Этап - организационно-подготовительный и диагностический.
Задачи этапа: подготовка педагога и учащихся к занятию.
Содержание этапа: создание педагогом положительного благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность, активизация внимания детей.
Задачи диагностического этапа: диагностика усвоенных знаний, проверка выполненных самостоятельных работ, анализ качества их выполнения, необходимая коррекция.
Содержание диагностического этапа: выбор приемлемых методик для выполнения детьми самостоятельного задания, акцентирование внимания на усвоение ими воспитательных и дидактических задач предыдущего занятия.
Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания, активности, восприятия, настроя учащихся на предстоящее занятие, уровня взаимопомощи, сотворчества детей, самооценки собственной деятельности, оценочной деятельности педагога.
2 этап - конструирующий, состоящий из 3-х этапов: основного, систематизированного, контрольного.
Задачи основного этапа: обеспечение восприятия учащимися нового учебного материала.
Содержание основного этапа: максимальная активизация познавательной деятельности учащихся на основе теоретического материала, введение практических творческих заданий, развивающих определенные умения учащихся.
Результат деятельности на основном этапе: осознанное усвоение учащимися нового учебного материала и первоначальное развитие практических умений.
Задачи систематизированного этапа: формирование у обучающихся системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме.
Содержание систематизированного этапа: самостоятельное выполнение учащимися тренировочных заданий, обыгрывание игровых ситуаций.
Результат деятельности на систематизированном этапе: системное, осознанное усвоение учащимися нового материала.
3 этап - итоговый, состоящий из аналитического, рефлексивного и информационного.
Задачи аналитического этапа: анализ качества и уровня усвоения учащимися теоретических и практических знаний, умений, анализ и оценка достижения цели занятия.
Содержание аналитического этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей.
Результат деятельности на аналитическом этапе: подготовка учащихся к самооценке, собственной деятельности.
Задачи рефлексивного этапа: самооценка учащимися собственной деятельности, оценка сотрудничества.
Результат деятельности на рефлексивном этапе: подготовка, осмысление самостоятельной домашней работы (если она будет предложена учащимся).
Задачи информационного этапа: объяснение учащимся логики следующего занятия.
Содержание информационного этапа: информация о литературе, которую следует использовать к последующему занятию, инструктаж по выполнению задания.
Результат деятельности: определение перспектив развития творческой деятельности в данной образовательной области.
План и конспект учебного занятия
Подготовка к учебному занятию — не формализм, а трудоемкая, порой филигранная работа, выверяющая и уточняющая задуманное, требующая инициативы и вдохновения.
Письменный план или конспект занятия углубляет его замысел, уточняет разработку, укладывает задуманное во времени. Письменный план нужен не столько на самом занятии, сколько до занятия — для того, чтобы осуществить задуманное.
План — это письменная формулировка основных этапов занятия, формулировка тематики опроса, вопросов беседы, для закрепления изучаемого материала, перечень задач, упражнений, фиксация основных положений рассказа педагога.
Конспект занятия — подробное описание всего хода занятия с формулировками вопросов к учащимся; это описание наглядных пособий и методики их использования; это полный конспект излагаемого педагогом материала. Конспект занятия — это его сценарий. Педагог фиксирует название этапов, раскрывает его осуществление. Если намечена беседа, то формулируется ряд ее последовательных вопросов. Если намечена информация педагога – приводится план этой информации, или тезисы. Если учащимся предлагается самостоятельное наблюдение – указывается материал этих наблюдений и порядок его анализа, техническая аппаратура, мера и продолжительность использования.
Отступления от плана и конспекта возможны, если необходимы. Но чем точнее и продуманнее план, конспект, тем зорче педагог на занятии, тем яснее он видит надобность отступления, тем смелее его осуществляет. Выбор того, что писать — план или конспект, — индивидуальное право каждого педагога. Начинающим педагогам конспект более надежно обеспечивает продуманность, четкость, последовательность, эффективность проведения учебного занятия.
В плане (конспекте) очевидна необходимость в четкой формулировке цели: только отчетливое знание педагогом того, чего он хочет добиться на данном занятии, обеспечивает структуру всего занятия и конструкцию его отдельных этапов.
Цель занятия должна быть конкретной, диагностичной, реалистической, триединой - включать обучающий, развивающий, воспитательный аспект. Цель занятия предполагает результат, который должен быть достигнут совместной деятельностью учащихся и педагога.
Варианты конструирования образовательных целей: формирование новых понятий на уровне…; обеспечение усвоения учащимися особенностей приемов…, обучение новому способу действия, новым рабочим приемам, новым трудовым операциям…; устранение пробелов в знаниях о…; обобщение и систематизация знания о…; отработка навыков; закрепление известных способов действий…; обучения выполнению задания по образцу или переносу знаний, умений в новую ситуацию…; обучение самостоятельной оценке результата работы…; обучение умению делать выводы…
Варианты конструирования развивающих целей: развитие мыслительных операций - анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и т. д.; развитие видов мышления (наглядно- действенного, наглядно – образного, абстрактно- логического), воображения (репродуктивного, творческого); развитие качества ума (критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты, творчества); развитие сенсорных навыков (определение признаков и свойств материалов по их цвету, запаху, на ощупь, ориентирование в пространстве и времени); развитие моторных навыков(точности движений, их скорости, силы, координированности и т. д. ); развитие умений учебного труда (наблюдения, запоминания, планирования, самоконтроля, работы в нужном темпе и др.); развитие волевой и эмоциональной сферы(настойчивости, самостоятельности, умения владеть собой, уверенности в своих силах, способности преодолевать трудности);
Варианты конструирования воспитательных целей: воспитание патриотизма (интереса к настоящему и будущему своей страны, родного края, чувства гордости за Родину, ее людей- тружеников, готовности к ее защите); интернационализма (уважения чести и достоинства людей всех национальностей, интереса к культуре и искусству других народов); бережного отношения к природе, народному достоянию; мотивов учения (познавательной потребности, интереса и активности, отношения к образованию как к важному и необходимому для личности и общества); мотивов труда (потребности в нем, стремления принести пользу людям, желания овладеть какой-либо профессией); гуманности (внимательного, заботливого отношения к людям; сочувствия, уважения к старшим, милосердия); коллективизма (требовательности к себе и людям, ответственности перед коллективом, привычки считаться с общественным мнением); дисциплинированности (выполнения правил человеческого общежития, нравственных норм, установленных требований к поведению и труду); эстетических взглядов (культуры речи, одежды, поведения и труда); творческого начала личности.
Для достижения цели педагогом планируются задачи.
Общие требования к постановке задач занятия.
Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития учащихся.
-Задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования.
-Задач может быть столько, сколько необходимо для достижения цели.
-Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности.
-Задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение.
-Задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать).
-Задачи формулируются четко, в формулировке задач должно присутствовать ключевое слово - глагол, определяющий основные действия педагога и учащихся (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).
Комплексное планирование задач учебного занятия
(по М. Поташнику)
Каждое занятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Обучающие задачи.
К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:
- обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.;
- обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений, (операций, технологий, способов изготовления);
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения...
Развивающие задачи
Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка:
- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление,
- создать условия для развития... ;
- способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания (импатии)), развитию мимики ребенка;
- способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность),
- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).
Воспитательные задачи.
Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности.
- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.
Прогнозируемые результаты занятия должны отражать степень достижения поставленных целей занятия.