты к занятию:
Нитки, ленты, иголка, ножницы, скотч, цветные бусины. Образцы цветов из лент, репродукции картин с изображением цветов, произведение П. И. Чайковского «Вальс цветов», картинка с изображением гладиолуса, индивидуальные карточки с изображением цветов (разрезанные на части), цветы с названием станций, изображения насекомых.
План занятия:
1. Этап:организационный этап.(2 мин.)
Задача: Организация начала занятия.
Содержание: Приветствие.
Сообщение темы.
2. Этап: проверочный этап.(10 мин.)
Задача: Подготовка детей к работе.
Содержание: Сообщение познавательных сведений.
3. Этап: основной этап. (60 мин.)
1) Подготовительный (подготовка к освоению нового содержания).
Задача: Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание: Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.
2) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучений.
Содержание: использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей.
3) Практическая работа.
Задача: Применение полученных знаний на практике.
Содержание: Применение приемов, заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно.
4. Этап: контрольный этап. (12 мин.)
Задача: Целевой обход.
Содержание: Заключительный инструктаж педагога.
5. Этап: итоговый этап. (6 мин.)
1) Подведение итогов.
Задача: Анализ и оценка успешности достижения цеи, определение перспективы последующей работы.
Содержание: Педагог совместно с детьми подводит итоги занятия.
2) Рефлексия.
Задача: Мобилизация детей на самооценку.
Содержание: Самооценка детей, своей работоспособности, психологического настроения, причин некачественной работы, полезность учебной работы.
Ход занятия.