Структура социологической системы знаний

Структура социологической системы знаний

-это не только сов-ть информации, представлений и научных знаний о социальных явлений, а прежде всего упорядоченность знаний саморазвивающихся и функционирующих в соц.об-ве.

Уровни

1.Фундаментальный(приращение научно- технических знаний)

2.Прикладной

3.Социальная инженерия

4.Макросоциология

5.Микросоциология

6.Теоретическое-разработка соц.теорий, изучение процессов и явлений в об-ве а также самого соц. Знания.

7.Эмпирический- сов-ть данных, информации, содержащих статистические и документальные факты

8.Специальные- отдельные соц. Явления,взаимосвязанные с другими соц. Явлениями.

9.Общественные- соц. Явления и общество в целом.

История соц-ой мысли в России

Развитие социологической науки в России во второй половине XX в. обусловлено рядом особенностей:

медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества. Биполярная структура российского общества ("низы — верхи") при практическом отсутствии среднего класса стимулировала высокую степень насилия, особую карательную роль государства в интеграции общества. Коллективные (общинные) формы социальной общности обусловили неразвитость индивидуального сознания, приоритет общественного интереса над личным;

интегрирующим началом выступало православие:

заметное влияние идеологии. В общественном сознании российского общества преобладали крайности — консерватизм и радикализм. Первый был связан со славянофильством, с поиском особого пути развития России. Радикализм настаивал на революционных методах преобразования общества (начиная от декабристов и завершая большевизмом).

История социологии в СССр

Первое десятилетие советской власти в целом характеризовалось продолжением тех традиций социоло-ской мысли, которые сложились на предшествующем этапе развития, с той лишь поправкой, что марксистская школа стала постепенно претендовать на ведущую роль. Социология получила поддержку в известной степени и потому, что это была официальная позиция, выраженная В.И. Лениным в его проекте развития Социалистической академии, в котором он ставил вопрос о развитии социальных исследований. Были созданы институты, занимающиеся различной социо-ческой проблематикой. В 1920-е годы серьезное развитие получили отдельные отрасли соци-ого знания. С конца 1920-х годов наступил перерыв в развитии соци-ческой мысли. До конца 1950-х годов социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным» наукам, к ложным теориям, якобы уводящим от достоверного знания. В этой связи интересно отметить, что преследованию подверглись не только точные и естественные науки — кибернетика и генетика. Социологии же нанесли сокрушительный удар почти на два десятка лет раньше, на грани 20-х—30-х годов XX века.

Начиная с конца 1950-х годов социология стала возрождаться, хотя этот процесс происходил не без серьезных изъянов и издержек. Крепло убеждение в необходимости организации соци-ских исс-й, первые шаги сделало соци-кое образование. Все большее признание получали методы социологии в экономике, политике, в исторических и правовых науках, в языкознании, искусствоведении, литературе С конца 1960-х до начала 1980-х годов имчительный вклад в исследование по самым различным вопросам социологии был внесен. Что касается теоретич проблем, то публикации этого периода свидет о том, с каким трудом отпочковывалась социология от историч материализма.

Личность как субъект и объект

Личность- человеческий индивид, обладающий сов-ью социально- значимых черт св-в и кач-в кот он реализует в об-ве и явл субъектом сознательной деят-ти

-индивидуальность и неповторимость

Объект

Выполнение человеком различных соц. Ролей, занимает различные соц. Статусы, взаимодействует с различными соц. Институтами.. Рассматриваются социальные характеристики чела

Субъект

Характеризует автономность, в опр. Степени независимость от об-ва. Независимость связана с спсобностью влавствовать над собой, следовательно наличие- самосознания, самоанализа, самоконтроль, самооценка.

Социализация

-процесс воздействия на чела об-ва и соц. Стр-ры в рез-те кот. Люди накапливают соц. Опыт и становятся личностью

Стадии

-детство

-юность

-зрелость

-старость

Агенты- люди, несущие отв-ть за обучение других людей соц. Нормам и приобретения ими соц. Ролей.

Общество как система

По определению Шилза

Общество- это

- единое объединение не явл. Частью наиболее крупной с-мы

- в брак вступают представители лишь данного объединения

-общество пополняестя за счет детей этих объединений.

- наличие собств. Территории

-наличие системы управления.

Соц. Структура общества- сов-ть взаимосвязанных и взаимодействующих между собой соц. Групп, общостей, кот отличаются по ряду признаков

Модели стр-ры( классовая, этническая, территориальная, демографическая, семейно- бытовая, профессиональная, образоват.духовная)

Социальный институт

- исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей в различных сферах обществ. Жизни

-базичсный механизм регулирования об-ва

Социальная организация- применительно к социальным объектам употребляется в трех смыслах: 1) как элемент социальной структуры искусственноеобъединениеинституционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения четко очерченных функций вид деятельности - процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект через констатацию соответствующих функций элементов системы, упорядочиванию связей, дефиницию целей и задач и т.д.; 3) степень внутренней упорядоченности, согласованности частей целого\

- определенная структура, строение, тип связей как способ соединения элементов в систему система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации. Основные признаки социальной организации: наличие единой цели; наличие системы власти; распределение функций.

-

Стратификация

- процесс и рез-т дифференциации об-ва на соц. Слои отличающиеся по уровню дохода, квалификации образованию- следствие соц. Неравенства.

Гл. измерения

-власть

-престиж

-образование

-доход

Виды

-вертикальная(нисходящая, восходящая_

-горизонтальная.

Соц. Взаимодействие.

-взаимодействие людей друг с другом.

Вкдючает- социальные отношения, институты, общности.

Соц.взаимодействия- зависимость людей кот. Реализовывается через соц. Действия осуществляемое через ориентацию на ответное действие.

Виды-

-антогонистическое- принуждение

-солидарная-добровольная

-смешанная

Стр-ра

-субъект

-объект

Механизмы

Соц. Конфликты

- одно из распостаненных форм соц. Действия.

В основе конфликта лежит

-отсутствие согласия

-наличие противоречий

- наличие противоборствующ-х сторон со своими несовместимыми целями.

Структура

-конфликтная ситуация

-конфл.действиме\

-разрешение его

-последствия

Осн. И гл. путем решения явл компромисс

Соц. Группа и общность

- сов-ть индивидов кот характеризуются общими интересами, установками, совместной д-ью, в рамках опр. Обществ. Сферы.

Классификация

1. По объемц(большие, малые)

2. способу и характеру организованности( формальные неформальные)

3. Заданность положения( объективные субъективные)

4. Содержанию действия(номинальные, типологические, ассоциации, организации)

5. Принадлежности чела к группе( ингруппа, аутгруппа, референтгруппа)

6. Характер взаимоотношений( первичные, вторичные)

7. Время жизни( устойчивые, нецстойчивые)

Соц. Общность- источник взаимодействия соц. Усановок и интересов.

Классификация браков

традиционным считали моногамный брак между мужчиной и женщиной освещенный в церкви и прописанный в церковную книгу, но современные нравы в эти понятия уже давно не вписываются. Я хочу предложить свою трактовку: традиционный брак – это брак между лицами противоположного пола закрепляющий обязанности супругов друг перед другом, перед будущими и уже имеющимися детьми, а также перед обществом, что подтверждается регистрацией в соответствующих административных органах.

Нетрадиционный брак – это брак между лицами противоположного пола закрепляющий обязанности супругов друг перед другом, а также перед обществом, что подтверждается регистрацией в соответствующих административных органах. Некоторые законодательные органы допускают усыновление или удочерение однополыми парами, но только в качестве исключения, поэтому из определения я выкинул строчки об этом.

1. По характеру распределения семейных обязанностей

-традиционная(патриархальная)- существование под одной крышей, как мин.з-х поколений, роль лидера отводится старшему ьужчине,экономическая зависимость жен.от муж., закрепление муж.и жен. Обязанностей

-Неотрадиционная-сохраняются установки на лидерство мужчин, но в отличие от первого типа существует способность женщины осуществлять свободную внешне-экономическую деятельность.

-Эголитарная- равные условия-справедливое распределение обязанностей,обсуждение совместных проблем, формирование эмоциональной насыщенности отношений.

2. экзогамные

3.эндогамные

4.Моногамные

5.Полигамные

- полигиния-1 муж

-полиандрия-1 жен.

Классификация семей

Проводится по косогвинальной и коньюгальной основе. Косонгвинальная- кровно-родственные отношения принадлежащие к нескольким поколениям.Супружеская пара проживает либо у мужа либо у жены.

Коньюгальная- основана на супружеских а не на родственных отношениях.

- Полная семья- родители и дети

-неполная-1 родитель(мать или отец)и дети. Либо просто родители

Функции семьи

1.Репродуктивная- биологическое воспроизводство об-ва,удовлетворение потребности в детях

2. восптательная-социализация молодого поколения, поддержание культурного непрерывного об-ва

3.Хозяйственно-бытовая- Поддержание физ.здоровья семьи, об-ва, уход за детьми

4. Экономическая- эк-я поддержка несовершеннолет-х нетрудосп-х членов об-ва

5. Первично-социальный контроль- моральная регламентация поведения членов чсемьи в разл-х сферах жизнедеятельности.Формирование отв-ти обязат-в в отношениях м-у супругами, родителями и детьми.

6. Духовное общение-развитие личности и членов семьи

7.Соц. статус- предоставление опр. Статуса членам семьи

8. Досуговая- Соц.контроль в сфере досуга

9. Эмоциональная-эмоциональная стабилизация индивидов, соц-я терапия

10. удовлетворение секс.потребностей.

Нуклеарная семья

- семья ограниченная 2-мя поколениями

Появлению нуклеарной семьи способствовала отмена кровосмещения.третье поколение явл. Следствием образования новой семьи.

Структура.

- репродуктивная-родители + несовершеннолетние дети

- ориентационная- семьи, из которых уже вышли взрослые дети. Нуклеарная семья возможна лишь в тех общностях где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно.

Функции-

-воспитательная

-придание социального статутса

- забота, защита, и придание эмоциональной поддержка.

Образование.Виды

Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней

=целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний

Образование связано с воспитанием человека.

Виды

Дошкольное образование.

Среднее (школьное) образование.

Средее профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование.

Заочное, дистанционное, дневное, светское, конфессиональное.

Структура социологической системы знаний

-это не только сов-ть информации, представлений и научных знаний о социальных явлений, а прежде всего упорядоченность знаний саморазвивающихся и функционирующих в соц.об-ве.

Уровни

1.Фундаментальный(приращение научно- технических знаний)

2.Прикладной

3.Социальная инженерия

4.Макросоциология

5.Микросоциология

6.Теоретическое-разработка соц.теорий, изучение процессов и явлений в об-ве а также самого соц. Знания.

7.Эмпирический- сов-ть данных, информации, содержащих статистические и документальные факты

8.Специальные- отдельные соц. Явления,взаимосвязанные с другими соц. Явлениями.

9.Общественные- соц. Явления и общество в целом.

Наши рекомендации