Анализ ситуации и желаемые результаты.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования достаточно четко определяет вектор развития современной системы образования.
Отметим наиболее важные положения ФГОС общего образования, актуальные для реализации данного проекта:
Во-первых, основным критерием качественного образования должны стать образовательные результаты школьника. При этом в условиях реализации ФГОС оцениваются не только предметные, но и метапредметные результаты.
Во-вторых, условием достижения высокого качества образования является ориентация на метапредметность. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
В-третьих, в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Перечисленные положения ФГОС требуют от педагога использования инструментария, адекватного уровню развития современных технологий представления, обработки и передачи информации и, что не менее важно, потребностям школьников нового тысячелетия.
Готовы мы к этому или нет, но информационные технологии все больше определяют лицо современного образования. В “Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года” утверждается, что этапы качественного развития большинства отраслей, в том числе образования, связаны с внедрением информационных технологий. Ускоренное внедрение в образовательный процесс новаций, эффективность которых подтверждается мировым опытом, способствует повышению качества образования. Среди таких новаций отмечается, прежде всего, электронное обучение.
Понятия электронного обучения и обучения с использованием дистанционных технологий введены в учебно-воспитательный процесс Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.09.2012 (статья 16).
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Образовательные организации получили право применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в таком объеме, какой им требуется. Имеются соответствующие приказы министерства образования и науки Российской Федерации, фиксирующие порядок применения технологий в начальном общем, основном общем, среднем общем, среднем профессиональном, дополнительном образовании. Данные технологии могут быть использованы при проведении вступительных экзаменов, на практиках, во время аттестации и вообще на любых учебных занятиях. При этом целые программы могут быть реализованы только за счет электронного обучения.
Для успешной реализации проекта необходимы соответствующие условия в разных плоскостях: материально-технической (мощности компьютерных систем в образовательных организациях), кадровой и организационной (обученность учителей, потребность школ в дистанционном обучении школьников).
Во всех школах МР «Усть-Куломский» имеется доступ в интернет. Около половины школ (46%) имеют скорость интернет-соединения 512 Кбит/с, 10 школ (38%) – 128 Кбит/с , 15% школ имеют более высокую производительность сетевого оборудования.
Несмотря на то, что скорости невелики, в школах района имеется возможность реализации технологииBOYD (Bringyourowndevice – принеси свое устройство), она во многих школах района учителями внедрена в процесс обучения, даже если это внедрение является вынужденной мерой. Сознательное включение мобильных устройств учеников в образовательный процесс - это одна из актуальных ИКТ-технологий в учебном процессе. Дистанционное обучение, описанное нашим проектом, будет проходить в основном во внеучебное время и, может быть, даже вне школы. Поэтому интернет на основе мобильной связи будет в этом случае играть более высокую роль, чем интернет ОО.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Результаты анализа выполнения программ в разрезе ОО, проводимого ежегодно, констатируют, чтовыполнение программы в целом, не значит, что все учащиеся усвоили материал, данный на уроке учителем. Пропуски уроков по болезни требуют от учащегося индивидуальных усилий по «наверстанию упущенного». Карантинные мероприятия нередко заставляют учителя сжимать и сокращать структуру учебного материала. Дистанционные курсы «заточенные» под конкретных учащихся, или по конкретной тематике за дни, пропущенные учащимися по болезни или в связи с карантином; для одаренных учащихся, для учащихся, сменивших учебное заведение, найдут, по нашему мнению, свою нишу в образовательной сфереУсть-Куломского района.