Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного;несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1 – 2 предложения вместо пересказа).
2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточнаясформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия, дисграфия.
2. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости
Логопедическая характеристика: нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; словарный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия.
В логопедическом заключении определяются: I) степень системного недоразвития речи, 2) нарушения устной речи, 3) нарушения письменной речи.
Примерные формулировки логопедического заключения
• Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
Стертая форма псевдобульбарной дизартрии.
Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).
• Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной
отсталости, механическаядислалия.
Аграмматическаядислексия и дисграфия.
3. Рекомендации к постановке логопедического заключения детям с дизартрией М. Е. Мастюковой*
Диагноз ставится совместно врачом и логопедом. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизартрии, отметить особенности общего речевого развития, определить уровень речевого развития, а также дать качественную характеристику структуры дефекта, отметив, является ли у ребенка дефект только фонетическим или фонетико-фонематическим. В школьном возрасте отмечается влияние речедвигательного дефекта на письменную речь, наличие фонематической или артикуляционно-акустической дисграфии.
В речевой карте ребенка с дизартрией, наряду с клиническим диагнозом, который ставит врач, отражая по возможности и форму дизартрии, необходимо логопедическое заключение, основанное на принципе системного подхода к анализу речевых нарушений.
Например:
1. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетический дефект.
2. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие.
У школьника может быть такой вариант: псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Артикуляторно-акустическая дисграфия.
3. Псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи (III уровень).
__________________________________________________________________
* Е.М. Мастюкова Обследование детей с дизартрией, вопросы диагноза / Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 680 с.
4. Рекомендации по составлению заключений ПМПК В. М. Акименко*
*Приводится по книге «Речевые нарушения у детей» / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 141 с. – (Сердце отдаю детям).
Для дошкольных общеобразовательных учреждений
Заключение ПМПК:
ОНР (I, II, III уровня) у ребенка с дизартрией (и т. д.) – тяжелое нарушение речи.
Рекомендуется воспитание и обучение по программе коррекционного учреждения дошкольного образования V вида (группа для детей с ОНР, ФФНР).
Заключение ПМПК:
Смешанные нарушения психологического развития с расстройствами артикуляции речи. Несформированность языковых и речевых средств у ребенка у ребенка со ст. ф. дизартрии.
Рекомендуется воспитание и обучение по программе коррекционного учреждения дошкольного образования VII вида.
Варианты заключений и рекомендаций МППК для ОУ
1. Для детей с нарушениями речи.
Заключение: ФФНР, ОНР у ребенка с ... (развернутый речевой диагноз).Рекомендации: Обучение по общеобразовательной программе, занятия на школьном логопедическом пункте.
2. Для детей со смешанными специфическими нарушениями психологического развития (ЗПР).
Заключение: смешанные специфические нарушения психологического развития. Несформированность языковых и речевых средств.
Рекомендации: обучение по программе VII вида, ... класс. Занятия с логопедом.
3. Для детей с нарушением интеллекта.
3.1. Заключение: легкая умственная отсталость. Несформированность языковых и речевых средств.
Рекомендации: обучение по программе VIII вида, ... класс.
3.2. Заключение: умеренная умственная отсталость. Несформированность языковых и речевых средств.
Рекомендации: обучение по VIII виду (по программе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости), ... класс.
3.3. Заключение: умеренная / тяжелая умственная отсталость. Несформированность языковых и речевых средств.
Рекомендации: создание индивидуально-педагогических условий для развития ребенка.
Варианты заключений и рекомендаций МППК для ДОУ
1. Для детей с нарушениями речи.
1.1. Заключение: ОНР (I, II, III уровня) у ребенка с дизартрией (ринолалией, заиканием...) – тяжелое нарушение речи.
Рекомендуется: обучение и воспитание в детском саду компенсирующего вида (группа для детей с тяжелыми нарушениями речи).
1.2. Заключение: ФФНР у ребенка с дизартрией (ринолалией, заиканием...).
Рекомендуется: обучение и воспитание в детском саду компенсирующего вида (группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).
2. Для детей с нарушением интеллекта.
2.1. Заключение: легкая умственная отсталость.
Рекомендации: обучение и воспитание в детском саду компенсирующего вида (группа для детей с нарушением интеллекта – умственной отсталостью).
2.2. Заключение: смешанные специфические нарушения психологического развития.
Рекомендации: обучение и воспитание в детском саду компенсирующего вида (группа для детей с задержкой психического развития).
3. Для сложной структуры дефекта (ЗПР + ОНР).
Заключение: смешанные специфические нарушения психи-то развития, вторичное тяжелое нарушение речи.
Рекомендуется: обучение и воспитание в детском саду компенсирующего вида (группа для детей с задержкой психического развития).
Примеры формулирования логопедических заключений
Отсутствие единого стандарта формулирования логопедических заключений вынуждает учителей-логопедов к самостоятельному определению перечня их наименований. Многие из подобных продуктов интеллектуальной деятельности могут стать предметом дискуссионного обсуждения. Однако, с целью побуждения учителей-логопедов к собственным методическим изысканиям, в качестве иллюстрации приводим пример формулирования логопедических заключений, представленный учителем-логопедом специальной (коррекционной) школы № 24 г. Магнитогорска Корнещук С.А. Данный вариант избран нами как пример реализации синтеза психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций. В иных аспектах он так же может являться основанием для обсуждения.
1. Недостаточнаясформированность языковых и речевых средств (фонетическое, фонетико-фонематическое, лексико-грамматическое недоразвитие речи) у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).
2. Нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).(1-й класс).
3. Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетическим (фонетико-фонематическим) недоразвитием речи у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).
4. Нарушение письма и чтения, обусловленное лексико-грамматическим недоразвитием речи у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).
5. Нарушение письма и чтения, обусловленное общей недостаточной сформированностью средств языка (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лексико-грамматическое недоразвитие речи) у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).
6. Дисграфия, обусловленнаянесформированностью языкового анализа и синтеза.
7. Аграмматическаядисграфия, обусловленная лексико-грамматическим недоразвитием речи.
8. Акустическая (аграмматическая) дисграфия с нарушением восприятия пространственных координат у ребенка со стертой формой дизартрией (ринолалией, заиканием).
9.Акустическая дисграфия, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).
10. Дизорфография.
11. Системное недоразвитие речи легкой (средней, тяжелой) степени при легкой (средней, тяжелой) умственной отсталости у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).