Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении падежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного;несформированность словообразования; отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие (1 – 2 предложения вместо пересказа).

2. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значитель­ные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточнаясформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых зве­ньев, нарушение последовательности событий); выраженная дис­лексия, дисграфия.

2. Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

Логопедическая характеристика: нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформи­рованы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; сло­варный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь еди­ничные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласова­ния прилагательного и существительного в косвенных падежах мно­жественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звень­ев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия.

В логопедическом заключении определяются: I) степень си­стемного недоразвития речи, 2) нарушения устной речи, 3) нару­шения письменной речи.

Примерные формулировки логопедического заключения

• Системное недоразвитие речи средней степени при умствен­ной отсталости.

Стертая форма псевдобульбарной дизартрии.

Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисгра­фия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

• Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной
отсталости, механическаядислалия.

Аграмматическаядислексия и дисграфия.

3. Рекомендации к постановке логопедического заключения детям с дизартрией М. Е. Мастюковой*

Диагноз ставится совместно врачом и логопедом. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизарт­рии, отметить особенности общего речевого развития, определить уровень речевого развития, а также дать качественную характеристику структуры дефекта, отметив, является ли у ребенка дефект только фонетическим или фонетико-фонематическим. В школьном возрасте отмечается влияние речедвигательного дефекта на письменную речь, наличие фонематической или артикуляционно-акустической дисграфии.

В речевой карте ребенка с дизартрией, наряду с клиническим диагнозом, который ставит врач, отражая по возможности и форму дизартрии, необходимо логопедическое заключение, основанное на принципе системного подхода к анализу речевых нарушений.

Например:

1. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетический дефект.

2. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие.

У школьника может быть такой вариант: псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

3. Псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи (III уровень).

__________________________________________________________________

* Е.М. Мастюкова Обследование детей с дизартрией, вопросы диагноза / Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 680 с.

4. Рекомендации по составлению заключений ПМПК В. М. Акименко*

*Приводится по книге «Речевые нарушения у детей» / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 141 с. – (Сердце отдаю детям).

Для дошкольных общеобразовательных учреждений

Заключение ПМПК:

ОНР (I, II, III уровня) у ребенка с дизартрией (и т. д.) – тяжелое нарушение речи.

Рекомендуется воспитание и обучение по программе кор­рекционного учреждения дошкольного образования V вида (группа для детей с ОНР, ФФНР).

Заключение ПМПК:

Смешанные нарушения психологического развития с расстройствами артикуляции речи. Несформированность языковых и речевых средств у ребенка у ребенка со ст. ф. дизартрии.

Рекомендуется воспитание и обучение по программе коррекционного учреждения дошкольного образования VII вида.

Варианты заключений и рекомендаций МППК для ОУ

1. Для детей с нарушениями речи.

Заключение: ФФНР, ОНР у ребенка с ... (развернутый рече­вой диагноз).Рекомендации: Обучение по общеобразовательной програм­ме, занятия на школьном логопедическом пункте.

2. Для детей со смешанными специфическими нарушениями психологического развития (ЗПР).

Заключение: смешанные специфические нарушения психо­логического развития. Несформированность языковых и рече­вых средств.

Рекомендации: обучение по программе VII вида, ... класс. За­нятия с логопедом.

3. Для детей с нарушением интеллекта.

3.1. Заключение: легкая умственная отсталость. Несформи­рованность языковых и речевых средств.

Рекомендации: обучение по программе VIII вида, ... класс.

3.2. Заключение: умеренная умственная отсталость. Несфор­мированность языковых и речевых средств.

Рекомендации: обучение по VIII виду (по программе для де­тей с тяжелой степенью умственной отсталости), ... класс.

3.3. Заключение: умеренная / тяжелая умственная отсталость. Несформированность языковых и речевых средств.

Рекомендации: создание индивидуально-педагогических ус­ловий для развития ребенка.

Варианты заключений и рекомендаций МППК для ДОУ

1. Для детей с нарушениями речи.

1.1. Заключение: ОНР (I, II, III уровня) у ребенка с дизартрией (ринолалией, заиканием...) – тяжелое нарушение речи.

Рекомендуется: обучение и воспитание в детском саду компенсирующего вида (группа для детей с тяжелыми нарушениями речи).

1.2. Заключение: ФФНР у ребенка с дизартрией (ринолалией, заиканием...).

Рекомендуется: обучение и воспитание в детском саду компенсирующего вида (группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

2. Для детей с нарушением интеллекта.

2.1. Заключение: легкая умственная отсталость.

Рекомендации: обучение и воспитание в детском саду ком­пенсирующего вида (группа для детей с нарушением интеллек­та – умственной отсталостью).

2.2. Заключение: смешанные специфические нарушения пси­хологического развития.

Рекомендации: обучение и воспитание в детском саду ком­пенсирующего вида (группа для детей с задержкой психического развития).

3. Для сложной структуры дефекта (ЗПР + ОНР).

Заключение: смешанные специфические нарушения психи-то развития, вторичное тяжелое нарушение речи.

Рекомендуется: обучение и воспитание в детском саду компенсирующего вида (группа для детей с задержкой психического развития).

Примеры формулирования логопедических заключений

Отсутствие единого стандарта формулирования логопедических заключений вынуждает учителей-логопедов к самостоятельному определению перечня их наименований. Многие из подобных продуктов интеллектуальной деятельности могут стать предметом дискуссионного обсуждения. Однако, с целью побуждения учителей-логопедов к собственным методическим изысканиям, в качестве иллюстрации приводим пример формулирования логопедических заключений, представленный учителем-логопедом специальной (коррекционной) школы № 24 г. Магнитогорска Корнещук С.А. Данный вариант избран нами как пример реализации синтеза психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций. В иных аспектах он так же может являться основанием для обсуждения.

1. Недостаточнаясформированность языковых и речевых средств (фонетическое, фонетико-фонематическое, лексико-грамматическое недоразвитие речи) у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).

2. Нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).(1-й класс).

3. Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетическим (фонетико-фонематическим) недоразвитием речи у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).

4. Нарушение письма и чтения, обусловленное лексико-грамматическим недоразвитием речи у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).

5. Нарушение письма и чтения, обусловленное общей недостаточной сформированностью средств языка (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лексико-грамматическое недоразвитие речи) у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).

6. Дисграфия, обусловленнаянесформированностью языкового анализа и синтеза.

7. Аграмматическаядисграфия, обусловленная лексико-грамматическим недоразвитием речи.

8. Акустическая (аграмматическая) дисграфия с нарушением восприятия пространственных координат у ребенка со стертой формой дизартрией (ринолалией, заиканием).

9.Акустическая дисграфия, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).

10. Дизорфография.

11. Системное недоразвитие речи легкой (средней, тяжелой) степени при легкой (средней, тяжелой) умственной отсталости у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).

Наши рекомендации