Структура социологической системы знаний
Структура социологической системы знаний
-это не только сов-ть информации, представлений и научных знаний о социальных явлений, а прежде всего упорядоченность знаний саморазвивающихся и функционирующих в соц.об-ве.
Уровни
1.Фундаментальный(приращение научно- технических знаний)
2.Прикладной
3.Социальная инженерия
4.Макросоциология
5.Микросоциология
6.Теоретическое-разработка соц.теорий, изучение процессов и явлений в об-ве а также самого соц. Знания.
7.Эмпирический- сов-ть данных, информации, содержащих статистические и документальные факты
8.Специальные- отдельные соц. Явления,взаимосвязанные с другими соц. Явлениями.
9.Общественные- соц. Явления и общество в целом.
История соц-ой мысли в России
Развитие социологической науки в России во второй половине XX в. обусловлено рядом особенностей:
медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества. Биполярная структура российского общества ("низы — верхи") при практическом отсутствии среднего класса стимулировала высокую степень насилия, особую карательную роль государства в интеграции общества. Коллективные (общинные) формы социальной общности обусловили неразвитость индивидуального сознания, приоритет общественного интереса над личным;
интегрирующим началом выступало православие:
заметное влияние идеологии. В общественном сознании российского общества преобладали крайности — консерватизм и радикализм. Первый был связан со славянофильством, с поиском особого пути развития России. Радикализм настаивал на революционных методах преобразования общества (начиная от декабристов и завершая большевизмом).
История социологии в СССр
Первое десятилетие советской власти в целом характеризовалось продолжением тех традиций социоло-ской мысли, которые сложились на предшествующем этапе развития, с той лишь поправкой, что марксистская школа стала постепенно претендовать на ведущую роль. Социология получила поддержку в известной степени и потому, что это была официальная позиция, выраженная В.И. Лениным в его проекте развития Социалистической академии, в котором он ставил вопрос о развитии социальных исследований. Были созданы институты, занимающиеся различной социо-ческой проблематикой. В 1920-е годы серьезное развитие получили отдельные отрасли соци-ого знания. С конца 1920-х годов наступил перерыв в развитии соци-ческой мысли. До конца 1950-х годов социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным» наукам, к ложным теориям, якобы уводящим от достоверного знания. В этой связи интересно отметить, что преследованию подверглись не только точные и естественные науки — кибернетика и генетика. Социологии же нанесли сокрушительный удар почти на два десятка лет раньше, на грани 20-х—30-х годов XX века.
Начиная с конца 1950-х годов социология стала возрождаться, хотя этот процесс происходил не без серьезных изъянов и издержек. Крепло убеждение в необходимости организации соци-ских исс-й, первые шаги сделало соци-кое образование. Все большее признание получали методы социологии в экономике, политике, в исторических и правовых науках, в языкознании, искусствоведении, литературе С конца 1960-х до начала 1980-х годов имчительный вклад в исследование по самым различным вопросам социологии был внесен. Что касается теоретич проблем, то публикации этого периода свидет о том, с каким трудом отпочковывалась социология от историч материализма.
Личность как субъект и объект
Личность- человеческий индивид, обладающий сов-ью социально- значимых черт св-в и кач-в кот он реализует в об-ве и явл субъектом сознательной деят-ти
-индивидуальность и неповторимость
Объект
Выполнение человеком различных соц. Ролей, занимает различные соц. Статусы, взаимодействует с различными соц. Институтами.. Рассматриваются социальные характеристики чела
Субъект
Характеризует автономность, в опр. Степени независимость от об-ва. Независимость связана с спсобностью влавствовать над собой, следовательно наличие- самосознания, самоанализа, самоконтроль, самооценка.
Социализация
-процесс воздействия на чела об-ва и соц. Стр-ры в рез-те кот. Люди накапливают соц. Опыт и становятся личностью
Стадии
-детство
-юность
-зрелость
-старость
Агенты- люди, несущие отв-ть за обучение других людей соц. Нормам и приобретения ими соц. Ролей.
Общество как система
По определению Шилза
Общество- это
- единое объединение не явл. Частью наиболее крупной с-мы
- в брак вступают представители лишь данного объединения
-общество пополняестя за счет детей этих объединений.
- наличие собств. Территории
-наличие системы управления.
Соц. Структура общества- сов-ть взаимосвязанных и взаимодействующих между собой соц. Групп, общостей, кот отличаются по ряду признаков
Модели стр-ры( классовая, этническая, территориальная, демографическая, семейно- бытовая, профессиональная, образоват.духовная)
Социальный институт
- исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей в различных сферах обществ. Жизни
-базичсный механизм регулирования об-ва
Социальная организация- применительно к социальным объектам употребляется в трех смыслах: 1) как элемент социальной структуры искусственноеобъединениеинституционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения четко очерченных функций вид деятельности - процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект через констатацию соответствующих функций элементов системы, упорядочиванию связей, дефиницию целей и задач и т.д.; 3) степень внутренней упорядоченности, согласованности частей целого\
- определенная структура, строение, тип связей как способ соединения элементов в систему система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации. Основные признаки социальной организации: наличие единой цели; наличие системы власти; распределение функций.
-
Стратификация
- процесс и рез-т дифференциации об-ва на соц. Слои отличающиеся по уровню дохода, квалификации образованию- следствие соц. Неравенства.
Гл. измерения
-власть
-престиж
-образование
-доход
Виды
-вертикальная(нисходящая, восходящая_
-горизонтальная.
Соц. Взаимодействие.
-взаимодействие людей друг с другом.
Вкдючает- социальные отношения, институты, общности.
Соц.взаимодействия- зависимость людей кот. Реализовывается через соц. Действия осуществляемое через ориентацию на ответное действие.
Виды-
-антогонистическое- принуждение
-солидарная-добровольная
-смешанная
Стр-ра
-субъект
-объект
Механизмы
Соц. Конфликты
- одно из распостаненных форм соц. Действия.
В основе конфликта лежит
-отсутствие согласия
-наличие противоречий
- наличие противоборствующ-х сторон со своими несовместимыми целями.
Структура
-конфликтная ситуация
-конфл.действиме\
-разрешение его
-последствия
Осн. И гл. путем решения явл компромисс
Соц. Группа и общность
- сов-ть индивидов кот характеризуются общими интересами, установками, совместной д-ью, в рамках опр. Обществ. Сферы.
Классификация
1. По объемц(большие, малые)
2. способу и характеру организованности( формальные неформальные)
3. Заданность положения( объективные субъективные)
4. Содержанию действия(номинальные, типологические, ассоциации, организации)
5. Принадлежности чела к группе( ингруппа, аутгруппа, референтгруппа)
6. Характер взаимоотношений( первичные, вторичные)
7. Время жизни( устойчивые, нецстойчивые)
Соц. Общность- источник взаимодействия соц. Усановок и интересов.
Классификация браков
традиционным считали моногамный брак между мужчиной и женщиной освещенный в церкви и прописанный в церковную книгу, но современные нравы в эти понятия уже давно не вписываются. Я хочу предложить свою трактовку: традиционный брак – это брак между лицами противоположного пола закрепляющий обязанности супругов друг перед другом, перед будущими и уже имеющимися детьми, а также перед обществом, что подтверждается регистрацией в соответствующих административных органах.
Нетрадиционный брак – это брак между лицами противоположного пола закрепляющий обязанности супругов друг перед другом, а также перед обществом, что подтверждается регистрацией в соответствующих административных органах. Некоторые законодательные органы допускают усыновление или удочерение однополыми парами, но только в качестве исключения, поэтому из определения я выкинул строчки об этом.
1. По характеру распределения семейных обязанностей
-традиционная(патриархальная)- существование под одной крышей, как мин.з-х поколений, роль лидера отводится старшему ьужчине,экономическая зависимость жен.от муж., закрепление муж.и жен. Обязанностей
-Неотрадиционная-сохраняются установки на лидерство мужчин, но в отличие от первого типа существует способность женщины осуществлять свободную внешне-экономическую деятельность.
-Эголитарная- равные условия-справедливое распределение обязанностей,обсуждение совместных проблем, формирование эмоциональной насыщенности отношений.
2. экзогамные
3.эндогамные
4.Моногамные
5.Полигамные
- полигиния-1 муж
-полиандрия-1 жен.
Классификация семей
Проводится по косогвинальной и коньюгальной основе. Косонгвинальная- кровно-родственные отношения принадлежащие к нескольким поколениям.Супружеская пара проживает либо у мужа либо у жены.
Коньюгальная- основана на супружеских а не на родственных отношениях.
- Полная семья- родители и дети
-неполная-1 родитель(мать или отец)и дети. Либо просто родители
Функции семьи
1.Репродуктивная- биологическое воспроизводство об-ва,удовлетворение потребности в детях
2. восптательная-социализация молодого поколения, поддержание культурного непрерывного об-ва
3.Хозяйственно-бытовая- Поддержание физ.здоровья семьи, об-ва, уход за детьми
4. Экономическая- эк-я поддержка несовершеннолет-х нетрудосп-х членов об-ва
5. Первично-социальный контроль- моральная регламентация поведения членов чсемьи в разл-х сферах жизнедеятельности.Формирование отв-ти обязат-в в отношениях м-у супругами, родителями и детьми.
6. Духовное общение-развитие личности и членов семьи
7.Соц. статус- предоставление опр. Статуса членам семьи
8. Досуговая- Соц.контроль в сфере досуга
9. Эмоциональная-эмоциональная стабилизация индивидов, соц-я терапия
10. удовлетворение секс.потребностей.
Нуклеарная семья
- семья ограниченная 2-мя поколениями
Появлению нуклеарной семьи способствовала отмена кровосмещения.третье поколение явл. Следствием образования новой семьи.
Структура.
- репродуктивная-родители + несовершеннолетние дети
- ориентационная- семьи, из которых уже вышли взрослые дети. Нуклеарная семья возможна лишь в тех общностях где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно.
Функции-
-воспитательная
-придание социального статутса
- забота, защита, и придание эмоциональной поддержка.
Образование.Виды
Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней
=целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний
Образование связано с воспитанием человека.
Виды
Дошкольное образование.
Среднее (школьное) образование.
Средее профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование.
Заочное, дистанционное, дневное, светское, конфессиональное.
Структура социологической системы знаний
-это не только сов-ть информации, представлений и научных знаний о социальных явлений, а прежде всего упорядоченность знаний саморазвивающихся и функционирующих в соц.об-ве.
Уровни
1.Фундаментальный(приращение научно- технических знаний)
2.Прикладной
3.Социальная инженерия
4.Макросоциология
5.Микросоциология
6.Теоретическое-разработка соц.теорий, изучение процессов и явлений в об-ве а также самого соц. Знания.
7.Эмпирический- сов-ть данных, информации, содержащих статистические и документальные факты
8.Специальные- отдельные соц. Явления,взаимосвязанные с другими соц. Явлениями.
9.Общественные- соц. Явления и общество в целом.